Новое в ИКТ-законодательстве: февраль 2012 года
Федеральный закон "Об образовании" в феврале был дополнен нормами в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Установлен порядок проведения проверок соблюдения законодательства о СМИ. В Москве планируется создать "Единый центр хранения и обработки данных". В него будет включена информация об объектах, за которыми ведется видеонаблюдение.
Федеральное законодательство
Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"Вносятся изменения в закон об образовании. Определено, что понимается под электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями. Закреплено, что они могут применяться при реализации образовательных программ. Для случаев, когда эти программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных технологий, предусмотрено следующее. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися данных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения. Вносятся изменения в закон об образовании. Определено, что понимается под электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями. Если используются электронное обучение, дистанционные технологии, то местом осуществления такой образовательной деятельности считается место нахождения образовательного учреждения (его филиала). Лицензионные требования и условия в сфере образовательной деятельности должны предусматривать возможность применять электронное обучение, дистанционные технологии.
Указ президента РФ от 8 февраля 2012 г. N 146 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности информации в информационных системах, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий" Определено, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности данных в информационных системах, являются ФСБ и ФСТЭК России. Речь идет о системах, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий. В связи с этим расширены полномочия названных служб. Так, ФСБ России в пределах своих полномочий теперь разрабатывает и утверждает нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности указанных систем. Организует и проводит исследования в области защиты информации. Кроме того, выполняет экспертные криптографические, инженерно-криптографические и специальные исследования таких систем. Готовит экспертные заключения на предложения о проведении работ по их созданию. Также закреплено, что ФСТЭК России разрабатывает стратегию и определяет приоритетные направления деятельности по обеспечению безопасности сведений в информационных системах, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий, обрабатывающих данные ограниченного доступа. Следит за состоянием работ по обеспечению названной безопасности. Формирует и устанавливает в пределах своей компетенции требования по обеспечению безопасности этой информации.
Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2012 г. N 111 "Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи" Утверждены правила использования усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - ЭП) органами исполнительной власти и местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой. Они не применяются к отношениям, возникающим при обмене электронными документами, содержащими гостайну. Участники межведомственного электронного взаимодействия могут самостоятельно изготовить ключи ЭП или обратиться к аккредитованным удостоверяющим центрам. Последние создают и выдают квалифицированный сертификат ключа. Сертификат действует с момента его выдачи. Его действие может быть прекращено, в частности, при нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи (компрометации ключа). Об этом необходимо сообщить в удостоверяющий центр. Информация вносится в реестр квалифицированных сертификатов. Документ с ЭП должен содержать достоверную информацию о моменте его подписания. Кроме того, он должен пройти процедуру признания ЭП. Участнику межведомственного электронного взаимодействия, предоставившему документ, который подписан недействительной ЭП, направляется уведомление об отказе в его приеме к обработке. Утверждены требования к обеспечению совместимости средств ЭП при организации электронного взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления между собой.
Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 75 "Об утверждении Положения об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами" Установлен порядок контроля (надзора) за соблюдением законодательства России о СМИ. Этим занимаются Роскомнадзор и его территориальные органы. Речь идет о проверочных мероприятиях, не требующих взаимодействия ведомства с лицами, в отношении которых они проводятся. Проверке подлежат учредители, редакции, издатели и распространители СМИ, госорганы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов, вещатели. Проверяющие органы выполняют аудио- и видеозаписи вышедших в эфир теле- и радиоканалов (программ), запрашивают на время проведения мероприятий экземпляры продукции СМИ у получателей обязательных экземпляров документов. Страницы сетевых интернет-изданий, содержащие запрещенную информацию, распечатываются на бумажном носителе и заверяются проверяющим органом. Роскомнадзор взаимодействует с органами госнаркоконтроля и федеральной службы безопасности, а также уполномоченными в сфере противодействия экстремистской деятельности, с ЦИК России и избирательными комиссиями регионов. Если обнаружены нарушения, составляется докладная записка. На ее основании руководитель контролирующего органа (его заместитель) выносит письменное предупреждение учредителю и (или) редакции (главному редактору) СМИ или принимает решение об организации и проведении проверок.
Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" Установлен новый порядок лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Речь идет об информации, не содержащей гостайну. Определен перечень работ и услуг в названной сфере, подлежащих лицензированию. Это, в частности, контроль защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа и модификации в средствах и системах информатизации; их проектирование в защищенном исполнении и аттестационные испытания; установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации. Установлен новый порядок лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Как и ранее, лицензии выдает ФСТЭК России. Лицензионные требования в целом не изменились. Ряд из них конкретизирован. Так, если соискателем лицензии выступает индивидуальный предприниматель, он должен иметь высшее профобразование в области технической защиты информации. Допускается высшее или среднее техническое образование при условии прохождения переподготовки или повышения квалификации по вопросам технической защиты информации. Если соискатель планирует проводить сертификационные испытания продукции, используемой в целях защиты конфиденциальных данных (на соответствие требованиям по безопасности информации), необходимо наличие системы производственного контроля в соответствии с установленными стандартами. Комплект документов, представляемых для получения лицензии, также не претерпел значительных изменений. Правоустанавливающие документы на помещения, предназначенные для ведения деятельности, не требуются, если права на них зарегистрированы в ЕГРП. В этом случае подаются лишь сведения о помещениях. Прописан порядок переоформления лицензии при намерении выполнять новые работы или смене места ведения деятельности. Установлен перечень грубых нарушений лицензионных требований. Они считаются таковыми, если повлекли негативные последствия (например, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне и безопасности государства). Напомним, что грубое нарушение лицензионных требований является основанием для приостановления деятельности.
Приказ Федерального казначейства от 15 февраля 2012 г. N 72 "Об утверждении требований к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет" Утверждены новые требования к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет. Сведения предоставляются о казенных, бюджетных и автономных учреждениях всех уровней и их обособленных структурных подразделениях, которым утверждено государственное (муниципальное) задание. Материалы выкладываются на сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru. Как и ранее, закрепляются правила регистрации пользователей на сайте, процедура формирования, предоставления, размещения и корректировки сведений, требования к автоматизированным рабочим местам для работы на сайте и к электронным копиям документов, направляемым через него. До 1 июля 2012 г. бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о выделении им субсидий из соответствующего бюджета, предоставляют поправки к перечню государственных (муниципальных) учреждений в виде заявки на внесение в него изменений. Форма и указания по ее заполнению приводятся. Указанную заявку, кроме того, предоставляют учреждения, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета. При этом в строке "Специальные указания" прописывается: "Предоставляются субсидии". Ранее учреждения предоставляли заявку на внесение изменений в справочник в форме реестра организаций сектора госуправления. Прежние требования утратили силу.
Региональное законодательство
Постановление правительства Ставропольского края от 2 февраля 2012 г. N 23-п "Об определении официального сайта Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения проектов нормативов градостроительного проектирования Ставропольского края" Официальным сайтом для размещения проектов нормативов градостроительного проектирования Ставропольского края определен официальный сайт министерства строительства и архитектуры края - www.minstroysk.ru.
Приказ министерства сельского хозяйства Иркутской области от 10 февраля 2012 г. N 11-МПР "Об утверждении Регламента подготовки и размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о деятельности министерства сельского хозяйства Иркутской области" Регламент определяет порядок подготовки, представления и размещения информации о деятельности министерства сельского хозяйства Иркутской области на официальном сайте министерства сельского хозяйства Иркутской области в сети интернет, а также требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом министерства.
Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 14 февраля 2012 г. N 1296 "Об определении официальных печатных изданий и официального сайта в сети "Интернет" для размещения информации о приватизации муниципального имущества муниципального образования город Краснодар" В соответствии с требованиями федерального законодательства информация о продаже муниципального имущества муниципального образования город Краснодар подлежит обязательному опубликованию. Настоящим постановлением официальными печатными изданиями и официальным сайтом в сети интернет для публикации и размещения такой информации объявляются газета "Краснодарские известия", "Вестник органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар", а также официальный Интернет-портал администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара www.krd.ru соответственно.
Постановление администрации города Тамбова от 13 февраля 2012 г. N 1004 "О разработке инвестиционного паспорта города Тамбова и об организации мониторинга Интернет-сайта "Инвестиционный паспорт города Тамбова" Утвержден порядок и условия проведения мониторинга интернет-сайта "Инвестиционный паспорт города Тамбова". Определены права и обязанности администратора, оператора и заявителя, порядок организации мониторинга сайта, формы предоставления информационных материалов, порядок доступа к сведениям сайта. Регламентирован порядок обновления и дополнения Интернет-сайта. Электронная версия сайта является открытой для общего доступа в режиме просмотра и расположена в сети Интернет по адресу: www.invest.city.tambov.gov.ru.
Постановление губернатора Костромской области от 6 февраля 2012 г. N 25 "Об организации работы с персональными данными, обработке и защите конфиденциальной информации в автоматизированных информационных системах администрации Костромской области" Утверждено положение об организации работы с персональными данными в администрации Костромской области. Установлено, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта. Персональные данные следует получать лично у субъекта. В случае возникновения необходимости получения персональных данных у третьей стороны следует известить об этом субъекта заранее, получить его письменное согласие. Не допускается обработка специальных категорий персональных данных субъектов, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В Нижнем Новгороде планируется внедрить автоматизированную систему контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта, не дольше, чем этого требуют цели их обработки; они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении. В целях информационного обеспечения в администрации области могут создаваться общедоступные источники персональных данных. В общедоступные источники с письменного согласия субъекта могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом. Передача персональных данных субъекта возможна только с его письменного согласия.
Постановление кабинета министров Республики Татарстан от 13 февраля 2012 г. N 114 "Об утверждении Регламента функционирования Государственной автоматизированной системы управления целевыми программами" Функции администратора системы управления целевыми программами исполняет минэкономики РТ. Министерствам и ведомствам республики предписано обеспечить формирование внутриведомственных рабочих групп по обеспечению ввода в систему данных по формированию и исполнению целевых программ, назначить координаторов рабочих групп, ответственных за внесение информации в систему и взаимодействие с минэкономики РТ; ввод в систему данных по структуре и плановым значениям индикаторов и объемов финансирования целевых программ, утвержденных до даты вступления в силу постановления; осуществлять формирование и исполнение целевых программ с использованием системы. Министерство информатизации и связи РТ должно осуществить интеграцию системы с порталом правительства РТ.
Постановление правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. N 26-ПП "Об утверждении Положения об эксплуатации автоматизированных информационных систем и ресурсов города Москвы" Установлено, что департамент информационных технологий осуществляет координацию деятельности участников по эксплуатации автоматизированных информационных систем и ресурсов города (ИСиР), а также утверждает порядок осуществления взаимодействия участников по организации и осуществлению эксплуатации ИСиР с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Данная деятельность финансируется за счет предоставляемых субсидий. Органы исполнительной власти, обеспечивающие эксплуатацию ИСиР, ежегодно до 1 марта представляют в Департамент информационных технологий заявку на организацию эксплуатации ИСиР в очередном году, включая указание планируемой стоимости работ по эксплуатации. На основании заявок Департаментом информационных технологий формируется обобщенная информация об эксплуатации ИСиР, которая является основанием для расчета объемов бюджетных ассигнований на эксплуатацию ИСиР.
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 21 февраля 2012 г. N 630 "О внедрении автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода" На территории Нижнего Новгорода в срок до 31 декабря 2013 года планируется организовать внедрение автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте.
Постановление Московской областной думы от 2 февраля 2012 г. N 19/5-П "О Положении о Комитете по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации" Комитет по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации является постоянно действующим коллегиальным органом Московской областной Думы. В ведении данного органа находятся вопросы дорожной деятельности, транспорта, связи и информатизации в пределах компетенции Думы. Оговорено, что на заседания могут приглашаться эксперты.
Постановление правительства Республики Тыва от 7 февраля 2012 г. N 48 "О Совете при Правительстве Республики Тыва по информатизации, телекоммуникациям и развитию информационного общества в Республике Тыва" Деятельность совета направлена на построение и развитие базовой инфраструктуры информационного общества, обеспечение безопасности ее функционирования, повышение доступности для различных категорий пользователей; развитие экономики, социальной сферы, инфраструктуры Республики Тыва на основе использования информационных технологий и телекоммуникационных сервисов.
Закон Санкт-Петербурга от 21 февраля 2012 г. N 45-8 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О государственных информационных системах Санкт-Петербурга" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 8 февраля 2012 года) Скорректированы положения закона Санкт-Петербурга "О государственных информационных системах Санкт-Петербурга" в части, касающейся правил делопроизводства и электронного документооборота в государственных органах Санкт-Петербурга. Так, исключены пункты о порядке организации выдачи сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц государственных органов, исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также правилах использования электронных цифровых подписей уполномоченных лиц вышеуказанных органов для подписания электронных документов. В Москве планируется создать государственную информационную систему "Единый центр хранения и обработки данных" (ЕЦХД). В нее включается информация об объектах, за которыми ведется видеонаблюдение. Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования. Положения, касающиеся использования электронных цифровых подписей, вступают в силу с 1 июля 2012 года.
Постановление Правительства Оренбургской области от 17 февраля 2012 г. N 136-п "О едином реестре информационных систем Оренбургской области" Регистрации подлежат государственные и иные информационные системы, предназначенные для использования при осуществлении государственных функций и (или) предоставлении государственных услуг вне зависимости от названия данных систем (реестры, регистры, справочно-информационные системы, каталоги и другие). Регистрация, актуализация сведений, отмена регистрации, а также доступ к информации, содержащейся в Реестре, осуществляются на безвозмездной основе.
Постановление правительства Красноярского края от 10 февраля 2012 г. N 42-П "Об утверждении порядка ведения реестра государственных информационных систем Красноярского края и регистрации в нем государственных информационных систем Красноярского края, состава сведений реестра государственных информационных систем Красноярского края" Регистрация, актуализация сведений, отмена регистрации осуществляются на безвозмездной основе. Оператором реестра является министерство информатизации и связи Красноярского края. Для проведения регистрации, актуализации сведений, отмены регистрации ИС КК оператор ИС КК подает оператору реестра соответствующую заявку путем заполнения электронных форм реестра. Заявитель подает заявку о регистрации ИС КК в течение 15 календарных дней с момента введения ИС КК в эксплуатацию. Возможность подачи соответствующей заявки возникает у заявителя после авторизации (авторизация заявителя осуществляется с помощью имени (логина) и пароля) в реестре. Сведения, необходимые заявителю для авторизации в реестре, направляются в письменной форме в его адрес оператором реестра в течение 10 календарных дней с момента получения оператором реестра письменного запроса органа государственной власти Красноярского края, принявшего решение о создании соответствующей ИС КК.
Постановление правительства Вологодской области от 7 февраля 2012 г. N 95 "Об информационной системе "Официальный портал Вологодской области" Информационная система "Официальный портал Вологодской области" является интерактивным информационным ресурсом правительства области и органов исполнительной государственной власти Вологодской области в информационно-телекоммуникационной сети интернет. При этом право собственности на ИС принадлежит правительству области. Приведен состав ИС. Освещена процедура предоставления и обработки информации.
Постановление правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. N 24-ПП "Об утверждении Положения о государственной информационной системе "Единый центр хранения и обработки данных" В Москве планируется создать государственную информационную систему "Единый центр хранения и обработки данных" (ЕЦХД). В нее включается информация об объектах, за которыми ведется видеонаблюдение, в том числе видеоизображение объекта, сведения о его местонахождении, дате и времени видеонаблюдения, сведения о поставщиках и пользователях информации и пр. ЕЦХД создается для обеспечения безопасности жителей города, эффективности управления городским хозяйством, комфорта и удобства повседневной жизни горожан. Видеонаблюдение ведется за дворовыми территориями жилых домов, территориями массового пребывания граждан, лесопарковыми зонами, улично-дорожной сетью и т. д. Доступ пользователей к информации, содержащейся в ЕЦХД, осуществляется на основании письменного запроса о предоставлении информации в отношении конкретного объекта; посредством представления доступа для получения информации в режиме реального времени; посредством трансляции информации в режиме реального времени на официальных интернет-ресурсах правительства Москвы.
Постановление Администрации Курской области от 13 февраля 2012 г. N 98-па "О внесении изменений в областную целевую программу "Электронное правительство Курской области (2011 - 2016 годы)" К перечню мероприятий областной целевой программы "Электронное правительство Курской области (2011 - 2016 годы)" добавлены: расширение, содержание, обслуживание единой информационно-коммуникационной инфраструктуры в рамках проекта ЕИКС; создание, развитие и поддержка информационно-аналитической системы - регионального сегмента ГАС "Управление"; создание, развитие и поддержка региональной инфраструктуры электронного правительства, в том числе региональной СМЭВ и УЭК с целью оказания государственных и муниципальных услуг; поддержка и развитие информационной системы открытого социального доступа и официальных информационных ресурсов (сайтов) администрации Курской области в сети интернет.
http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2012/03/06/480337_4