Эксперты TatCenter.ru рассказали о новых возможностях в сфере электронных услуг в РТ
Электронные услуги, оплачиваемые через мобильные и интернет платежи, позволяют сегодня экономить массу времени и предоставляют все новые возможности.
Сегодня татарстанцам доступно уже 86 электронных сервисов и услуг различного характера. О перспективах современных технологий в ходе online-конференции на TatCenter.ru рассказали эксперты в сфере IT-технологий и связи.
Для того, чтобы оплатить те или иные услуги, сегодня совершенно не обязательно выстаивать огромные очереди. Современные технологии позволяют оплатить коммунальные платежи, штрафы ГИБДД, интернет и кабельное телевидение, мобильную связь и многое другое за несколько минут, не отрываясь от основных дел. 2011 год в Татарстане стал революционным в предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Жители республики совершили 1,2 млн. платежей на сумму более 400 млн. рублей. По словам экспертов, все чаще среди пользователей появляются люди старших возрастов. Каждую секунду в республике оказывается одна электронная услуга. Сегодня татарстанцам доступно уже 86 электронных сервисов и услуг различного характера. Мобильные операторы тоже не отстают и разрабатывают все новые сервисы, делающие возможными мгновенные переводы в любое время и в любом месте. В 2012 году татарстанцы получат новые услуги в электронном виде.
В 2012 году работа по переводу госуслуг в электронный вид продолжится. По словам руководителя департамента электронных услуг и ведомственной информатизации ГУП "Центр информационных технологий РТ Ильдара Низамиева, скоро на портале uslugi.tatarstan.ru будет доступен пакет сервисов в области услуг ЖКХ, в том числе получение информации о начислениях за коммунальные услуги и поступивших платежах, счет-фактуры с возможностью оплаты, просмотр предыдущих и ввод новых показаний приборов учета, информация о начисленных субсидиях и льготах за коммунальные платежи, заказ справок от управляющих организаций. В стадии проработки услуги для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по получению разрешительных документов (лицензий на осуществление различных видов деятельности), расширение перечня возможных для оплаты административных штрафов и государственных пошлин, услуги Центров занятости населения в области содействия в поиске сотрудников и в поиске работы.
Кроме того, по словам руководителя проекта "Госуслуги", заместитель директора ООО "Управление информационными проектами" Кристины Талановой, идет активная работа над улучшением личного кабинета на портале услуг (просмотр истории операций, автоматическое уведомление при появлении новых штрафов, налогов, начислений, более удобная авторизация/регистрация и другие), добавление новых платежных сервисов, реализацию возможности записаться в электронную очередь в различные ведомства через портал услуг.
Как отметил в ходе online-конференции директор филиала ОАО "МТС" в республике Татарстан Марат Шакиров, компания МТС уже реализует систему электронных платежей – абоненты любых сотовых операторов могут оплатить услуги ЖКХ, штрафы ГИБДД, услуги интернет-провайдеров и т.д. с помощью платежного сервиса МТС "Легкий платеж". Кроме того, компания активно внедряет сервисы бесконтактной системы оплаты с использованием NFC-технологий (технология, позволяющая оплачивать услуги, прикладывая телефон к установленным считывающим устройствам). У МТС в России уже есть ряд реализованных проектов, таких как оплата топлива на автозаправках и продуктов в торговых автоматах. В скором времени подобные услуги станут доступны и жителям Татарстана.
По словам министра информатизации и связи РТ Николая Никифорова, самое существенное препятствие при переводе электронной услуги в электронный вид кроется, прежде всего, в правовом поле. "Несмотря на то, что в целях обеспечения реализации Закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг " №210-ФЗ, только в течении 2011 года было приняты поправки в свыше чем 150 законодательных акта Российской Федерации, до сегодняшнего дня остаются нормы, препятствующие переводу услуг в электронный вид", - подчеркнул министр.
Как отметила в ходе конференции Кристина Таланова, в числе прочих преград в данной сфере - перевод услуги с "бюрократического" языка на "человеческий" и создание удобного пользовательского интерфейса. Эксперты рассказали, как обезопасить себя от кибермошенников при оплате электронных услуг.
В ходе конференции была поднята и одна из главных тем, связанных с оплатой услуг по средствам мобильных платежей и через интернет, – киберпреступность. Отвечая на вопрос читателей о том, как обезопасить себя от мошенников, Кристина Таланова пояснила, что системы безналичной оплаты на портале Госуслуг РТ сертифицированы по стандарту PCIDSS, что означает полное соответствие международным требованиям, предъявляемым к подобным системам. А это значит, что риск сведен к минимуму.
Директор филиала ОАО "Ростелеком" в республике Татарстан Роман Шайхутдинов также отметил, что информационная безопасность является одним из важных компонентов предоставления государственных услуг в электронном виде. "При создании портала gossuslugi.ru ОАО "Ростелеком" проводилась работа по анализу возможных угроз, на основе которых сформированы требования по защите информации при использовании портала госуслуг. В системе безопасности портала используется обширный набор механизмов безопасности", - рассказал эксперт.
Марат Шакиров в свою очередь подчеркнул, что сервис "Легкий платеж" от МТС гарантирует полную безопасность прохождения платежей. "Принцип работы таков: сервис высылает абоненту SMS-сообщение с указанием суммы и запросом, хочет ли он осуществить платеж. Абоненту всегда необходимо подтверждать свое согласие ответным SMS. Информационные системы организаторов сервиса соответствуют международным стандартам безопасности платежей с использованием технологии 3-D Secure, когда владелец карты после ввода реквизитов на защищенной странице перенаправляется с сайта МТС на сервер своего банка-эмитента, где в режиме реального времени вводит пароль, известный только ему и банку. Безопасность платежей обеспечивается также шифрованием данных при передаче между системами оплаты и компьютером пользователя, данные банковской карты плательщика недоступны получателю платежа, используются только в момент авторизации карты и не хранятся в базах данных провайдеров", - подчеркнул Шакиров добавив, что кроме всего прочего, абонент может установить уникальный пароль на вход в приложение "Легкий платеж".
Кроме того, эксперты поделились с читателями портала основными правилами, которые необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвами мошенников Кристина Таланова: - Не сообщать никому данные Вашей карты или электронного кошелька. - Не хранить данные на бумаге в портмоне или записной книжке сотового телефона. - Если Вы используете платежный сервис из интернет-кафе или другого массового места – убедитесь, что никто за Вашей спиной не подсматривает. - Не вбивать ваши платежные данные на сомнительных сайтах. - Не использовать для оплаты в интернете основную банковскую карту, на которой хранятся значительные средства или установлен овердрафт.
Роман Шайхутдинов: - Использовать на рабочем месте исключительно лицензионное программное обеспечение; - Устанавливать все необходимые обновления безопасности, рекомендуемые производителем программного обеспечения; - Устанавливать и регулярно обновлять антивирусное программное обеспечение, регулярно проводить проверку на отсутствие вирусов; - Не загружать программ и данных из непроверенных источников, не посещать сайты сомнительного содержания; - Не заходить в личный кабинет портала госуслуг со случайных компьютеров, интернет-кафе либо иных недоверенных рабочих мест; - Не передавать кому-либо токены для авторизации на портале, либо информацию для входа в личный кабинет, следить за сохранностью средств доступа.
В ходе конференции Николай Никифоров заявил о том, что с 1 июля 2012 года Татарстан все же приступит к выдаче Универсальной электронной карты. "На УЭКе обязательно будет платежное приложение – то есть вы сможете использовать УЭК как обычную банковскую карту, транспортную карту, полис обязательного медицинского страхования", - отметил Никифоров. По его словам, в России срок запуска проекта перенесен на январь 2013 года, поскольку "не было ни одного производителя в РФ, способного произвести карту, соответствующую всем требованиям". Полная версия текста online-конференции "Электронные услуги online. Новые возможности".
http://info.tatcenter.ru/article/112300/