Утверждены правила использования электронной подписи при взаимодействии между госорганами
Постановлением от 9 февраля 2012 г. №111 Правительство Российской Федерации утвердило Правила использования усиленной квалифицированной электронной подписи органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, а также требования к обеспечению совместимости средств электронной подписи при организации электронного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления между собой.
Постановление устанавливает обязательным использование усиленной квалифицированной электронной подписи при организации межведомственного взаимодействия в электронном виде госорганами для предоставления государственных или муниципальных услуг и исполнения государственных или муниципальных функций.
Согласно Правилам, при межведомственном электронном взаимодействии изготовление ключей электронных подписей может осуществляться участниками межведомственного электронного взаимодействия самостоятельно или аккредитованными в соответствии с ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющими центрами. Аккредитованные удостоверяющие центры создают и выдают квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи каждому участнику межведомственного электронного взаимодействия. Подписанный электронной подписью документ должен иметь метку времени, то есть достоверную информацию о моменте его подписания.
Проверку электронной подписи, обязательную при передаче документов через СМЭВ, осуществляют участники электронного взаимодействия самостоятельно или с использованием информационной системы головного удостоверяющего центра. Функции головного удостоверяющего центра исполняет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Организационно-технологические требования к единому сервису проверки, за исключением требований к нему как к средству удостоверяющего центра, утверждаются Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Требования к единому сервису проверки как к средству удостоверяющего центра устанавливаются Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Участнику межведомственного электронного взаимодействия, направившему электронный документ, который подписан признанной недействительной электронной подписью, направляется уведомление об отказе в приеме к обработке такого документа.
Прекращение действия сертификата, выданного участнику электронного взаимодействия на имя его уполномоченного лица, осуществляется при смене такого уполномоченного лица, а также в случае нарушения конфиденциальности ключа электронной подписи. В случае нарушения конфиденциальности ключа участник взаимодействия должен незамедлительно известить об этом аккредитованный удостоверяющий центр.
Выбор средств аккредитованного удостоверяющего центра осуществляется в соответствии с требованиями к средствам электронной подписи и средствам удостоверяющего центра, установленными ФСО России, техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в СМЭВ, утверждаемыми Минкомсвязью России, и с учетом модели угроз безопасности информации в указанной системе, которая утверждается Минкомсвязью России по согласованию с ФСО России.