проблемы Электронного правительства Украины
Владислав Радыш, директор «Microsoft Украина» по работе с госорганами, рассказывает о проблемах внедрения электронного правительства в Украине.
Какие вопросы формируют сегодня вашу повестку дня?
Первое: в стране существует 18 центров сертификации ключей электронной подписи, которые не работают друг с другом. Подписав письмо в одном центре, и передав его в систему, использующую другой центр, вы делаете письмо нечитаемым. Это просто реальный паноптикум, который, я считаю, должен быть прекращён в ближайшее время жёстким государственным решением.
Внедрение любой системы взаимодействия гражданина и государства упирается в наличие электронной подписи. Поэтому сегодня необходимо жёстко принять единственный на всю страну центр, сказать: «вот, только он, и никакой другой». Да, это непопулярное, жёсткое решение, которое режет интересы массы других центров сертификации, но оно должно быть героически принято государством.
Второе: крайне тяжело работать с физическими лицами. К примеру, по юридическим лицам есть единая база ЕГРПОУ. Для физических лиц нет привязки ни к паспортам, ни к индивидуальному налоговому номеру (ИНН). В базе ИНН огромное количество ошибочных записей, мы с этим постоянно сталкиваемся. Когда мы пытаемся эти записи совместить, у нас возникает две, три, четыре личности в разных базах. Нужно провести идентификацию и актуализацию баз, повычищать повторения.
Но самое ужасное — другое. Вот вы — гражданин, хотите воспользоваться каким-то электронным сервисом. Вы садитесь у своего компьютера — как вы докажете системе, что вы — это вы? Биометрия? Прекрасно, но у нас нет на сегодняшний день биометрического паспорта. Пусть даже вы провели пальчиком по сканеру — откуда государство знает, что вы и ваш пальчик идентичны?
Существует ли успешный опыт решения этих проблем за рубежом?
Вот, эстонцы пошли по «банковскому пути» — решили, что пока ещё ничего не придумано лучше, чем идентификация человека по кредитной карточке и PIN-коду. Общество с этим согласно, оно пользуется кредитными карточками, банки согласны. Мы берём этот принцип у банков и используем в системе государственного управления.
Но у нас есть определённые межведомственные трения, которые не позволяют этого сделать. Я считаю, сегодня государством должна быть очень жёстко утверждена концепция развития методов идентификации физических лиц в системе электронного правительства. До тех пор, пока эти проблемы не будут решены, мы будем работать только с юридическими лицами.
Насколько реально применить эту схему в Украине?
Решать проблемы нужно на законодательном уровне, ведь любое электронное правительство — это комплекс организационно-технических мероприятий. В организационной части мы — в каменном веке. Сколько не ездили бы к нам американцы, эстонцы, чехи, и не рассказывали бы о своих классных системах электронного правительства — у нас не решены даже базовые вещи.
И у меня есть глубокая уверенность, что в государстве существует серьёзное лобби против того, чтобы эти проблемы были решены. Потому что электронное правительство — очень мощный инструмент подавления коррупции на среднем уровне, где воруют больше всего. Естественно, есть люди, которые не хотят, чтобы электронное правительство в Украине заработало.
Кроме электронного правительства, существуют ли актуальные задачи в области government relations с более благоприятным прогнозом решения?
Электронные административные услуги. Есть масса вещей, ради которых человек не должен ходить в органы госуправления, он может и должен делать их с помощью электронного ключа. Начиная от получения свидетельства о рождении, паспорта, процедур, связанных с регистрацией автомобиля, открытием/закрытием бизнеса, общения с фискальными органами — все эти действия могут и должны проходить с использованием электронных ключей.
Причём, даже такая большая страна, как Россия — давно идет по пути решения подобных задач. Можно открыть сайт российского центр государственных услуг и посмотреть — есть система идентификации, есть электронный кабинет гражданина, и т. д. Это не какая-то квантовая физика, абсолютно.
В чём выгодность нашей позиции — ничего не нужно изобретать, многие вещи уже сделаны нами в других странах. Мы чётко говорим на самом высшем уровне — в Украине мы будем заниматься адаптацией многочисленных западных систем. Плюс, очень многие системы созданы украинскими разработчиками и могли бы работать, но для этого нужны определённые условия, которые я озвучил.
Поэтому я не просто являюсь апологетом, а аргументированным сторонником того, что электронное правительство может быть очень быстро внедрено на региональном и муниципальном уровне. На государственном — несколько медленней, потому что здесь большое значение играет демографический фактор и развитость регионов, их подготовленность. Но это процесс ближайших трёх лет, который при правильной государственной позиции можно было бы совершенно спокойно начать и быстро прийти к серьёзным электорально-воспринимаемым результатам.