"Облака": эксперты обсудили прикладные аспекты

Автор: Ксения Садовская 5 декабря 2011 г. 23:10:19 3 287   0

Облачные технологии и сервисы в 2011 г. подошли к завершению процесса становления и формирования базовых понятий. От теории, интересной лишь ИТ-специалистам, общество переходит к обсуждению конкретных проектов и примеров применения облачных технологий в разных сферах экономики. Круглый стол "Услуги из "облака": спектр выбора", проведенный CNews 23 ноября, был посвящен прикладным аспектам применения облачных технологий и сервисов.

2011 год можно с уверенностью назвать ключевой вехой в истории "облаков". Именно в этом году бизнес и ИТ окончательно определились в понимании того, что считать "облаками", какие ожидания они могут оправдать и на что рассчитывать не следует. Ряд крупных международных компаний пришел к широкому использованию частных "облаков", а многие компании в секторе малого и среднего бизнеса всерьез рассматривают возможность отказа от традиционной модели ИТ-инфраструктуры в пользу публичных "облаков" от крупных провайдеров. По данным Cloud.com, Zenoss и BitNami, более 60% респондентов разрабатывают стратегию внедрения "облаков", а треть опрошенных уже использует их. По данным агентства Gartner, к 2015 г. более половины госуслуг будет поставляться из "облаков".

В России, несмотря на настороженное отношение к "облакам", во второй половине 2011 г. стартовал ряд заметных облачных проектов: компания Softline запустила сервис на базе SAP, "Билайн" запустил свой "Office 365", заработал магазин облачных приложений от МТС и т.д. Одним словом, ландшафт "облаков" в мире и в России меняется и становится все более привлекательным для конечных пользователей.

"Билайн" вструпает в диалог машин

О применении облачных технологий в такой относительно новой для российского телекома сфере, как M2M (machine to machine), участникам круглого стола рассказалАлексей Назаров, директор по маркетингу бизнес-сегмента ОАО "ВымпелКом". "Билайн Бизнес" совместно с Jasper Wireless недавно вывел на рынок SaaS-продукт — "Центр управления М2М". Первое комплексное решение на этой платформе — это система мониторинга служебного автотранспорта, позволяющая отслеживать маршруты передвижения машин, передавать служебные SMS, email и другую информацию. Разработчики будут развивать свою платформу и собираются выпустить на рынок новые М2М-продукты.

Мировой рынок М2М — систем обмена информацией между цифровыми устройствами через каналы связи — в последние годы активно развивается. Активная база SIM-карт сотового сегмента M2M ежегодно растет примерно в полтора раза; к 2014 г. ожидается 300 млн активных карт и годовой сервисный оборот в 22 млрд долл. В России с 2011 по 2015 г. прогнозируется рост активной базы в 10 и более раз. Основные причины такого роста — развитие системы мониторинга транспорта, включая ЭРА ГЛОНАСС ; модернизация и автоматизация АСУ в части энергетики, ЖКХ и других отраслей; рост рынков ритейла и бытовой электроники.

Хранилище для Татарстана

Заместитель директора ГАУ "Технопарк в сфере высоких технологий "ИТ-парк"Искандер Динисламовсделал доклад об опыте использования облачных технологий в рамках программы "Электронный Татарстан". С 2005 г. в Татарстане развивается республиканская система электронного документооборота, а в 2008 г. был построен дата-центр, сосредоточивший все государственные документальные ресурсы — единое хранилище для всех министерств и ведомств. Сегодня в нем собрано около четырех с половиной миллионов документов и девять миллионов резолюций. Ежедневно к ним добавляется 7,5 тысяч новых документов и 16 тысяч резолюций. В системе зарегистрировано 25 тысяч пользователей, имеющих постоянный доступ к рабочим материалам. Практика 6 лет эксплуатации показала, что эффективность документооборота в государственных структурах Татарстана значительно возросла.

ПИК: управление информацией в "облаке"

Сергей Потапов, ИТ-директор группы компаний ПИК, на ее примере проанализировал в своем докладе потенциал облачных сервисов для бизнеса. Важная тенденция последних лет в ИТ — переход ИТ-инфраструктуры на аутсорсинговую модель. Это позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и одновременно снижать затраты. Однако даже при таком подходе ИТ-департаменту бывает трудно соответствовать всем требования бизнеса, если он развивается быстрее информационных технологий. Что же делать? Решение проблемы — в постепенной смене роли ИТ-департамента с технической на управленческую. Роль этого депертамента в эффективной современной компании — управление не инфраструктурой, а информацией. Такой подход хорошо укладывается в рамки современных облачных тенденций и технологий, отделяющих информацию от физической инфраструктуры.

General Motors отдает свои данные Amazon

Андрей Федотов, CIO "GM Россия и СНГ", в своем докладе рассмотрел как общие тенденции развития ИТ и рынка облачных технологий, так и практику построения и применения "облаков" в General Motors. Руководство этой транснациональной корпорации столкнулось с теми же проблемами в ИТ, которые знакомы большинству руководителей: рост затрат на поддержание ИТ в состоянии, адекватном растущим запросам бизнеса, и одновременное снижение эффективности ИТ-подразделений и процессов. По итогам анализа ситуации было принято решение вынести часть ресурсов и систем в "облака". Проанализировав предложения крупнейших облачных провайдеров (OpSource, Amazon Web Services, SoftLayer, SunGard и др. ), GM остановилась на Amazon. Сейчас корпорация реализует масштабный проект по выносу большей части своей ИТ-инфраструктуры в дата-центры Amazon. В итоге General Motors избавится от непрофильных ресурсов и сможет более эффективно использовать оставшиеся.

Облачный подход к здоровью

Максим Ветлугин, представитель сети клиник "Моя клиника", рассказал о том, как внедрение сервисной модели PaaS (Platform as a Service) повысило эффективность использования ИТ в сети медицинских учреждений. При использовании модели PaaS ИТ-подразделения потребителя сервиса управляют лишь двумя высшими уровнями в терминах ISO/OSI: данными и приложениями. Остальными пятью нижними уровнями управляет провайдер сервиса, снимая с потребителя непрофильные заботы. Провайдер при этом может быть как внешним, так и внутренним — это не имеет значения.

Реализовав облачную модель, клиники получили впечатляющие результаты: при сокращении фонда оплаты труда ИТ-специалистов на 500 тыс. руб. в месяц и персонала регистратур в полтора раза время оформления одного пациента в регистратуре составило менее двух минут, а надежность системы составила 99,85%.

30 системных блоков вместо 200

Антон Черновиз компании L’Occitane рассказал участникал круглого стола об опыте перехода на виртуальные серверы в компаниях "Эльдорадо" и L’Occitane. Обе эти компании, несмотря на разницу в масштабах бизнеса, работают в секторе ритейла, имеющего характерную специфику — быстрый рост, сезонность продаж, большие объемы данных, специфические требования к безопасности и т.п. В целом этот бизнес очень гибок, и ИТ-департаменту трудно обеспечить соответствующий уровень собcтвенной гибкости.

Сергей Потапов, ИТ-директор группы компаний ПИК, на ее примере проанализировал в своем докладе потенциал облачных сервисов для бизнеса

Выход был найден в "облаках". Чернов рассказал об облачных реализациях CRM-системы в L’Occitane и информационной системы на SAP ERP в "Эльдорадо". И в том, и в другом случае компании построили свои собственные, частные "облака". В рамках проекта виртуализации ЦОД в "Эльдорадо" ИТ-специалисты консолидировали более 200 виртуальных серверов в 30 физических, расположенных в двух ЦОД, с репликацией критически важных систем. В компании L’Occitane структура "облака" оказалась проще: ее составили около 20 виртуальных серверов, объединенных в нескольких физических.

Облачная оценка недвижимости

Александр Фингерт, заместитель генерального директора ЗАО "РОСЭКО", посвятил доклад использованию облачных технологий при построении системы массовой и индивидуальной оценки недвижимости. Работы по оценке недвижимости, выполняемые в интересах субъектов РФ, имеют свою специфику: они требуют одновременной работы многих групп оценщиков, которым приходится использовать разнородную документацию; единых формул оценки стоимости недвижимости не существует. В этих условиях использование облачных технологий позволяет решить многие проблемы.

"Облако", созданное под задачи оценки недвижимости, которым в ближайшие годы будет уделено большое внимание на государственном уровне, позволит, прежде всего, централизовать разнородную информацию предметной области. В планах — включение в "облако" сервисов Data Mining для нечеткого анализа больших объемов слабо структурированной информации, интеграция с ГИС, системой мониторинга рынка и многое другое. Участники процесса будут получать информацию по классической облачной схеме: из любой точки, где есть доступ в интернет, с помощью любого совместимого устройства.

Идеи ваши — деньги наши

С необычным докладом выступил перед участниками круглого столаАлександр Брызгалов, президент "Российской венчурной компании". РВК заинтересована в поиске идей перспективных облачных продуктов и услуг и готова финансировать разработки в объемах до 300 млн рублей, а создаваемый в 2012 г. "Фонд информационных технологий РВК" будет готов инвестировать до 2 млрд рублей.

Основные направления и проекты, интересующие РВК, — это формирование персонального информационного пространства человека с учетом его личных предпочтений, создние систем для обработки и анализа больших объемов данных и дистанционный мониторинг физического и пихоэмоционального состояния человека. "Российская венчурная компания" ждет интересные бизнес-идеи.

Облачный рекрутинг

Михаил Торчинский, партнер кадрового агентства Marksman, не первый раз выступает на мероприятиях CNews с рассказом о том, как его агентство полностью перешло на облачную работу. Руководство агентства, столкнувшись с необходимостью обновления ИТ-инфраструктуры, выдвинуло к ней следующие требования: доступ к корпоративной почте из любой точки, возможность совместной работы с документами, отказоустойчивость и недорогое обслуживание. После исследования рынка выбор пал на облачные сервисы Google Apps. Google и партнеры предлагают широкий спектр приложений, от электронной почты и офисного ПО до систем управления проектами, который полностью устроил кадровое агентство.

Проект полностью себя оправдал. Затраты компании на ИТ-инфраструктуру резко снизились, сотрудники работают в единой среде и не привязаны к рабочему месту. Также повысились надежность хранения данных и уровень информационной безопасности. В планах компании — развитие использования облачных технологий, отказ от дорогостоящего лицензионного ПО в пользу браузерного и перевод сотрудников на удаленную форму работы.

http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2011/12/05/467360_2

 




Тэги:   #электронное правительство   #облачные технологии  

0