Загс будет выдавать справки через Интернет
Очереди в кабинеты государственных и муниципальных служащих должны скоро кануть в Лету. Для того чтобы получить справку или любой другой документ, достаточно будет подать заявку через Интернет и подтвердить запрос личной цифровой подписью. О том, какими темпами мы движемся к созданию электронного правительства, рассказал Александр Албычев, директор департамента информатизации Тюменской области.
- На сегодняшний день нами построена система электронного межведомственного взаимодействия, - поясняет Александр Сергеевич. - Система позволяет обмениваться информацией в рамках оказания государственных услуг. К системе уже имеют доступ около 1200 чиновников. В первом квартале следующего года их количество доведут до 2000. На федеральном портале gosuslugi.ru уже имеется пять первых услуг, которые предоставляет департамент социального развития. Если зарегистрироваться и войти в личный кабинет, используя свой логин и пароль, можно подать заявление в департамент социального развития, и это заявление будет принято.
Планируется, что до конца года список будет расширен до 30 региональных госуслуг. Уже подсчитано, что в ближайшей перспективе жителям Тюменской области «электронное правительство» может оказать 269 региональных услуг. В следующем году их количество доведут до ста. Остальные введут в 2013 года.
Наиболее востребованных госуслуг - 58, с них и начинается реализация многообещающего проекта. В первую очередь люди обращаются за документами в системы здравоохранения и социального обеспечения - чаще всего для получения льгот, а для этого нужно собрать гору справок, в этом как раз и поможет «электронное правительство». Все запросы в различные ведомства оно берет на себя.
Далее по популярности идут система образования, сфера труда и занятости, а также загс. По словам Александра Сергеевича, загс выдает самое большое количество справок. Люди запрашивают свидетельства о браке, о смерти и так далее. В департаменте информатизации постараются, чтобы работники тюменского загса как можно скорее перешли на новую систему выдачи документов.
Параллельно департамент ведет работу по унификации госуслуг, так как в разных муниципальных образованиях одни и те же услуги называются по-разному. Бывает и такое, что в разных районах для получения одного и того же документа требуется разное количество справок. Поэтому сейчас все услуги приводятся в соответствие с нормативной документацией. Неразберихи быть не должно. При необходимости подключаются юристы правительства Тюменской области. Как отметил Александр Сергеевич, мы набрали хороший темп по переходу к электронному правительству. На последнем отчете в правительственной комиссии в столице Тюменская область была поставлена в пример.
У нас уже создана нормативная база для выдачи универсальных электронных карт. Для каждого муниципалитета открыт высокоскоростной канал связи для передачи данных. Сейчас все эти каналы объединены в единую сеть, что позволит экономить на трафике и равномерно загружать канал передачи данных. Единая сеть необходима для того, чтобы оказывать услуги в электронном виде, предоставлять какие-то сведения и документы. Эта объемная работа была выполнена в течение года.
- На сегодняшний день мы подходим к завершению данного проекта, - говорит Александр Сергеевич, - контракт закрывается буквально через две недели. Все органы власти в Тюменской области переведены на систему электронного документооборота. И все пользуются электронными цифровыми подписями. Это достаточно серьезный рывок как с точки зрения оптимизации процессов деятельности внутри органов власти, так и с точки зрения эффективности работы органов власти, так как система электронного документооборота позволяет отследить выполнение каждого поручения. И мы видим, что данная информационная система позволяет повысить производительность работы государственных и муниципальных служащих.
При создании электронного правительства в Тюменской области повышенное внимание уделяется защите персональных данных. Этот проект реализуется уже более года. За это время, по словам Александра Сергеевича, были полностью классифицированы все информационные системы, которые поделены на классы по защите персональных данных. В самых засекреченных электронных архивах содержится информация о каждом человеке - о его состоянии здоровья, вероисповедании и так далее. Работа по защите персональных данных от незаконных взломов и проникновений будет закончена к концу этого года. Только после этого всю информацию (необходимую для выдачи того или иного документа без живых очередей в душных коридорах комитетов и департаментов) можно включать в систему оказания государственных услуг в электронном виде.
|
КАК РАБОТАЕТ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ
В данный момент имеющиеся на портале услуги можно получить через личный кабинет, имея свой логин и пароль, который придет к вам на электронную почту после регистрации. Конечно, это хлопотно - нужно постоянно помнить их либо иметь «ключи» в записной книжке. К тому же это не самый защищенный вариант. Наивысшую надежность имеет электронная карта с цифровой подписью. Она ничем не отличается от обычной пластиковой карты. Ее нужно вставить в специальный картридер (его можно купить в компьютерных магазинах. А в новых компьютерах он может быть уже встроенным. В частности, такие системные блоки по льготной цене продаются в рамках программы «Расширяя горизонты»), подключить к компьютеру, зайти на портал и активировать карту. Затем выбрать госуслугу и подтвердить подачу заявления своей цифровой подписью; она уникальна, ее невозможно подделать. Далее точно так же нужно войти в личный кабинет и активировать карту.
Для юридических лиц цифровая подпись является платной. Карты с ней можно приобрести в коммерческих организациях. А вот обычным людям, или физическим лицам, электронная карта с цифровой подписью предоставляется бесплатно. До 2014 года ее можно получить по заявлению, их начнут принимать с 1 января 2012 года. Механизм выдачи карт в департаменте информатизации уже отработан.
Планируется, что электронные карты с цифровой подписью будут изготовляться только на пяти федеральных заводах. В частности, на пермском заводе, где печатают... деньги. Уровень защиты электронной карты будет ничуть не хуже, чем у паспорта гражданина Российской Федерации.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
Можно, конечно, посчитать, сколько денег мы сэкономим на бумаге и «чернилах», которые идут на создание всевозможных справок. Но это не главное. Куда ценнее сэкономленное время. Сколько мы простаиваем в очередях? Час? Два? И сколько при этом стоит один час нашего рабочего времени? По мнению Александра Сергеевича, на реализации проекта «Электронное правительство» мы сэкономим в десятки раз больше!
СЕЛЬСКИЕ БОЛЬНИЦЫ ОТПРАВЯТ В «ОБЛАКА»
Одновременно с созданием в Тюменской области «Электронного правительства» решается еще одна высокотехнологичная задача, связанная с реализацией так называемых облачных технологий. Это не что иное, как оптимизация затрат. Развитие компьютерных технологий и Интернета сейчас позволяет не соединять в каждой сельской больнице или школе между собой компьютеры, ставить сервер и нанимать системного администратора, тем более что в отдаленных районах это проблематично. Плюс расходы.
Новая технология позволит создать удаленную информационную систему, к примеру, в Тюмени, где есть специалисты. А врач или школьный учитель из сельской школы заходит в эту систему с персонального компьютера через Интернет, используя свой логин и пароль.
«Облака» накроют не только школы, больницы, но и детские сады. Благодаря новой технологии, в частности, в детских садах специалисты департамента информатизации Тюменской области собираются создать электронные очереди.
- Эта технология уже внедрена в нескольких регионах, - поясняет Александр Сергеевич. - Помимо удобства для жителей, в этом случае также исключается коррупционный фактор.
Вряд ли директор того или иного детского сада уже сможет высказывать родителям какие-то пожелания при приеме ребенка. Процесс записи детей будет централизованным. Прозрачной становится и нагрузка на детские сады. Так что электронные технологии могут здорово упростить нашу жизнь, причем в самое ближайшее время.