Карту в руки

Автор: Ксения Садовская 18 ноября 2011 г. 9:16:20 Регион: г. Москва 4 430   0

Интервью с  Александром Шарыкиным прессе РГ в качестве министра информационных технологий Московской области. 

Российская газета: Александр Владимирович, сейчас идет много споров о том, работают ли в стране "социальные лифты". Что вы можете сказать на собственном примере?

Шарыкин: Я начинал госслужбу как кадровый офицер, потом работал в коммерческих организациях. Прошел переподготовку в Академии народного хозяйства при правительстве России, поступил на службу в правительство Москвы на должность специалиста - далее со всеми остановками... 21 год госслужбы. Так что в моем случае "социальный лифт" сработал. А сейчас у меня появилась уникальная возможность стать еще и "социальным лифтером". Одна из главных задач, которые стоят перед министерством, - переход на оказание электронных услуг населению. Нам нужны специалисты по IT-технологиям, а это, как правило, люди молодые. И мы можем помочь им реализовать себя. Если молодой человек профессионально и ментально зрел, у него есть возможность быстро продвинуться по служебной лестнице.

РГ: Разные ведомства уже предоставляют услуги в электронном виде, но воспользоваться ими прямо из дома могут еще далеко не все жители - не подведен Интернет. В Подмосковье таких много?

Шарыкин: Интернетизация и широкополосный доступ охватывает более 60 процентов площади региона. Это все крупные населенные пункты и места проживания большого количества людей, в том числе дачные участки и новые поселки, а также основные магистрали. Пользователями сети Интернет являются более половины жителей области. К концу 2012 года по оценкам экспертов их будет 70 процентов. До конца года провайдеры обещают обеспечить беспроводным доступом 3G все Подмосковье.

Этого удалось достичь во многом благодаря долгосрочной целевой программе "Развитие связи и телекоммуникаций в Московской области на период 2009-2012 годов". Она исполняется целиком за счёт инвестиций. А при разработке следующей программы мы планируем привлечь и бюджетные средства, чтобы сделать интернет-коммуникации более доступными для социально незащищенных жителей. К сожалению, нередки ситуации, когда Интернет в доме есть, а, например, ветеран, особенно, если рядом нет молодых родственников, не умеет им пользоваться. Многим из них может помочь социально-образовательный проект "Возраст Сети не помеха", который реализует один из операторов связи, работающих на территории Подмосковья. На занятиях пенсионеры не только постигают азы компьютерной грамотности. Их учат пользоваться социальными сетями и электронной почтой, делать покупки в интернет-магазинах и, конечно, работать с порталом госуслуг.

РГ: Где созданы центры такой подготовки?

Шарыкин: В Серпухове, Ступино, Сергиевом Посаде и еще пяти городах. В прошлом году там прошли обучение порядка 250 пожилых людей. Это, конечно, немного. Поэтому мы и хотим привлечь бюджетные средства к обучению ветеранов. Одна из крупных компьютерных корпораций еще в прошлом году начала проект "Твой курс: Повышение компьютерной грамотности", направленный на развитие IT-компетенции у различных слоев населения. В Подмосковье он реализуется на базе Московского областного филиала Московской финансово-юридической академии при поддержке нашего министерства. Центры обучения открыты в Чехове, Сергиевом Посаде, Ступино. Приоритетное право для зачисления на курсы за безработными и теми, кто находится под угрозой увольнения.

РГ: Даже первоклассники начали осваивать компьютерную грамотность сразу после азбуки. Какие задачи стоят перед вашим министерством?

Шарыкин: Мой хороший товарищ рассказал историю, которая меня радует как человека, причастного к информационным технологиям, но в тоже время и немного расстраивает: полуторагодовалому ребенку дают девайс с сенсорным экраном, он что-то делает на нем, а после подходит к балконной двери и начинает "раздвигать" пальцами окно. Современные дети по-другому видят этот мир и пытаются переносить в него возможности виртуального - раздвигать, сужать. Но, с другой стороны, становится немного страшно, что виртуальная реальность может их каким-то образом поглотить. В этом есть некая опасность. Как уберечь от нее детей - это ответственность педагогов. А наша задача - обеспечить учебное заведение всеми сервисными возможностями: техникой, скоростным Интернетом и позволить учителю не переживать о том, что в школах дальних районов он чем-либо обделен. Что и делаем.

РГ: Стартовала программа электронного правительства. Что сейчас доступно жителям области в рамках этого проекта?

Шарыкин: Он развивается соразмерно собственным возможностям, но в единой государственной концепции. Напомню: логика его реализации отражена в 210-м Федеральном законе. В Московской области разработан план поэтапного перехода к оказанию государственных услуг в электронном виде. На основном портале www.pgu.mosreg.ru размещено порядка 183 государственных и 523 муниципальных услуг. Там содержится полная информация о том, какие документы требуются для получения каждой конкретной услуги, о способах и порядке выдачи этих документов, а также о месте и сроках предоставления услуги. Можно скопировать и распечатать электронные формы бланков заявлений и других документов, чтобы не ходить за ними в органы госвласти. Только за последний месяц зафиксировано более 48 тысяч обращений граждан на портал. Ожидается стремительный рост числа его пользователей. Планируем, что жители Подмосковья смогут получать первоочередные государственные и муниципальные услуги в электронном виде с 1 июля 2012 года. Среди них, например, запись на прием к врачу, получение направления на прохождение медико-социальной экспертизы, оказание материальной помощи гражданам, которые находятся в трудной жизненной ситуации; постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения...

РГ: Что надо сделать пользователю портала, чтобы получить ту или иную услугу в электронном виде?

Шарыкин: Зарегистрироваться в "Личном кабинете", ввести свой ИНН и страховой номер лицевого счета. После этого на электронную почту заявителя придет код доступа. Правда, его придется немного подождать, потому что на проверку предоставленных данных необходимо время. Как только заявитель получит код доступа, он сможет заходить в нужные ему разделы портала и запрашивать те или иные услуги.

РГ: Для того, чтобы предоставить такие услуги, различные органы власти должны автоматически обмениваться информацией в электронном виде. Это налажено в Подмосковье?

Шарыкин: Наше министерство занимается доводкой системы электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Когда она заработает полностью, запросы граждан будут передаваться в подключенные к ней ведомственные информационные системы соответствующих госорганов, а в обратную сторону пойдут данные, необходимые для получения государственной услуги, а также информация о ходе выполнения запросов.

РГ: Вскоре должна начаться выдача универсальных электронных карт (УЭК). Расскажите, как стать обладателем такого документа?

Шарыкин: Нужно обратиться с заявлением в уполномоченную организацию - ОАО "Универсальная электронная карта Московской области". До 31 декабря 2013 года именно такое заявление будет основанием для выдачи УЭК, а с 1 января 2014 года карты станут изготавливаться для всех граждан, кроме тех, кто подаст личное заявление с отказом от получения УЭК. Жителям станут выдавать их бесплатно, хотя выпуск каждой стоит порядка 350-500 рублей. Как видите, расходы большие, особенно, если учесть, что Московская область должна выпустить порядка 6,7 миллиона карт. На это потребуется примерно 3,5 миллиарда рублей. И это только затраты на выпуск универсальной карты без организации обслуживания.

РГ: Из каких средств пойдет финансирование проекта?

Шарыкин: Сначала предполагалось, что в основном расходы возьмет на себя группа банков, которые будут его реализовывать. Потом они попросили деньги из бюджета, но им было отказано. Тогда и родился альтернативный проект совместного финансирования, который обладает различными преимуществами. Пока государство еще не объявило, сколько готово платить за данную услугу. Это произойдет в ближайшее время. Как только подсчитают общую стоимость проекта и стоимость каждой услуги. Только тогда это может рассматриваться как бизнес-проект, и у него будут доходные источники. А любой проект, у которого есть только расходные источники, может быть только социальным.

РГ: В регионах немало тех, кто относятся к УЭК с недоверием, и уже заявили, что откажутся от них...

Шарыкин: В Подмосковье тоже присутствуют такие настроения. Однако не все так однозначно. Как показало исследование, проведенное этим летом, 52 процента жителей области относятся к введению карты положительно. Дело в том, что в Подмосковье уже несколько лет действует социальная карта жителя - прообраз универсальной. Ветераны и другие льготники оценили ее преимущества во время поездок в общественном транспорте - не надо беспокоиться о том, чтобы в кармане всегда были деньги на билет. Такая же ситуация в Москве, Татарстане и Башкорстане. У УЭК возможностей не в пример больше. Это своего рода ключ к сервисам всех властных органов не только в своей области, но и на других территориях. Напомню: универсальная электронная карта позволит получать и оплачивать государственные и муниципальные услуги в электронной форме, направлять запросы на получение тех или иных справок и документов, не выходя из дома, через Интернет. УЭК будет представлять собой целый набор электронных приложений: транспортное, социальное, медицинское, образовательное. Скажем, родители смогут контролировать, какие оценки у ребенка, сколько денег он потратил на обед, что поел. Пенсионеры смогут делать покупки со скидкой в специальных магазинах. Со временем появятся и другие возможности, о которых мы сейчас даже не подозреваем.

РГ: Некоторые жители говорят, что УЭК делает жизнь человека слишком прозрачной: например, окажется карточка у врача или инспектора ГИБДД, и он сможет узнать, какой перед ним налогоплательщик...

Шарыкин: Инспектору ГИБДД, врачу, представителям различных ведомств будет доступна только информация, необходимая для их работы. Поэтому особого повода для беспокойства нет. Для того чтобы вашими личными данными не смогли воспользоваться без разрешения, необходимо будет просто соблюдать определенные правила, как мы это делаем, пользуясь банковской картой или Интернетом. В первую очередь, нельзя никому сообщать свой пароль.

http://www.rg.ru/2011/11/18/ministr.html


Тэги:   #электронное правительство   #информационное общество   #УЭК  

0