Юристы: об архивных справках МВД РФ
Опубликован приказ МВД РФ, утверждающий правила предоставления следующей госуслуги — выдачи ведомством архивных справок. Положения Регламента вызывают у юристов сомнения в положительном влиянии этих правил на доступ к архивной информации.
Приказ МВД РФ от 12.09.2011 № 1001 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок».
Регламент устанавливает подробный порядок, сроки и последовательность действий органов МВД России при выдаче архивных справок, выписок, копий архивных документов.
Установлено, что выдача подобных документов осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением «Главный информационно-аналитический центр МВД России», (ФГБУ «ГИАЦ МВД России»), информационными центрами территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях и Центральным архивом внутренних войск МВД России (ЦАВВ).
Регламент закрепляет, что срок предоставления государственной услуги составляет 30 дней (этот срок может быть продлен на срок не более 30 дней, если требуется получение дополнительных материалов из иных органов и организаций).
Как отмечено в Регламенте, государственная услуга предоставляется в соответствии со следующими нормативными актами: Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», Закон РФ «О государственной тайне», Федеральный закон «О персональных данных», Приказ Минкультуры России, ФСБ России, МВД России «Об утверждении Порядка доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел».
При этом Регламент содержит достаточно жесткие требования к обращению заявителей для предоставления государственной услуги по сравнению с общими нормами перечисленных законов. Например, к заявлению на предоставление государственной услуги (получение архивной справки) помимо копий страниц паспорта от заявителя в зависимости от ситуации могут потребовать предоставления дополнительных документов: письменное согласие лица, в отношении которого запрашиваются сведения, либо копии документа, подтверждающего факт смерти лица; копии документов, подтверждающих родство с лицом, в отношении которого запрашиваются сведения; копии документов, подтверждающих право наследования, с указанием на соответствующий доступ к архивным документам; нотариально заверенная доверенность, выданная в установленном порядке, подтверждающая право представлять интересы доверителя.
При этом в случае предоставления по почте копий указанных документов, они должны быть нотариально заверены (предоставление незаверенных копий может служить основанием для отказа в предоставлении соответствующей архивной справки).
Представляется, что подобный порядок предоставления архивных справок, закрепленный в Регламенте, будет создавать определенные сложности для пользователей по получению доступа к архивной информации. Следует также отметить и то обстоятельство, что Федеральный закон «О персональных данных», на который есть ссылка в Регламенте, не распространяет свое действие на сферу доступа к архивным документам (об этом сказано в п. 2 ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О персональных данных»). Поэтому приходится констатировать, что принятый Регламент вероятно не будет способствовать созданию наиболее благоприятных условий по обеспечению доступа граждан к архивной информации, хранящейся в органах МВД РФ.