Умные города России: рейтинг официальных сайтов

Автор: Роман Урнышев 23 января 2019 г. 20:19:19 Регион: г. Москва 1 050   0
Весной 2018 года в Министерстве строительства РФ начали разработку плана реализации программы «Умный город» и назвали двадцать городов, в которых реализация программы начнется уже в этом году. Если ориентироваться на мировые стандарты, города России должны будут обзавестись технологическими системами управления типа «Интернет вещей», где каждая часть системы, каждый предмет, взаимодействует с другими при помощи сети Интернет, а во главе всего этого будет стоять человек. Но для развития подобной инфраструктуры недостаточно только технологий. Умная среда должна будет опираться на умное управление городом, и задача эта будет стоять перед муниципальными чиновниками — местным самоуправлением. От того, как устроено самоуправление, есть ли в нем место для каждого гражданина, с его потребностями и идеями развития города, зависит «Умный» потенциал города. Первый шаг в сторону «Умного города» — включить граждан и бизнес в ежедневную работу власти, в планирование развития территории, при этом используя современные средства коммуникации. К счастью, все это уже было учтено в Методических рекомендациях Открытого Правительства для муниципальных властей в 2017 году. Значит, они уже могли достичь некоторых результатов в этом направлении. Мы решили изучить, насколько города России готовы стать «Умными» с точки зрения их взаимодействия с гражданами. Взяли за основу международные принципы «Умных городов», составили критерии, при помощи собственного уникального инструмента провели контент-анализ. Представляем результат: рейтинг сайтов «Умных городов» России — 2018

К методологии

 

В этом разделе остановимся подробнее на трёх важных методологических вопросах. Что входит в «Принципы Умных городов»? Что такое «Умный город»? Почему мы измеряем «Умность» города через его сайт? При помощи какой рамки мы проводили анализ?

Концепция Умного города очень молода. Ряд научных и политических выступлений на эту тему можно наблюдать лишь в течение последних 7−10 лет. Причем публикации ученых (социологов, урбанистов и политологов), в основном, являют собой спор: что такое Умный город, и есть ли сейчас хоть один город, который можно назвать таким. Спор вполне справедлив: те признаки Умных городов, которые выделяются на различных международных съездах муниципалитетов и в речах политиков, пока имеют очень мало общего с тем, что мы реально можем наблюдать в городах нашей планеты. Кроме того, что должно входить в Умный город? Умный город — это там, где хорошее образование? Или где развита интернет-сеть? Или где созданы условия для инновационного предпринимательства? Или где используются самые современные техники менеджмента? Или все сразу?

 

Научные дискуссии о существовании Умных городов привели эту концепцию к куда большей точности и строгости, чем это было вначале. Исследователи занимались обзором разных взглядов на эту концепцию — классифицировали и оформляли эти взгляды и идеи на страницах своих работ.

 

В статье исследователей управления городом Тэву Нэм и Терезы Пардо «Smart city as urban innovation: Focusing on management, policy, and context» выделяются три вида инноваций, необходимых для приведения города к Умным стандартам:

 

Технологические инновации: механизм изменения и обновления технологических инструментов для улучшения качества услуг и создания условий, где ресурсы будут использоваться эффективнее.

 

Организационная инновация: механизм создания управленческих и организационных возможностей для граждан в целях эффективного использования технологий.

 

Инновации в области политики: механизм для решения институциональных и нетехнических городских проблем в целях создания условий для развития умного города.

 

Как можно заметить, исследователи и организации в своем понимании концепции уделяют большое внимание процессам управления Умными городами. В работах подчеркивают, что для существования Умного города недостаточно технологической инфраструктуры — наравне с ней важно участие граждан в процессе развития территории.

 

Русскоязычные научные статьи не привносят принципиально нового смысла в концепцию Умного города. В основном, они касаются сферы законодательного регулирования умных городов. Есть ряд статей, посвященных обзору зарубежных работ по этой теме. Однако русскоязычные авторы все же сделали немало — поместили эту концепцию в контекст нашей страны. Одни из наиболее весомых по этой теме являются работы О. Б. Ганина и И. О. Ганина, экономистов из Пермского Государственного Национального Исследовательского Университета.

 

В 2017 году в Министерстве Строительства, которое сегодня, в силу своей вовлеченности в программы развития муниципалитетов, является главным мостиком между федеральным центром и местными властями, всерьез задумались над развитием Умных городов в России. Спустя год развитие Умных городов стало частью программы «Цифровая экономика». Была создана рабочая группа по разработке концепции Умного города. Однако и для городов год не прошел даром — в некоторых из них уже успели принять собственные концепции. Одним из первых был Санкт-Петербург. Мы не станем перечислять принципы Умного Санкт-Петербурга, при желании можете увидеть их на сайте. Лишь заметим, что принципы справедливо соответствуют различным международным стандартам. 

Мы взяли за основу перечисленные выше источники, включая академические работы и документы Умного Санкт-Петербурга, выделили принципы Умного города. Следование им увеличивает «Умный» потенциал муниципалитета: 

 

Учет мнения

населения и негосударственных организаций

 

Планирование

экономическое и градостроительное

 

Контроль развития

наличие индикаторов роста

 

Экономия и баланс

распределение ресурсов в соответствии с приоритетами

 

Доверие

всем участникам процесса управления городом и средой

 

Цифровизация процессов




Далее мы обратились к законодательной базе. Наши юристы посмотрели, какие требования и рекомендации Открытого Правительства к информационной открытости муниципалитетов уже сейчас соответствуют этим принципам:

 

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

 

Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

 

Методические рекомендации по реализации принципов и механизмов (инструментов) открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

 

Приложение №1 к Методике мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти (утв. протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 26.12.2013 г. № АМ-П36-89пр)

 

В результате получился рейтинг, доступный по ссылке: http://read.infometer.org/opencity/rating


Тэги:   #информатизация  

0