Аукционы уводят из сети
Строительным компаниям не нравятся электронные площадки по размещению госзаказа
Глава комитета Госдумы по строительству Мартин Шаккум пообещал еще до летних каникул внести в Госдуму проект поправок к закону «О госзакупках», отменяющих обязательность электронных аукционов при размещении госзаказа. Поддержка этой инициативы правительством не гарантирована, предупредил замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев. В ФАС уверены, что поправки не пройдут.
Систему размещения государственного и муниципального заказа ожидают большие перемены, объявил вчера Шаккум на конференции по госзакупкам, организованной Высшей школой экономики. Он прямо обвинил электронные площадки в коррупции. «Анонимность там существует только для добросовестных участников. Остальные за 3040 тыс. руб. покупают информацию о заказчиках»,— утверждает депутат. Кроме того, электронные площадки «вымогают деньги у поставщиков» за доступ к своему сайту в нужный момент. По словам депутата, на прошедшем 30 мая в Твери совещании по вопросу строительству автодорог он «в очень жесткой форме» поставил вопрос об отмене обязательности электронных аукционов перед премьер-министром Владимиром Путиным и получил его устную поддержку.
Но замминистра экономического развития Алексей Лихачев призвал не спешить с выводом об одобрении идеи Белым домом. «Коррупция залезла в электронные площадки,— согласился чиновник.— Но не хотелось бы допустить поспешности и судорожности в принятии решений. Убирая один инструмент, мы должны дополнить его неким противовесом».
Отмена обязательности электронных аукционов «недопустима», заверил «МН» начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев. Высокую долю несостоявшихся аукционов он объяснил «массовым затачиванием заказчиками требований к товарам, работам, услугам под конкретного поставщика» и сговором до торгов. При отказе от электронных аукционов количество желающих участвовать в конкурсах не прибавится, убежден Евраев. Он соглашается, что на электронных площадках могут быть злоупотребления, но это лучше, чем возвращение к той полностью непрозрачной ситуации, которая существовала на конкурсах до появления электронных аукционов. «У нас есть большое строительное лобби, мечтающее уйти от жесткой конкуренции, которую создают электронные аукционы, и вернуться к той коррупционной системе, когда заказчик сам произвольно решал, кто у него может быть победителем»,— убежден Михаил Евраев.
В «Сбербанк АСТ»— электронной площадке, на которой проводится 54% электронных торгов,— поставили под сомнения расчеты Высшей школы экономики о числе несостоявшихся аукционов, хотя и признают их «высокий процент». Для борьбы с ними предлагается формировать библиотеку типовых контрактов по тем закупкам, где наиболее распространены случаи «заточки» требований под единственного поставщика. Обвинения электронных площадок в торговле инсайдерской информацией там назвали безосновательными и заверили, что это технически невозможно.
Рособоронзаказу— ведомству, специально созданному для контроля оборонных закупок, этого сделать не удалось, признал замдиректора службы Владимир Муравник. Отсечение «чужих» исполнителей в оборонзаказе является массовым. Вдва-три раза завышаются начальные цены контракта, а до 70% конкурсов заканчивается победой единственного участника. «Как известно, за неэффективное использование бюджетных средств со времен Петра I в России никто никого не наказывал»,— назвал причину такого положения Муравник.
Тем не менее «антикоррупционный потенциал закона «О госзакупках» исчерпан»— такой вывод содержался в презентации Лихачева. Об этом свидетельствует то, что с 2006 года радикально увеличивается объем госзаказа, размещаемого на внеконкурсной основе. Это происходит, когда в торгах участвует только один подрядчик. По итогам 2010 года так завершилось 55% конкурсов, на которые пришлось 94% стоимости госзакупок. Не намного лучше статистика электронных аукционов. Число несостоявшихся аукционов там стремительно приближается к 50%. Большая часть срывается из-за полного отсутствия желающих в них участвовать либо подачи только одной заявки.
Минэкономразвития вчера пообещало бороться с размещением заказа у одного поставщика. Даже при размещении оборонного заказа. «Суммы туда идут колоссальные: за первый квартал 2010 года Минобороны закупил у единственного поставщика продукции на 102 млрд руб., а в этом году— на 477 млрд руб. Амы совершенно не контролируем результат»,— призналась директор департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития Ольга Анчишкина. Эти абсолютно закрытые контракты, по словам Анчишкиной, «надо вскрыть».
http://www.mn.ru/newspaper_economics/20110609/302338781.html