Депутаты Госдумы предлагают отменить 210 ФЗ об электронных госуслугах
Закон 210 опасен, в результате его применения власть в России будет захвачена наднациональными финансовыми институтами, считают коммунисты.
Неожиданныйзаконопроектразработали и внесли на рассмотрение Госдумы депутаты-коммунистыВладимир Федоткин,Валентин РомановиВалентин Шурчанов. Они предложили с 1 июля 2015 г. признать утратившим силу федеральный закон № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Закон 210 является основным документом, регулирующим построение в России электронного правительства. Он определяет понятия электронных госуслуг, порталов и реестров госуслуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты, устанавливает права граждан и обязанности госорганов относительно электронных услуг, вводит запрет для чиновников при предоставлении госуслуг требовать у граждан справки и документы, сведения из которых они могут запросить у других органов власти (для поддержки этого требования в России создается система межведомственного электронного взаимодействия).
Депутаты считают 210 закон опасным и утверждают, что в результате его применения власть в России будет захвачена наднациональными финансовыми институтами. Приводим полный текст пояснительной записки:
"Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» вводит универсальную электронную каргу (УЭК), удостоверяющую право граждан на получение государственных и прочих услуг. УЭК должна включать в себя всю информацию о человеке в электронном виде и выполнять функции мультидокумента: паспорта, водительских прав, пенсионного, страхового, медицинского полисов, платёжного средства, проездного документа и пр.
По сути, закон принуждает граждан к раскрытию своей персональной информации. Это, по сути, ключ ко всем характеристикам человека, позволяющий получить данные о нём из всех массивов информации. Чем это опасно?
Во-первых, внедрением УЭК и распоряжением персональными данными уполномочена заниматься коммерческая организация ОАО «УЭК», куда входят банки с участием иностранного капитала. Таким образом, частные организации получат полную информацию о гражданах России и смогут делать с ней всё, что угодно, вплоть до трансграничной передачи, так как безопасность персональных данных ни законом, ни техническими средствами не гарантирована.
Это создаёт условия для несанкционированной продажи этих данных криминальным структурам, а также для электронных мошенников. Таким образом, персональные данные человека (в том числе биометрические) будут обращаться в электронной среде практически без контроля с его стороны. Так, в соответствии с п.4. статьи 7 рассматриваемого закона даже не требуется получения согласия гражданина на обработку его персональных данных в связи с исполнением той или иной государственной или муниципальной услуги.
Во-вторых, хотя основные данные о человеке должны храниться на защищенных серверах соответствующих госорганов, тем не менее, поскольку программное обеспечение в России иностранное, все сведения о гражданах (включая военных и работников спецслужб) могут быть переведены в зарубежные базы данных, что представляет угрозу для национальной безопасности.
Более того, так как в карту вставлен чип, то можно дистанционно и несанкционированно снять данные о её владельце. При этом никаких правовых гарантий доступа граждан к государственным и иным услугам по традиционным документам вообще не предусмотрено, что лишний раз демонстрирует - ФЗ №210 заложил безальтернативность вхождения граждан в информационное общество, создав такую правовую ситуацию, при которой для получения услуг граждане будут вынуждены получать УЭК (или паспорт в виде той же электронной карты).
В-третьих, к организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также к участию в их предоставлении, помимо государственных органов привлекаются подведомственные им организации, являющиеся по своей правовой форме автономными (МФЦ) или государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, а также банки. В соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса РФ унитарные предприятия являются коммерческими организациями, то есть юридическими лицами, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
В отличие от государства, включенные в процесс оказания услуг коммерческие посредники, как и банки не имеют перед гражданами никаких конституционных обязанностей, поэтому отношения с ними будут строиться на основании гражданского правового договора и все споры по оказанию электронных услуг должны разрешаться в суде. Подобная передача функций государственной власти не соответствует статьям 2, 3 и 11 Конституции РФ.
В-четвёртых. На бюджетные деньги государство создает информационные системы, выпускает электронные карты, создает рынок электронных услуг, а затем покидает рынок, оставляя граждан один на один с банками и другими коммерческими структурами. Реализация закона №210-ФЗ приведёт к превращению России в электронное виртуальное трансграничное общество, в котором ключевые функции государственной исполнительной власти в реальности будут осуществлять посредники - транснациональные корпорации, владеющие и финансовой системой, обслуживающей данный проект, и собственно информационной площадкой (Интернет), на которой это взаимодействие будет осуществляться.
При этом в юридическом смысле атрибуты государства вполне могут и сохраниться, но реальная власть неизбежно будет принадлежать собственникам системы предоставления, а точнее продажи информационных (но уже совсем не государственных) услуг, т.е. банкам и наднациональным корпорациям. Федеральный закон №210 несовместим с основополагающим принципом Конституции, провозглашающей Российскую Федерацию как суверенное государство. Его реализация ведёт к опасности демонтажа суверенитета и национального государства как такового.
В связи с этим законопроектом предлагается признать Федеральный закон №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» утратившим силу. Это позволит привести отношения, возникающие при соблюдении государством прав граждан в соответствие с Конституцией РФ и гражданским законодательством, позитивно отразится на повышении уровня доверия общества.
Отмена этого закона позволит одновременно многократно снизить расходы бюджета на осуществление органами власти своих полномочий, в частности на содержание инфраструктуры УЭК и, главное, обеспечит информационную безопасность граждан и государства, устранит риски перехвата государственной власти наднациональными финансовыми институтами".
Отметим, что депутаты-коммунисты не первыми выразили опасение развитием электронных средств коммуникаций между гражданами и государством. Ранее с похожими аргументами выступилаРусская православная церковь.