Госсервисы должны стать удобными для граждан
О том, как развиваются крупнейшие государственные проекты на федеральном и региональном уровне и какие новые задачи предстоит решить в ближайшие годы, говорили на прошедшей 23 сентября 2014 г. CNews Conferences конференции «ИКТ в госсекторе: госуслуги и не только» представители федеральных и региональных органов власти и компаний, работающих в этом секторе.
В рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ) The Global Information Technology Report 2014 Россия заняла 50 место, опередив все страны БРИК, но заняв 6 место среди стран бывшего СССР. По сравнению с прошлогодним показателем, в 2014 г. Россия улучшила свой результат на 4 позиции.
В рейтинге государств по уровню развития электронного правительства United Nations E-Government Survey 2014, публикуемом ООН раз в 2 года, Россия оказалась на 27 месте. По сравнению с 2012 г. в целом позиция государства не изменилась. Что касается отдельных показателей, то по уровню развития онлайн-услуг наша страна поднялась сразу на 10 позиций до 27 места, по уровню развития инфраструктуры уступила 3 позиции (33 место). Существенно выше оценили эксперты и человеческий капитал – 37 место (+7 к 2012 г.).
Небыстрое, но все-таки улучшение позиций России в международных рейтингах, происходит благодаря целому ряду государственных ИТ-проектов. В 2014 г. федеральные органы исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти запланировали израсходовать на информационно-коммуникационные технологииi83,02 млрд противi84,98 млрд в 2013 г. Российские регионы, согласно данным CNews, за тот же период, с учетом предоставленных Минкомсвязи субсидий, потратили на информатизациюi62,8 млрд противi69,6 млрд в 2013 г.
Приоритетными направлениями информатизации госсектора, по словамАлексея Хромова, руководителя дирекции развития электронного правительства Аналитического центра при правительстве РФ, являются системное развитие отрасли ИКТ как технологической основы для реализации идей построения информационного общества; создание и внедрение средств автоматизации типовых интеграционных процессов межведомственного взаимодействия, обмена данными и электронного документооборота, повышение эффективности функционирования органов власти на основе создания «Электронного правительства» и предоставления услуг населению.
Что касается конкретных отраслей, то в настоящее время основные усилия направлены на совершенствование стратегического и территориального планирования (ФГИС ТП); управления финансами («Электронный бюджет»); здравоохранения (ЕГИСЗ); управления ЖКХ (ГИС ЖКХ); энергетику (ГИС «Энергоэффективность», ГИС ТЭК), а также на проекты регионального уровня.
Алексей Хромов: Для эффективной реализации направлений информатизации в госсекторе необходимо обеспечить согласованность планов информатизации и работ по развитию ИКТ на федеральном и на региональном уровнях государственного управления
По мнению Алексея Хромова, для эффективной реализации направлений информатизации в госсекторе необходимо обеспечить согласованность планов информатизации и работ по развитию ИКТ на федеральном и на региональном уровнях государственного управления. На текущий момент такая согласованность прослеживается недостаточно четко, что может привести к тому, что вместо единого информационного пространства государственных ведомств будет создано очередное «лоскутное одеяло».
Задача №1 – электронные госуслуги
Пожалуй, наиболее известным направлением работ в сфере госинформатизации является переход к оказанию госуслуг в электронном виде. Как рассказал участникам организованной CNews конференции «ИКТ в госсекторе: госуслуги и не только»Алексей Козырев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций, в настоящее время на портале государственных услуг зарегистрировано 11 млн пользователей, что на 4 млн пользователей больше, чем по итогам 3 кв. 2013 г. 71% из них подтвердили свои данные по паспорту. Через портал подано 12 млн заявлений на предоставление госуслуг (+25% относительно 2013 г.). 2,8 млрд запросов прошло через СМЭВ (+53% по сравнению с 2013 г.), к которой в настоящее время подключено 11 тыс. информационных систем (+24% по сравнению с 2013 г.). Сумма электронных платежей граждан составилаi847 млн (+51% по сравнению с 2013 г.).
Основными направлениями развития портала на сегодняшний день являются простота его использования, повышение функциональности и расширение возможностей взаимодействия органов государственной власти с использованием СМЭВ. Сегодня 62 субъекта федерации используют ЕСИА для авторизации на порталах региональных и муниципальных услуг. В ближайшее время ЕСИА станет единым провайдером авторизации для всех 85 субъектов федерации.
Минкомсвязи уже приступило к реализации бета-версии портала госуслуг, которая будет ориентирована на жизненные ситуации людей, иметь современный дизайн, соответствовать новейшим стандартам удобства и навигации и предоставлять возможность получения госуслуг «в один клик».
Большая работа по совершенствованию процесса предоставления госуслуг предстоит федеральным и региональным ведомства. Согласно результатам мониторинга, полную актуальную информацию об услугах на портале разместили все федеральные и региональные органы исполнительной власти. В тоже время, электронные формы документов, необходимых для их получения, доступны лишь в 4,5% случаев на федеральном и 7,8% на региональном уровне. Возможность подать интерактивное заявление реализована для 32% федеральных и 4% региональных сервисов, а получить результат в электронном виде можно в 3% и 1% случаев соответственно. Возможность записаться на прием существует у 0,5% пользователей федеральных услуг и 9% региональных. При этом оплатить госпошлину на портале не смогут ни те, ни другие.
В соответствии с новыми требованиями, запись на прием, онлайн оплата, взаимодействие через СМЭВ, оценка качества оказания услуги и его досудебное обжалование станут неотъемлемой частью порталов всех уровней. Кроме того, в ближайшее время у пользователей появится возможность отправить в банк для оформления кредита выписку с лицевого счета в Пенсионном фонде.
Подробнее:http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2014/10/09/588367