Министр ИТ и связи Ростовской области о главных проектах региона
Информатизация регионов сегодня находится в зоне пристального внимания российского ИТ-сообщества. Герман Лопаткин, министр информационных технологий и связи Ростовской области, в интервью CNews рассказал о главных проектах региона, их значении для граждан и власти и конкретных шагах, которые предпринимаются для формирования по-настоящему цифрового общества.
CNews: Как вы оцениваете уровень развития ИТ в Ростовской области на общем фоне информатизации страны?
Герман Лопаткин:Развитие информационных технологий тесно связано с глобальными процессами формирования нового технологического уклада и социально-экономической организации государственного управления. Сегодня информационно-коммуникационные технологии занимают центральное место в обновлении и реструктуризации ключевых сфер деятельности: государственного и муниципального управления, бизнеса, образования, здравоохранения, культуры, обеспечения безопасности, общественной жизни.
Ростовская область занимает прочные позиции среди регионов-лидеров по уровню развития ИТ-сферы. Информатизация охватывает все отрасли экономики. Большое внимание при этом уделяется также ликвидации цифрового неравенства.
В 2014 году жителям области уже предоставлено более 120 тысяч государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Цифровое телевидение уже доступно более 3,5 млн жителей региона, введены в эксплуатацию 54 объекта сети цифрового телевизионного вещания. У нас открыт первый в России центр медиаграмотности, деятельность которого направлена на повышение уровня информационной грамотности населения.
В октябре в Ростовской области откроется «Южный ИТ-парк», который будет представлять собой пространство для взаимодействия ИТ-специалистов всех уровней и поможет развитию ИТ-отрасли в нашем регионе.
CNews: Обозначьте основные вехи реализации проекта «Электронное правительство» на уровне региона. Что считаете достижением на каждом из этих этапов?
Герман Лопаткин:Самой важной задачей было обеспечение государственных служащих нашей области единым инструментом электронного взаимодействия как с федеральным органами исполнительной власти, так и внутри региона, на уровне органов исполнительной власти и местного самоуправления области.
При построении системы электронного правительства в Ростовской области необходимо было разработать или актуализировать административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, а также разработать и согласовать технологическую карту межведомственного взаимодействия по всем услугам области, согласно принятым административным регламентам. Кроме того, перед нами стояла задача провести техническую реализацию данного проекта начиная от защищенных каналов связи и заканчивая переводом в электронный вид государственных и муниципальных услуг из перечня постановления правительства 1993-р.
В результате проделанной работы были введены в эксплуатацию региональная система межведомственного электронного взаимодействия и система исполнения регламентов, являющиеся основой создания электронного правительства области.
В региональную систему межведомственного электронного взаимодействия включены все органы исполнительной власти, местного самоуправления, многофункциональные центры, а также иные органы и организации, участвующие в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.
CNews: Какое значение отводится проекту по созданию и – теперь уже – развитию электронного правительства в области?
Герман Лопаткин:С каждым днем Ростовская область продвигается все дальше и увереннее в реализации проекта электронного правительства. Мы понимаем, что за предоставлением услуг в электронном виде – будущее. Но прежде чем войти в это будущее, люди еще не один год будут обращаться в органы власти непосредственно. Поэтому с нашей стороны необходимо создать условия для их комфортного общения с органами власти. С этой целью мы успешно развиваем сеть МФЦ по всей области.
CNews: Обозначьте функции, которое электронное правительство полноценно выполняет для жителей области уже сегодня?
Герман Лопаткин:Основная функция электронного правительства для жителей Ростовской области – получить государственную или муниципальную услугу, как можно быстрее и качественнее, при этом с минимальным количеством раз посещения органов власти, а желательно и вообще полностью в электронном виде. Наиболее популярными услугами являются услуги зачисления в детские сады, регистрации актов гражданского состояния и услуги социальной сферы. Все эти услуги в настоящий момент переведены в электронный вид и доступны гражданам области для подачи заявлений с использованием функционала единого и регионального порталов государственных услуг.
CNews: Какие положительные изменения, произошедшие в сфере как межведомственного взаимодействия, так и взаимодействия граждан и государства с момента внедрения ЭП, можете отметить?
Герман Лопаткин:В обоих случаях – как в сфере межведомственного взаимодействия, так и взаимодействия граждан с органами власти и местного самоуправления Ростовской области – среди основных изменений можно выделить то, что все большее количество людей начинают пользоваться информационными системами электронного правительства: заполнять заявления на получение государственной услуги в электронном виде на региональном портале государственных услуг, а не выстаивая очереди в коридорах ведомств; направлять межведомственный запрос в электронном виде, а не курьером или почтой. Ведь недостаточно технически реализовать компоненты электронного правительства – необходимо научить ими пользоваться государственных служащих и граждан области.
CNews: Какие ИТ-решения лежат в основе инфраструктуры электронного правительства Ростовской области?
Герман Лопаткин:В основе инфраструктуры электронного правительства Ростовской области лежат решения компании «Ростелеком». При выборе решения мы опирались на степень его проработанности, возможность применения на территории всей области, а не для каждого ведомства в отдельности, а также на мнения коллег из других регионов нашей страны, использующих разные решения в данной сфере.
CNews: Планируете ли использовать аналитические инструменты?
Герман Лопаткин:В этом году Мининформсвязь области совместно с компанией «Ростелеком» внедрили инструменты получения статистической отчетной информации, во-первых, об отправленных с регионального портала государственных услуг заявках в органы исполнительной власти и местного самоуправления на предоставление государственных и муниципальных услуг, а во-вторых, о количестве направленных запросов в рамках межведомственного взаимодействия в электронном виде как регионального, так и федерального уровней. Получаемая информация позволяет нам строить рейтинги по основным показателям электронного правительства в разных срезах: временные периоды, услуги, сервисы, муниципальные образования, органы власти, МФЦ.