Тупиковый путь: увеличение окон МФЦ может спровоцировать рост бюрократии

Автор: Ксения Садовская 31 июля 2014 г. 10:44:56 Регион: Свердловская область 6 349   0

Проблема очередей в различного рода государственных учреждениях на протяжении десятилетий оставалась одной из основных черт отечественной бюрократической системы. В некоторых учреждениях, таких как паспортные столы или офисы Росрегистрации, очереди традиционно занимались с ночи. Одним из решений этой проблемы должны были стать Многофункциональные центры, в которых планировалось сосредоточить документооборот между ведомствами и населением. Ожидалось, что новому учреждению удастся если не ликвидировать, то хотя бы значительно сократить очереди и волокиту за счет приема справок по принципу одного окна. По факту же после запуска проекта произошел переезд очередей от разбросанных окон ведомств в филиалы МФЦ. Нехватка площадок, непрофессионализм персонала, а также неравномерное распределение отделений Многофункционального центра по населенным пунктам вносят дополнительную неразбериху в отношения между властью и обществом.

Власти Свердловской области накануне обратили внимание на очереди, которые ежедневно скапливаются в немногочисленных филиалах Многофункционального центра (МФЦ), предоставляющего госуслуги в режиме «одного окна». Решить эту проблему планируется за счет увеличения окон МФЦ втрое. Однако поиск площадок под новые филиалы ведется с такой медлительностью, что, с учетом высокой динамики развития Екатеринбурга, областным чиновникам вскоре потребуется вновь проводить перерасчеты. 

К настоящему времени в Екатеринбурге насчитывается 85 окон Многофункционального центра. После сокращения приемочных окон Росреестра, где осуществлялась регистрация сделок с недвижимостью, в филиалах МФЦ начали разрастаться очереди, участники которых с пяти утра устраивают охоту за талонами. Однако всерьез о проблемах с качеством обслуживания населения на уровне региональных властей заговорили только вчера с подачи депутата областного Заксобрания Евгения Артюха, который стал очевидцем работы МФЦ.

«В день по регистрации сделок с недвижимым имуществом выдается всего 100 талонов. Выдача талонов производится всего 2 раза в сутки. По словам тех людей, которые обращаются в МФЦ, за полчаса все талоны расходятся. Это отчего так? Низкая пропускная способность?», — спросил Евгений Артюх на президиуме по развитию предпринимательской деятельности.

Директор Многофункционального центра Свердловской области Игорь Бабкин в ответ согласился с тем, что в Екатеринбурге не хватает филиалов для ликвидации очередей. Однако в текущем году МФЦ может увеличить свои мощности только на 40 окон.

«Планируется в сентябре открыть еще 2 филиала — в Железнодорожном и в Орджоникидзевском районах. Это позволит ввести дополнительно 40 окон. Мы сегодня работаем все 7 дней в неделю, чтобы снять напряженность, которая наблюдается с регистрацией прав на недвижимость. Ежедневно принимаем более 500 документов», — сказал Игорь Бабкин.

Вместе с тем, по оценке министерства экономики Свердловской области, Екатеринбургу для удовлетворения потребностей населения в настоящее время необходимо 240 окон. Изначально довести количество филиалов до нужного МФЦ планировал не раньше, чем через три года. Эти сроки областные власти планируют скорректировать, но насколько — остается неясным. Дефицит окон по предоставлению госуслуг областному Минэкономики объясняют нехваткой площадей. 

«К концу недели мы представим предложения по площадкам, которые могли бы задействовать для открытия новых окон. Но пока мы не откроем эти 240 окон, мы проблему очередей по Росреестру не снимем. Мы хотим задействовать те площадки, которые есть в настоящее время за счет оптимизации. Где-то это будут учебные заведения, площадки, принадлежащие министерству соцзащиты или Минздраву», — пояснил министр экономики области Дмитрий Ноженко.

При этом к 1 января 2015 года количество отделений центра по всей Свердловской области планируется увеличить с 32 до 55, которые будут рассчитаны на 599 окон. Также, как ожидают в МФЦ, вырастет число госуслуг, которые предоставляются в режиме «одного окна». В частности, количество услуг по лицензированию будет увеличено с 5 до 14. Всего в настоящее время в МФЦ предоставляются 28 госуслуг федерального уровня, 26 услуг регионального органа и 61 муниципальная услуга. При этом наиболее востребованные сам Игорь Бабкин на президиуме фактически пересчитал по пальцам. В частности, среди предпринимателей наибольшим спросом пользуются регистрация права на недвижимое имущество или услуги, связанные с Пенсионным фондом России. Из региональных госуслуг востребованы запросы в МУГИСО на предоставление информации из реестра госимущества Свердловской области, а также услуги министерства транспорта и связи по выдаче разрешений на осуществление деятельности такси. 

Стоит отметить, что 20 июня 2014 года правительство России выделило Свердловской области 70 млн руб. на развитие сети МФЦ. Еще столько же регион получит в следующем году.

Однако в бизнес-сообществе сомневаются, что дополнительные филиалы МФЦ, бюджетные вливания и увеличение числа госуслуг будут способствовать сокращению очередей и бюрократии. Саму идею МФЦ как учреждения для получения нужной услуги в реальные сроки предприниматели оценивают положительно, но форма реализации проекта, как считает бизнес-сообщество, устарела.

По мнению президента Ассоциации малого бизнеса Владимира Лобока, реализация данного проекта должна проходить с учетом технического развития городов. В частности, в Екатеринбурге, считает эксперт, следует больше внимания уделять развитию дистанционной работы с документами. В то же время открытие дополнительных филиалов в городе потребует очередных затрат.

«Необходимо увеличивать не столько число физических МФЦ, сколько развивать интернет-порталы для решения вопросов через дистанционную работу. Это должно являться серьезным шагом в развитии услуг, которые предоставляет МФЦ, и исключит очереди», — отметил президент Владимир Лобок.

В подтверждение его слов говорит статистика Министерства связи и массовых коммуникаций. По данным ведомства, по итогам работы Единого портала госуслуг в первом полугодии 2014 года в числе самых активных пользователей ресурса оказались жители Свердловской области.

Председатель совета НП «Комитет 101» Дмитрий Головин не исключает, что очереди могут исчезнуть и без открытия дополнительных окон. Потенциальных пользователей госуслугами из числа предпринимателей становится все меньше. На фоне экономического кризиса все меньше людей рискуют открывать собственное дело, а значит со временем у МФЦ также может уменьшиться объем работы. В этом случае запоздалые меры по физиологическому увеличению окон могут обернуться пустой тратой бюджетных средств, в то время как развитие интернет-порталов является своего рода саморегулирующим механизмом.

«У меня ощущение, что чиновники готовятся к тому, что было, когда у нас экономика росла. С 2012 года она впала в стагнацию. На этом фоне бизнес вырождается, но чиновники только расширяют количество услуг для него или отбивают деньги, поскольку предоставляемыми услугами скоро никто не будет пользоваться. Новые дела никто не открывает», — отметил Дмитрий Головин.

Сосредоточение всех госуслуг в одном учреждении, как считают предприниматели, грозит превращением Многофункционального центра в неповоротливый бюрократический аппарат, где успешное оформление справок будет зависеть скорее от удачи просителя, чем профессионализма персонала.

Как считает директор агентства недвижимости «Диал» Александр Дмитриев, идея МФЦ хороша для решения бытовых вопросов, например, оплата услуг за ЖКХ или получение паспорта. Однако когда речь идет о рискованных сделках, связанных с недвижимостью, начинают проявляться все проблемы, связанные с кадрами Многофункционального центра.

«Когда мы пытаемся эту службу сделать ответственной за регистрацию или целую цепочку сделок — получается то, что делает обычно юрист, у нас делает обычный приемщик. Проблема в том, что лицо, принимающее документы, не имеет внятного отношения к Росреестру. Одну и ту же сделку могут либо зарегистрировать, либо нет. На разном этапе регистратор может решить, что такой-то справки не хватает, а другой решит, что так нормально», — пояснил Александр Дмитриев.

По его словам, подобная ситуация с оформлением документов наблюдалась в Росреестре после того, как из-за сокращения финансирования число кадров в ведомстве уменьшилось.

Однако сколько сделок должно сорваться и сколько уйдет впустую денег прежде, чем будет замечен тупиковый путь развития МФЦ, остается неизвестным. Чаяния предпринимателей и чиновников от реализации идеи пока идут по параллелям. 

http://urbc.ru/1068029959-tupikovyy-put.html


Тэги:   #МФЦ в России  

0