7 мифов о портале госуслуг
За последнее десятилетие интернет стал не роскошью, а необходимостью. Шутка про то, что первичной потребностью в знаменитой пирамиде Маслоу является Wi-Fi, перестала быть смешной, а превратилась в реальную иллюстрацию сегодняшнего дня. Все больше действий мы совершаем именно в интернете. Не отстают от прогресса и чиновники: в России начал работать портал государственных услуг.
Однако некоторые граждане относятся к такому нововведению с недоверием: то, что бесконечные очереди и бюрократия остались в прошлом, кажется волшебной сказкой. В ходе прошедшего круглого стола, посвященного проблемам оказания госуслуг, чиновники, ответственные за реализацию этого крупнейшего в стране IT-проекта, попытались развеять самые популярные мифы.
Порталом госуслуг пользуется мало человек, поэтому он бесполезен
На самом деле уже почти 10 млн человек зарегистрировалось на портале госуслуг. На сегодняшний день доступ к широкополосному интернету имеют почти 55% граждан нашей страны. Это означает, что каждый шестой пользователь интернета в России имеет аккаунт на портале госуслуг и активно его использует. Стоит отметить, что темп роста портала не уступает темпу столь популярной в наши дни электронной коммерции. Так, в 2012 г. зафиксировано всего 3,6 млн пользователей, а на 2013 г. их насчитывалось около 7 млн.
Число услуг на портале сильно ограничено
На данный момент на портале совершенствуются 35 основных услуг, покрывающих 80% наиболее часто встречающихся жизненных ситуаций. Такими являются получение загранпаспорта, штрафы в ГАИ, заключение брака, рождение ребенка и др. В приоритете у чиновников улучшение качества готовых функций и увеличение доступности услуг даже в самых отдаленных регионах нашей страны. Как мы видим, первостепенной задачей создатели портала госуслуг ставят себе не расширение своего профиля до редких задач (например, выдача разрешения на захоронение радиоактивных отходов), хотя в перспективе будут реализованы и они.
Процесс регистрации на портале очень осложнен
Действительно, на первоначальном этапе существования портала процесс регистрации включал в себя несколько утомительных шагов: необходимо было не только ввести свои личные данные, но и ждать заказного письма, которое с большой вероятностью могло затеряться. Можно было явиться в офис Ростелекома, чтобы подтвердить свою личность, однако в некоторых регионах России и эта процедура включает в себя большие трудности.
Сейчас процесс регистрации упрощен. Вам необходимо ввести свои паспортные данные (ФИО) и номер СНИЛС. После он-лайн проверки вы уже сможете пользоваться некоторыми услугами. Для полной активации нужно будет явиться в один из пунктов для идентификации личности. Такие точки будут находиться в отделениях Почты России и Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг (МФЦ).
МФЦ (Многофункциональный центр) – это организация, предоставляющая государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна». Это означает, что все услуги можно будет получить в одном месте, исключая общение заявителя с органами власти. На сегодняшний день открыто 1230 таких центров на территории России, и 44,5 % населения имеет к ним доступ. В 2015 году уже 90% населения должны иметь доступ к МФЦ, а это значит, что необходимо увеличить число центров до 2,5 тысяч.
Портал не решает многих важных проблем
В самом деле, портал существует недавно и сейчас создатели делают выводы из пользовательского опыта. Разберем ситуацию на примере штрафов ГИБДД. На данный момент для фиксации нарушений используется современная технология- установленные камеры передают в ГИБДД данные о нарушителе. Однако, до главного действующего лица, обязанного выплатить штраф, информация должна доходить по обыкновенной почте. Учитывая, что адресат может не проживать по месту прописки, почта может работать с перебоями и есть вероятность, что письмо попросту затеряется, нарушитель может вовсе не получить своего уведомления о штрафе.
На сегодняшний день Госдума приняла в первом и втором чтении закон о том, что нарушителю будет прощена половина долга, если он оплатит его в течение 10 дней. Но письмо, сообщающее о штрафе редко когда дойдет в указанный срок. Получается, гражданин не сможет воспользоваться своим правом и экономить на штрафах.
Создатели портала предлагают цивилизованное решение проблемы- пользователь сможет отказаться от привычных писем и получать электронные уведомления в свой личный кабинет. Кстати, именно этот способ поможет избежать затрат на бумагу для письма, конверты и услуги почты.
При использовании портала все равно приходится заполнять несколько утомительных форм для каждого ведомства
Одной из целей создатели портала госуслуг поставили улучшение качества межведомственной коммуникации. Также, предполагается комплексные пакеты услуг. Это значит, что если вам, например, понадобится сменить фамилию после замужества, то вы просто выберите нужную опцию и один раз сообщите всю необходимую информацию для смены всех документов. Также портал призван упростить коммуникацию между субъектами Российской Федерации.
Опасно хранить личные данные на портале
Сохранность персональных данных является первостепенной задачей авторов портала. Каждый год проводится государственная аттестация по защите информации. Более того, каждое ведомство может запрашивать только определенный вид вашей информации, необходимый для оформления тех или иных документов.
Информирование населения проходит на низком уровне
Качество информирования сейчас действительно оставляет желать лучшего. Чиновники разрабатывают схему при которой качество обратной связи действительно возрастет.
Планируется соединить информационные системы всех ведомств. Это значительно ускорит множество процедур. Если вы узнаете о задолженностях, непозволяющих выехать вам за границу только находясь на таможне, вы сможете моментально погасить платеж с помощью банковской карты и продолжить путь.
Также можно будет оценить работу МФЦ с помощью бесплатного смс-сообщения. Если ваша оценка будет низкой, вам перезвонят и уточнят, что конкретно вам не понравилось.
http://www.vestifinance.ru/articles/45045