Глава Минкомсвязи России выступил на Правительственном часе в Госдуме
Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров сегодня выступил в рамках Правительственного часа в Государственной Думе РФ. Приводим тезисы его выступления. Полную видеозапись события можно посмотреть на сайте Госдумы: http://www.duma.gov.ru/analytics/tv/meetings-archive/591644.
Уважаемые депутаты!
Благодарю вас за возможность рассказать в рамках Правительственного часа о текущих результатах работы Министерства связи и массовых коммуникаций за прошедшие полтора года и обсудить с вами наиболее важные задачи, которые стоят перед нашей командой и решения которых ждут жители нашей страны.
Президент России поставил цель создания комфортных условий для жизни и работы на территории всей страны. Подчеркиваю, что всей. И в городе-миллионнике, и в малом населенном пункте. И в европейской части страны, и на Дальнем востоке.
Наше министерство отвечает за выполнение этой президентской задачи по целому ряду направлений. Это касается связи, работы почты, информационной среды, в которой живут наши граждане.
Кстати, со мной сегодня здесь присутствуют и руководители, которые в 2013 году возглавили крупнейшие предприятия в этой области.
Дмитрий Страшнов, генеральный директор «Почты России», второй крупнейший работодатель в стране после РЖД (350 тысяч сотрудников, годовая выручка 135 миллиардов рублей), Сергей Калугин, президент «Ростелекома» (160 тысяч сотрудников, выручка 329 миллиардов рублей).
Наша деятельность касается также и отрасли информационных технологий и оказания современных услуг, завязанных на интернет.
В том числе, государственных услуг, потому что именно при помощи высоких технологий, которыми занимается наше министерство, эти услуги принципиально меняют отношения между человеком и государством.
Они превращают человека из просителя времени чиновника в полноценного потребителя государственных электронных услуг. Причем именно тем способом, и в то время, которые ему максимально удобны.
Для реализации этих задач разработаны меры, которые касаются и всего комплекса информационных технологий и телекоммуникаций.
В условиях информационного общества успешное развитие этого комплекса все больше влияет не только на ощущения граждан от жизни и работы в России, но и на реальные показатели нашей экономики, а также на ее потенциал.
В мире многократно доказано: рост проникновения широкополосного доступа (ШПД) в интернет на 10% создает потенциал роста ВВП на 1,5%. Это происходит за счет повышения производительности труда, создания новых, высокоэффективных рабочих мест и ряда других факторов.
Современные технологии способны объединить общество, содействовать решению сложных экономических задач.
Основой доступа ко всему спектру этих технологий сегодня, конечно же, является качественная связь.
То есть — в перспективе — доступный каждому жителю страны высокоскоростной канал для доступа в интернет.
Наш план — сделать эту перспективу как можно более близкой. То есть, уже к 2018 году обеспечить такими каналами более 90% жителей России. Хотя именно у нас решить эту задачу сложнее всего, ведь мы — самая большая по территории страна в мире.
Отрасль связи — одна из немногих динамично развивающихся отраслей нашей экономики. Государство не вмешивалось в ее работу. Там были заложены принципы конкуренции. И рынок сам сделал рывок вперед. Но хороший рынок для связистов существует в населенных пунктах более 50 тысяч жителей. А у нас 45% граждан проживают в городах и селах с населением менее 50 тысяч человек. И здесь уже требуется участие и внимание государства.
В 2012 году никто в стране даже не знал, где конкретно чего не хватает. Какая самая крупная деревня без мобильной связи? Какой самый крупный город без скоростного интернета?
Вместе с губернаторами и главами муниципалитетов мы провели полную инвентаризацию. Спросите меня про любой регион, и я покажу вам конкретный перечень населенных пунктов, где есть проблемы с современными услугами связи.
Отрадно, что наши крупнейшие операторы связи, так называемая «большая четверка» — Билайн, Мегафон, МТС, Ростелеком — понимают социальную значимость этой задачи и сами пообещали обеспечить качественную связь в населенных пунктах от 10 тысяч до 50 тысяч человек. Считаю, что депутаты должны об этом знать.
Но в поселениях менее 10 тысяч жителей никакие рыночные механизмы уже не работают. Например, мы знаем, что в этой группе вообще без связи — если не считать установленных таксофонов — в России остается 1343 малых города и села. Знаем, что в основном эти населенные пункты расположены в Ставропольском крае, Республике Башкортостан, Новосибирской области, Республике Дагестан и Карачаево-Черкессии.
По итогам 2013 года уровень проникновения услуг ШПД в России составляет около 55%. Здесь у нас есть несколько спецпроектов, которыми мы занимаемся в ручном режиме. Это город Норильск (180 тысяч жителей), Магадан (почти 100 тысяч жителей), Камчатка (300 тысяч жителей) и несколько других. Всего 35 достаточно крупных населенных пунктов, куда мы построим наземные или подводные волоконно-оптические магистрали. Сейчас все они сидят на спутниковых каналах. Это медленно и дорого.
К 2018 году, напомню, мы планируем достичь проникновения ШПД более 90-93%, что означает наличие связи во всех населенных пунктах более 500 жителей. Работаем над уровнем 96-97%, когда связь должна будет появиться в населенных пунктах более 250 человек.
Совместно с операторами связи мы уже умеем решать социально-значимые задачи. В 2013 году обеспечили сотовую связь вдоль транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток». Общая протяженность этих федеральных дорог — более 11 тысяч километров.
Итак, мы выявили 6725 населенных пунктов численностью свыше 500 жителей, в которых нет нормального проводного и мобильного доступа в интернет. До каждого из них нужно проложить оптический кабель.
Будем использовать средства Фонда универсального обслуживания, куда все действующие в России операторы отчисляют 1,2% от своей выручки. Государственная компания «Ростелеком» также вложит в этот проект и свои средства.
Раньше ресурсы фонда использовались лишь для установки и обслуживания таксофонов. Таксофонами современного жителя России уже не удивишь. Всем нужна мобильная связь и скоростной интернет. И мы нашли способ оптимизировать расходы и направить их на эти приоритетные цели.
Всего на покрытие связью городов и сел с населением от 500 до 10 тысяч человек потребуется до 10 лет. Впрочем, мы пытаемся сократить и этот срок. Один из вариантов решения — задействовать средства Фонда национального благосостояния, причем на на возвратной основе. Тогда реализуем этот грандиозный проект за три года. Современная связь появится у 30 миллионов наших сограждан. В каком то смысле, этот проект — почти ГОЭЛРО, только не про передачу электричества, а про передачу данных.
Не могу не сказать о том, что раньше частоты раздавались без требований по покрытию малых населенных пунктов.
В 2013 году Госкомиссия по радиочастотам поставила точку в этом вопросе и утвердила общие условия продления и выдачи радиочастот.
Теперь операторы мобильной связи должны будут обеспечивать покрытие населенных пунктов более 1000 жителей в течение 5-7 лет.
Также, наконец-то было решено сделать полосы радиочастот технологически нейтральными, то есть, убрать все барьеры на пути самых новых технологий связи.
Для оставшихся самых малых населенных пунктов связь обеспечит наша спутниковая орбитальная группировка.
Спутники необходимы как для организации цифрового телевещания, так и для покрытия труднодоступных регионов, куда оптические каналы связи протягивать слишком дорого, а порой и технически невозможно.
Именно поэтому сейчас мы уделяем большое внимание развитию спутниковой связи. 26 декабря состоялся успешный вывод на орбиту спутника «Экспресс АМ5». С него началось самое масштабное обновление нашей спутниковой группировки для гражданских связи в новейшей истории России. В 2014 году предстоит еще 6 запусков!
Мы заказываем спутники связи в России, хотим делать это и дальше, но важно определить финансовую ответственность каждого предприятия Роскосмоса, участвующего во всей цепочке производства и запуска спутников.
Нам нужна уверенность, что предприятие будет отвечать рублем не только за то, чтобы спутник был вовремя сдан и правильно вышел на орбиту, но еще и отслужил весь срок, который должен составлять не менее 15 лет.
Все мы пользуемся мобильной связью. В последние годы, особенно в мегаполисах, мы сталкиваемся с тем, что то тут, то там, разговор может прерваться.
Это неудивительно. 5-7 лет назад, когда создавались сети, нагрузка была принципиально иной. Сейчас же только за 10 месяцев 2013 года жители России купили 15 миллионов смартфонов на сумму более 142 миллиардов рублей. И все они требуют подключения к мобильному интернету и значительно увеличивают нагрузку на сеть.
Мы готовим проект поправок в нормативные акты, чтобы облегчить операторам доступ к городской инфраструктуре для наращивания мощности сетей. Но порой рынку необходимы дополнительные инструменты для повышения качества оказываемых услуг.
Так как мы существуем на открытом рынке, эффективный инструмент — конкуренция.
Например, мы считаем, что для повышения качества связи необходимо, чтобы абоненты могли свободно переходить от одного оператора к другому, и тем самым, голосуя рублем, вынуждать операторов предоставлять лучший сервис.
Соответствующий закон уже вступил в силу 1 декабря 2013 года, мы провели всю необходимую работу с операторами. Уже перенесено почти 700 номеров.
Сейчас действует — условно говоря — переходный период, когда операторы сами могут определять срок переключения абонента с сохранением номера.
А уже с 15 апреля этого года они должны будут делать это для физических лиц строго за 8 дней, не больше.
Уверен, что это повысит конкуренцию, а следовательно — и качество связи.
Чему поспособствует развитие инфраструктуры связи? Про общий экономический эффект для ВВП страны я уже говорил. Скажу о более прикладных задачах.
Первый важнейший пример — реализация задачи, поставленной одним из майских указов Президента.
К 2018 году не менее 70% граждан должны получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде. При этом 90% жителей должны быть довольны качеством оказания услуг.
В 2013 году Председатель Правительства Дмитрий Медведев лично возглавил Правительственную комиссию по ИТ. Эта правкомиссия разработала и утвердила «Концепцию развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде». Она предусматривает развитие Единого портала государственных и муниципальных услуг таким образом, чтобы граждане могли, не обращаясь в органы власти, получать услуги в электронном виде.
Сейчас на портале действует более 60 тысяч государственных услуг, однако в повседневной жизни их востребовано на три порядка меньше.
Совместно с Минэкономразвития мы выбрали 35 наиболее востребованных услуг. 15 федеральных и 20 региональных и муниципальных. Это типовые услуги, которые граждане заказывают тысячами каждый день: запись в детсады и школы, регистрация актов гражданского состояния, оформление сделок с недвижимостью и автомобилями, получение паспортов, пенсионные и иные социальные выплаты.
Их реализацию мы хотим довести до совершенства, чтобы за их обращением граждане вообще не являлись в органы власти. Это позволит продолжить экономить время граждан в объемах десятков миллионов часов ежегодно.
Для того, чтобы услуги работали именно так, нужно связать все органы власти единой сетью, на основе которой работает система межведомственного электронного взаимодействия. Эта сеть уже есть, но ее функциональность и эффективность мы постоянно наращиваем.
Нам также предстоит внести изменения в отраслевое законодательство по каждой из 35 услуг. Это еще порядка 10 законопроектов, которые должны будут пройти рассмотрение в Госдуме.
Мы рассчитываем на поддержку депутатов в данном вопросе.
В рамках разработки электронного правительства совместно с Министерством строительства и ЖКХ мы планируем также создать и «Единую централизованную информационную систему ГИС ЖКХ».
Она позволит принципиально изменить ситуацию с оказанием услуг в этой сфере. Для ЖКХ более всего характерен низкий уровень прозрачности и открытости информации. Граждане не понимают, на что идут деньги — а ведь для многих это основная статья расходов семейного бюджета. Неясно, как и с кем и на каких условиях рассчитываются управляющие компании, кому из них можно доверять. Некоторая информация существует, но она разрозненна и расположена на множестве разных сайтов.
Система должна стать частью единого портала госуслуг, на котором уже прошло регистрацию более 7 миллионов граждан, а к 2018 году ожидается около 100 миллионов зарегистрированных пользователей.
Также с 2015 года начнется совместный проект с ФМС, который откроет электронные услуги для каждого гражданина России.
Мы начнем уходить от общегражданских бумажных паспортов в пользу электронных пластиковых удостоверений личности, которые будут сделаны на основе опыта и инфраструктуры «Универсальной электронной карты». Электронными услугами начнут пользоваться даже те, у кого никогда не было компьютера.
Вся эта работа позволит снизить коррупцию и сэкономить огромное количество времени, которое, по сути, тратилось впустую — на подготовку бумажек и стояние в очередях.
Понятно, что развитие новой технологической площадки, когда вся страна соединена — точнее даже объединена — скоростными каналами связи, возникают возможности для прорывного развития отдельных отраслей.
По-новому будет восприниматься с точки зрения экономики и наша самая молодая и одна из самых успешных отрасль информационных технологий.
Именно она сформирует новое качество жизни граждан и облик целого ряда других отраслей в ближайшие 5-10 лет.
Мы разработали Стратегию развития отрасли и Правительство утвердило обновленную «дорожную карту», которая содержит план мероприятий по ее реализации.
Этот план нацелен на решение проблемы кадрового голода в ИТ, активную поддержку научно-исследовательских процессов.
Уважаемые депутаты!
Благодарю вас за поддержку законопроекта о льготах по страховым взносам для малых ИТ-компаний в конце 2013 года. Убежден, что это создаст до 25 тысяч высокопроизводительных рабочих мест для молодых и перспективных специалистов нашей страны.
Почему я назвал ИТ-отрасль одной из самых успешных? Один сотрудник создает продукцию и услуги на сумму около 2 миллиона рублей в год, а вся отрасль из года в год увеличивает экспорт российских ИТ-продуктов за рубеж. В 2013 году он превысил 5 миллиардов долларов.
Таким образом, это очень правильная точка роста экономики России. Которая, к тому же, не связана с сырьевым сектором.
Я регулярно получаю обращения от депутатов Госдумы, чаще всего от Владимира Жириновского, с просьбой обратить внимание на проблемы «Почты России», поэтому останавливаюсь на этом отдельно.
После почтового коллапса в прошлый Новый год, когда вся наша страна просто перестала принимать почтовые отправления, а на «Почте» скопилось более 1100 тонн посылок, мы предприняли две меры по изменению ситуации на предприятии.
«Почта России» стала напрямую подведомственной министерству, мы временно перешли к ручному управлению, туда пришла новая команда руководителей.
И вот мы уже видим первые результаты. Впервые за долгое время «Почте» удалось избежать новогодних задержек, которые в прошлом году составляли два месяца. Впервые за пять лет достигнут целевой показатель в три дня для доставки более чем 80% писем внутри Москвы. Это было регулярной шуткой в интернете — когда писали о том, что письмо из Москвы в Москву может идти неделями, а может и вообще не дойти.
В послании Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин отметил, что все крупнейшие предприятия страны должны разработать свои долгосрочные стратегии.
Стратегия развития на 10 лет уже подготовлена и для «Почты России».
Очень важно, что она не предполагает бюджетного финансирования. «Почта» должна и будет развиваться за счет повышения эффективности работы самого предприятия. На примере недавних действий нового руководства мы видим, что это может давать очень быстрый результат.
Стратегия призвана решить две главные проблемы «Почты» — скорость доставки отправлений и большие очереди в отделениях. Мы также нацелены сохранить сеть отделений почты, повысив их эффективность. В отделениях будут оказываться и базовые финансовые услуги, что особенно важно для жителей удаленных регионов, где нет отделений банков.
Стратегия предполагает дальнейшую децентрализацию системы доставки — строительство сортировочных центров вблизи крупнейших аэропортов по всей России.
Для решения проблемы очередей уже дважды — с 1 октября 2013 года отдельным категориям почтовых работников и с 1 января 2014 года всем сотрудникам «Почты» — увеличена зарплата. Мы уже видим, что это помогло переломить ситуацию с доставкой писем в Москве.
Расскажу о развитии ситуации на рынке СМИ, потому что знаю, что она волнует многих депутатов.
Мы должны обеспечить возможность почти 98% населения уверенно принимать не менее 20 телевизионных каналов в цифровом качестве. Главный объем работы по запуску 1 и 2 пакетов программ (или мультиплексов) — как раз в 2013 и 2014 годах.
На конец прошлого года доступ к программам первого и второго мультиплекса имело уже 54% населения нашей страны. Важно, что речь идет не только о крупных городах, как Москва или Санкт-Петербург, но и о Магадане, Хабаровске, Омске, Грозном.
Теперь хочу сказать о том, какими мы хотим видеть наши СМИ и прежде всего телевидение. Мы исходим из того, что на них лежит большая социальная и воспитательная роль. Они должны делать людей умнее и лучше.
Поэтому с прошлого года мы начали внимательно следить за долей детских и образовательных программ в общем объеме вещания общероссийских федеральных каналов. В прошлом году она составила около 14%. Это неплохо. Но в ближайшие три года мы планируем увеличить ее до 20%, а потом и до 25%.
Нельзя забывать и о такой социальной задаче, как субтитрирование для слабо слышащих граждан, которых у нас несколько миллионов человек. С момента старта программы субтитрирования прошло всего два года, а число часов программ с субтитрами выросло более чем в 6 раз! Стартовали с 2 тысяч часов в год. В прошлом году было произведено субтитров на 13 тысяч часов.
Нас крайне беспокоит тенденция, когда во многих городах наблюдается процесс заметного сокращения газетно-журнальных киосков. А ведь они сегодня являются практически основным каналом, по которому печатные СМИ поступают к населению. Поэтому мы летом прошлого года вместе с индустрией разработали и приняли рекомендации, которые устанавливают желательные нормативы по этим объектам. Теперь мы внимательно следим за каждым городом.
Теперь позвольте перейти к ситуации с интернетом.
Минкомсвязь России уделяет особое внимание защите детей от негативного контента, распространяемого посредством интернета. Принятые в 2012 году поправки, которые с легкой руки журналистов стали называть «Реестр запрещенных сайтов», часто воспринимались эмоционально. Считаю, что нужно без эмоций посмотреть на факты, на результаты работы закона.
С 1 ноября 2012 года было обработано более 72 тысяч обращений. Подавляющее большинство опасной информации было удалено еще на стадии информирования владельцев сайтов. В сам реестр было занесено почти 5 тысяч записей. Но затем 2 тысячи записей были из него исключены в связи с удалением опасной информации.
Прошедший год стал переломным с точки зрения борьбы с пиратством в сети. Закон реально заработал и принес результаты. Пиратский видео контент стало найти сложнее.
Число плательщиков за легальный контент увеличилось на 30%. И это уже серьезно. Уверен, что на этой цифре мы не остановимся. Наша задача на 2018 год — довести данный показатель до 30 миллионов человек.
В заключении отмечу, что наше министерство занимает активную отраслевую позицию в важных международных организациях.
Среди них Международный союз Электросвязи (МСЭ), организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Всемирный почтовый союз (ВПС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совет глав Регионального содружества в области связи (РСС), объединяющее руководителей администраций связи стран СНГ, где, напомню, Россия, в моем лице, является председателем.
Уважаемые коллеги!
В 2014 году и уже в весеннюю сессию Государственной Думы нас ждет насыщенная и интересная совместная работа. Благодарю вас за поддержку инициатив министерства.
Уверен, что именно информационные технологии будут одним из главных инструментов по созданию комфортных условий для жизни и работы на территории всей страны, о чем я говорил в самом начале своего выступления.
Спасибо за внимание!