Многофункциональный центр Псковской области - в идеале и по факту

Автор: Ксения Садовская 15 января 2014 г. 16:30:34 Регион: Псковская область 4 808   0
Мы уже привыкли, к сожалению: то, что на бумаге, в идеале, по замыслу, Указу и т.д. и т.п. – реальному воплощению чаще всего не соответствует. В силу национального менталитета... В виду отсутствия финансирования... По причине сезонности спроса… В общем, из-за разных обстоятельств, над которыми мы не властны. Закон этот сформулировал еще Черномырдин в печально-беспросветном афоризме «хотели как лучше, а получилось как всегда». Экскурсия по многофункциональному центру Псковской области, организованная для журналистов в минувший понедельник силами региональной администрации, в очередной раз доказала силу закона «как всегда» и бессилие перед ним простых смертных. Итак, что же планировалось в идеале и что получилось по факту?

Создание многофункционального центра – плод давних стараний администрации Псковской области, в частности, управления информационных технологий, возникших из стремления осуществить одно из положений Указа Президента РФ от 7.05.2012 №601. Положение следующее: не менее 90% населения РФ к 2015 году должно иметь возможность жить при коммунизме, простите, получать госуслуги по принципу «одного окна». Как признался «духовный вдохновитель» проекта, начальник управления информационных технологий Юрий Колесников, проект оказался сложным, особенно в части затрат бюджета. Тем не менее, была разработана концепция, суть которой достаточно логична. Прошлые схемы оказания госуслуг изжили себя: они были малофинансируемыми, вследствие чего гражданам приходилось часами стоять в очередях, возникали неприятные схемы с посредниками. Переломить ситуацию можно было несколькими путями – экстенсивным, проще говоря, увеличить материальные вложения, либо интенсивным, то бишь изменить формы взаимодействия власти и общества и сократить расходы.

Из этих идейных предпосылок и выросла мысль о создании многофункционального центра, на базе которого граждане и юридические лица имели бы уникальную возможность получить одновременно сразу несколько взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг – при минимальном числе необходимых документов. Кстати, бумаги, выданные в МФЦ, будут заверяться электронными подписями, то есть иметь всю силу юридического документа. В том случае, если будет требоваться реальная подпись должностного лица, сотрудники МФЦ решат проблему, прибегнув к помощи курьерской службы или почты. Сказка, да и только!

Более того – благодаря открытию МФЦ заявители «отвязываются» от чиновников различных ведомств, к которым раньше приходилось обращаться за теми или иными документами. Здесь гражданин сталкивается с компьютерной программой, которая диктует формализованные рамки.

В итоге: построено современное здание на Запсковье с большой парковкой (рядом автобусные остановки, магазины), внутри сделано все как положено – для максимального комфорта псковичей и жителей области. Вот сектор информирования, где администратор предоставит информацию о перечне услуг, необходимых документах. Здесь же - два места свободного доступа к информационным базам актов федерального и местного уровня, стойки электронной очереди, терминалы Сбербанка. Стоит упомянуть и о таких удобствах, как гардероб, бесплатные туалеты и комната матери и ребенка (снилось ли вам такое в здании налоговой или Регистрационной палаты, например?). Дальше – ряды удобных мягких светлых (!) кресел (размышляем: их испортят сразу или через год? А может, все же пожалеют их граждане, для разнообразия?), электронное табло с голосовым оповещением.

Наконец, святая святых – сектор обслуживания граждан. 16 окон с широкими столами для посетителей. Стулья и пишущие принадлежности – прилагаются. Улыбчивые сотрудники (правда, пока их всего трое). Время оказания одной услуги - около 15 минут. Не откажем себе в удовольствии забрести в математические дебри: 4 человека в час у одного окна, 64 в час – у всех окошек, за день – в идеале больше полутысячи человек могут с максимальными удобствами оформить все необходимые документы или получить необходимые сведения.

Поднимаемся на второй этаж. Здесь расположился центр телефонного обслуживания, в котором работают опытные операторы. Дозвонившись сюда, вы также сможете получить все необходимые сведения по вопросам получения госуслуг. Кстати, вот и справочный телефон - 8-800-100-60-11. А позвонив в МФЦ по телефону 8-800-100-66-03, вы сможете ни много ни мало - записаться на прием к врачу-специалисту. Планируется, что с расширением штата операторов от данной нагрузки будут полностью освобождены регистратуры поликлиник.

Раз уж мы завели речь о телефонах – у МФЦ есть и интернет-портал, где также можно получить подробную информацию о центре, услугах, оказываемых в нем, и отследить состояние своей заявки по цифровому коду, который будет указан на талончике электронной очереди.

***

Но в ложке меда без бочки дегтя не обойтись.

В идеале: МФЦ расположен в месте повышенной проходимости, что называется, виден издалека.

В реальности: Центр расположен на улице Белинского, найти его нелегко. Возможно, чуть позже туда будет натоптана незарастающая народная тропа, ну а пока запомните следующие ориентиры: ритуальное агентство в небольшом здании (Белинского, 79) и автомойка (Белинского, 77). Проходите по дорожке между этими богоугодными заведениями – и свершилось: вы у цели!

В идеале: 30% населения Псковской области получает госуслуги в многофункциональном центре.

В реальности: по состоянию на понедельник 13 января ни один человек не стал клиентом центра (исключаем губернатора Андрея Турчака, сотрудников администрации и журналиста Даниила Новикова, попытавшегося на практике получить звание Ветерана труда). «Открыть открыли, но никто не ходит», - сетуют в центре, готовом принимать граждан.

Версий отсутствия псковичей, жаждущих получить госуслуги «без шума и пыли» несколько. Во-первых, граждане пока недостаточно информированы о том, что для них построен целый центр. «Судя по комментариям в интернете, граждане дезориентированы и не понимают цель центра», - уточняет Юрий Колесников. Кроме того, отдельные виды услуг, которые оказывают в МФЦ, носят цикличный характер (документы оформляются раз в полгода), поэтому как только подойдет срок – возможно, граждане спохватятся и повалят на Белинского. Наконец, не забывайте о праздниках: они вывели из колеи давно работающие организации, что уж говорить об открывшемся в конце декабря прошлого года МФЦ! Кстати, по словам организаторов экскурсии, если в ближайшем будущем МФЦ докажет свою востребованность, к нему от площади Ленина запустят бесплатный автобусный маршрут, благо большая парковка позволяет. Но пока это нецелесообразно.

В идеале: МФЦ может оказывать три вида услуг: региональных ведомств власти, органов местного самоуправления и услуги федеральных ведомств. По скромным подсчетам, за год в области оказывается около 1,5 млн госуслуг, из них 90% приходится на услуги федеральных ведомств. Примерная стоимость одной услуги - 150 рублей.

В реальности: Услуги федеральных ведомств МФЦ оказывать пока не готов (а это, в частности, все, что касается налоговой, регистрационного учета, выдачи внутренних и загранпаспортов, услуги Росреестра). Позиция региона здесь однозначна: нет федеральных денег (а это десятки миллионов рублей) – нет федеральных услуг.

В настоящее время МФЦ может оказывать 12 услуг органов исполнительной власти субъекта РФ. В основном они связаны со сферой соцзащиты населения. Это, в частности, выплата денежных средств опекунам, выплата пособий на доставку твердого топлива для ветеранов труда, субсидии на оплату ЖКХ, присвоение звания Ветеран труда Псковской области и их поддержка. Кроме того, в МФЦ псковичам и жителям области помогут с получением повторного свидетельства о браке. Индивидуальных предпринимателей заинтересует возможность осуществить на базе МФЦ лицензирование деятельности по обороту алкогольной продукции. Перечень услуг был сформирован на основе анализа деятельности госучреждений за 2012 год: были выбраны те услуги, которые сейчас наиболее востребованы по количеству обращений.

***

Псковичам и жителям области остается лишь надеяться, что многофункциональный центр – с прекрасным зданием, прекрасными сотрудниками и прекрасной технической оснащенностью - когда-нибудь заработает в полную силу и мы окажемся в коммунизме, простите, сбудется мечта наших бабушек – чтобы очередей стало меньше… Или мы не рождены, чтоб сказку сделать былью? )

P.S.

В 2013 году году на обеспечение доступа граждан к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания из бюджета Псковской области было направлено 73 млн рублей.

http://businesspskov.ru/rmarket/minfo/78715.html


Тэги:   #МФЦ   #МФЦ в России  

0