ИТ в госсекторе: Большое преодоление
В процессе информатизации страны правительство уже который год развивает несколько масштабных проектов: подключение органов власти к СМЭВ, передачу информации о платежах в ГИС ГМП, создание сети МФЦ. Однако для решения этих амбициозных задач некоторым регионам прежде необходимо разобраться с «цифровым неравенством». Данную проблему и иные препятствия на пути информатизации обсудили эксперты на заседании секции «Госсектор: Большое преодоление» в рамках CNews Forum 2013.
Инфраструктураэлектронного правительства в России становится все более развитой. Региональные органы власти ежегодно увеличивают количество электронных госуслуг, доступных на ЕПГУ (Едином портале государственных услуг). Однако для повышения спроса на эти сервисы необходимо решить насущную проблему – обеспечить широкополосным доступом в интернет граждан, проживающих на удаленных от центра территориях. Кроме того, в разных регионах увеличивается количество МФЦ (Многофункциональных центров предоставления госуслуг), которые оказывают гражданами услуги федерального и регионального значения.
Точки присутствия
В стране стремительно разрастается сеть МФЦ, для них разработана отдельная информационная система. АИС МФЦ внедрили в 14-ти регионах страны и еще двух городах из других областей, сообщилВиктор Серебряков, вице-президент и директор департамента комплексных проектов компании «Ланит». Система позволяет потребителям госуслуг записаться в МФЦ через инфокиоск, оператора колл-центра или единый портал. При этом для получения госуслуги гражданину необязательно знать название требующегося документа — достаточно описать сотруднику МФЦ повод обращения. В 2013 г. количество центров значительно увеличилось в Калужской области, сообщилДмитрий Разумовский, министр развития информационного общества и инноваций Калужской области. Ранее в регионе работал единственный МФЦ, который в 2008 г. был запущен в городе Малоярославец. В этом году в различныхрайонахКалужской области появилось еще 15 центров.
Однако некоторые эксперты в сфере ИТ не уверены в необходимости МФЦ.Алексей Романов, директор ГАУ «Госинформ» Республики Мордовия, отметил, что активно создаваемая сейчас в России сеть МФЦ – всего лишь неудобный переходный этап на пути к электронным услугам.
Контроль платежей
На неспешную реализацию другого важного проекта – ГИС ГМП (Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах), указалАндрей Чучелов, генеральный директор компании BSS. Он напомнил, что только 30% кредитных организаций передают данные в ГИС ГМП. При этом информацию по 90% получаемых фактов оплаты генерирует лишь пятерка крупных банков, хотя Федеральное Казначейство РФ в начале сентября объявило о подключении 202 кредитных организаций к системе. «Федеральное казначейство и Минкомсвязи России в ближайшем будущем будут разрабатывать систему рейтингования регионов по принципу взаимодействия с системой ГИС ГМП», — сообщил Андрей Чучелов.
Андрей Прокошев, первый заместитель министра информатизации и связи Удмуртской Республики, также отметил проблемы в работе ГИС ГМП. В Удмуртской Республике банки попросту не заносят информацию о платежах.
Еще хуже обстоят дела с администраторами доходов, которыми являются предприятия ЖКХ, ГИБДД, ФНС, ФССП и другие ведомства.Андрей Федорец, генеральный директор iDSystems, отметил, что для полноценной работы ГИС ГМП необходима автоматизация администраторов доходов на уровнях ниже федерального, так как сейчас информация по начислениям от них в системе отсутствует. Кроме того, он сообщил, что около половины кредитных организаций уже начали предпринимать действия по подключению к СМЭВ (Системе межведомственного электронного взаимодействия), а около 30% из них действительно подключены к системе. При этом проблемой остается крайне узкий перечень сервисов, предназначенных для взаимодействия между органами власти и кредитными организациями.
Межведомственное взаимодействие
В Тюменской области межведомственное взаимодействие реализовано на высоком уровне – в СМЭВ работают около 160 электронных сервисов, отметилАлександр Албычев, директор департамента информатизации области. 60 сервисов предназначены для взаимодействия на федеральном уровне. Еще 100 сервисов являются региональными и реализованы через собственное ИТ-решение.
В Тамбовской области, по словамАндрея Стрельцова, начальник управления информационных технологий связи и документооборота администрации Тамбовской области, к системе межведомственного взаимодействия подключены уже все муниципальные образования. При этом наиболее активно с регионами обмениваются данными Россреестр, ФНС и Пенсионный фонд.
Основные проблемы
Александр Селютин, председатель Комитета информатизации и связи Республики Коми, отметил постоянно меняющийся вектор развития ИТ в госсекторе: сначала акцент делали на электронных госуслугах, затем на СМЭВ, в сегодня – на развитии МФЦ. А некогда амбициозный проект УЭК (Универсальная электронная карта) сейчас находится в подвешенном состоянии.
При этом многие инициативы Минкомсвязи региональным органам власти приходится внедрять в «спортивно-олимпийском режиме», утверждаетАлексей Романов, директор ГАУ «Госинформ» Республики Мордовия. Это действительно злободневный вопрос, который сейчас, например, ярко проиллюстрирован суматохой вокруг внедрения MNP (Mobile number portability; Переносимость телефонных номеров) с 1 декабря при технологической и нормативной неготовности.
По мнениюДмитрия Финка, директора практики региональных проектов компании AT Consulting, первым приоритетом в информатизации страны должно быть не создание каких-либо новых сервисов, а устранение «цифрового неравенства». Иначе пользователи удаленных от центра регионов просто не смогут пользоваться теми электронными новшествами, которые создают органы власти.
Андрей Столяров: Решения от надежного вендора усиливают безопасность и защиту конфиденциальной информации
Андрей Столяров, торговый представитель по работе с крупными клиентами компании Lexmark, рассказал о роли решений компании для госсектора и сферах, в которых они наиболее востребованы.
CNews: Переход к электронному документообороту – тенденция последних лет. Какой вы видите роль предлагаемых вашей компанией решений для госсектора?
Андрей Столяров:Lexmark предлагает несколько способов сокращения затрат в госсекторе. Во-первых, технологический способ, при котором экономия достигается за счет снижения стоимости отпечатка на принтерах и МФУ. Во-вторых, экономия на уровне приложений, когда пользователь получает дополнительный функционал, позволяющий эффективнее работать с документами. В-третьих, наши программные продукты встраиваются в процессы заказчика и позволяют сократить количество печати и, соответственно, затраты.
Владимир Гусев: В скором времени видеосвязь станет повсеместной, как и телефонные звонки
Владимир Гусев, менеджер по работе с государственными заказчиками компании Polycom в России и СНГ, рассказал о распространении систем видеоконцеренцсвязи в российском госсекторе: об основных потребителях, проблемах и перспективах.
CNews: Как вы оцениваете уровень информатизации российского госсектора по сравнению с другими странами, из вашего опыта?
Владимир Гусев:Несмотря на очевидную сложность путей развития информатизации российского госсектора, в последние годы мы видим серьезные сдвиги, в частности, в области здравоохранения и образования. В других странах информатизация неравномерна и зависит от правовой базы, географического распределения и многих других аспектов.
Андрей Чучелов: Банки способны сыграть одну из ключевых ролей в популяризации электронных госуслуг
Андрей Чучелов, генеральный директор компании «БСС Инжиниринг», оценил итоги создания Электронного Правительства, выделил основные проблемы и назвал способы решения, предлагаемые его компанией.
CNews: Как вы оцениваете итоги реализации государственных инициатив по созданию электронного правительства?
Андрей Чучелов:Об итогах говорить рано, можно оценить лишь промежуточные результаты. Регионы демонстрируют очень неравномерные показатели, налицо большой разрыв между передовиками и отстающими. Есть регионы, где до сих пор не предоставляется ни одной электронной услуги или сервиса. Передовики достигли определенных количественных показателей и задумываются о качественных критериях работы электронных услуг, таких как удобство и функциональность. Порядка 100 услуг на региональном портале – это, наверное, число действительно востребованных населением услуг, которые стоит автоматизировать и оптимизировать.
Отсутствие необходимой ИТ-инфраструктуры и высокие тарифы на пользование имеющейся наиболее ярко представлены на Дальнем Востоке. Однако цифровое неравенство существует, правда не столь явно, и в центральных регионах страны.Татьяна Паршина, начальник отдела реализации прикладных программ и межведомственного электронного взаимодействия управления информатизации администрации Липецкой области, сообщила, что из 315 органов местного самоуправления в регионе 18 пока не имеют доступа к интернету. Однако почти все органы местного самоуправления, оснащенные необходимой ИТ-инфраструктурой, уже подключены к СМЭВ.
Алексей Хромов, руководитель дирекции по информационным технологиям «Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации», отметил недостаточно эффективное взаимодействие и обмен опытом между госструктрами по решению вопросов автоматизации, а также неоднородность применяемых инструментов и программных платформ для автоматизации одних и тех же процессов в госструктурах. Недостаточное внимание, по его словам, уделяется и проведению НИОКР по информатизации госструктур, которые могли бы сэкономить бюджетные средства.
Об отсутствии единых стандартов внедрения и сопровождения систем автоматизации сообщила иНаталья Плотникова, ведущий менеджер по работе с ключевыми клиентами компании Maykor. Разночтения между SLA (Соглашение об уровне услуг) и реальными требованиями часто становятся причиной неэффективного сотрудничества госструктур с компаниями-подрядчиками. К тому же, некоторые компании получают госконтракты лишь благодаря искусственному занижению цены при подаче заявки на тендер. «Цена является определяющим фактором при отборе, и в связи с этим на рынке появляется большое количество недобросовестных поставщиков», — утверждает Наталья Плотникова.
Главные тренды
Андрей Столяров, менеджер по работе с крупнейшими заказчиками в Lexmark, отметил необходимость перехода госструктур на аутсорсинг, в том числе в сфере печати. Lexmark уже осуществляла поставки в ФНС, ФСО и начала работу с ДИТ (Департамент информационных технологий) различных регионов. Аутсорсинг печати в госорганах, по словам эксперта, призван усилить меры безопасности благодаря ПО для контроля, авторизации и распределения потоков печати.
Современные технологии, в частности видеоконференсвязь, играют важную роль и в сфере судопроизводства. С 1999 г. в следственных изоляторах и судах общей юрисдикции установлено уже более 1 тыс. ВКС-решений. «ВКС позволяет экономить деньги на этапировании и охране заключенного при, например, повторном рассмотрении дела, — отметилВладимир Гусев, менеджер по работе с ключевыми клиентами Polycom Россия. — Система также работает для защиты других участников процесса. Благодаря ВКС можно скрыть местонахождение свидетеля, закрасить его лицо или изменить тембр голоса». ВКС активно используется и для связи с МКС. С 2012 г. родственники космонавтов могут созваниваться с ними из дома — больше нет необходимости ехать для этого в Центр Управления Полетами.
Не была забыта проблема использования зарубежного оборудования в госструктурах. Вице-президент Huawei Enterprise Business Group в России, Украине и БелоруссииНиколай Исаковотметил, что слухи о сотрудничестве Huawei с китайским спецслужбам не имеют отношения к действительности. «Huawei – один из немногих поставщиков телекоммуникационного оборудования, который открывает исходные коды. У нас работают 3 сертификационных органа, которые проверяют оборудование на отсутствие "закладок"», – заявил он. По словам Николая Исакова, российские органы власти уже длительное время сотрудничают с китайским производителем: «Многие продукты Huawei собираются здесь (в России), на доверенном производстве, и не под маркой Huawei поставляются в силовые структуры».