Министр информационных технологий и связи Челябинской области: От цифрового неравенства к «Информационному обществу»
Сегодня проникновение Интернета в областном центре составляет около 85%, практически в каждом доме есть компьютер, а для того чтобы получить любую информацию достаточно набрать нужное в поисковой строке. Другая ситуация в области. Доступ к сети Интернет имеют не более 45% домохозяйств, да и само качество связи оставляет желать лучшего. Как преодолеть цифровое неравенство в регионе и заложить основы развития информационного общества обсуждаем с Министром информационных технологий и связи Челябинской области Антоном Шариковым.
- Антон Сергеевич, скажите, какова ситуация с Интернетом в регионе сегодня?
Сначала приведу несколько цифр. Доля домохозяйств Челябинской области, имеющих доступ к сети Интернет в среднем около 61%. За минувший год этот показатель вырос на 7,8%. Удельный вес городских семей, пользующихся Интернетом, в 1,5 раза превышает долю пользователей небольших городов и сельской местности. В 63% домохозяйств региона есть персональный компьютер, 2 млн. жителей области (57%) используют компьютер постоянно. Однако есть и такие поселения, где очень трудно вести речь о стабильном Интернете, там проблемы даже с мобильной связью.
Кроме того, есть немало людей, для которых Интернет не является постоянным источником актуальной информации. Например, 57% населения, постоянно использующего Интернет – люди в возрасте до 35 лет. У более старшего поколения по-прежнему наиболее популярно телевещание и телевизионные новости. Различие между пользователями Интернета среди жителей областного центра и небольших городов достаточно заметно. Именно эта разница и называется цифровым неравенством.
- Что необходимо сделать сегодня, чтобы преодолеть цифровое неравенство в регионе?
Задача сложная, но добиться результатов необходимо, ведь сегодня от уровня развития информационных технологий напрямую зависит уровень социально-экономического развития региона. И решение этой проблемы является одной из приоритетных задач нашего министерства.
На мой взгляд, важно создать базовую инфраструктуру информационного общества. Мы ведем активный диалог с телекоммуникационными компаниями. По ряду показателей, таких как уровень цифровизации сетей, объем внедренных новых технологий, услуг Интернета, область находится в первой десятке субъектов Российской Федерации. С одной стороны, уровень конкуренции между телекоммуникационными компаниями, способствует решению проблемы. Операторы стараются использовать наиболее современные технологии, модернизируют оборудование, максимально расширяют спектр предоставляемых услуг. Однако с другой стороны, операторы все-таки предпочитают инвестировать в сверхприбыльные проекты с минимальными сроками окупаемости. Дело доходит до того, что в Челябинске работают провайдеры, обслуживающие даже не всю городскую черту, а лишь наиболее густонаселенные районы. А туда, где необходим приход операторов на долгосрочную перспективу, где полученная прибыль и сроки окупаемости проектов гораздо ниже, а это большая часть Челябинской области - районные центры и сельская местность с небольшим количеством жителей, остается на сегодняшний день наименее развитая, и зачастую монополизированная одним игроком инфраструктура,
Операторы сотовой связи активно строят в Челябинской области новые базовые станции. За 6 месяцев 2013 года зарегистрировано 366 новых станций, из которых 263 – станции поколения 3G. Совсем недавно при нашем содействии прошли переговоры о строительстве новой станции в микрорайоне Парковый, которая позволит улучшить качество связи на его территории. Наша область телефонизирована на 100%, все населенные пункты с населением свыше 500 жителей обеспечены возможностью выхода в сеть.
- Но ведь технологическая оснащенность – не единственное направление работы?
Разумеется. В каждой работающей системе кроме технической стороны вопроса есть еще и человеческий фактор. Важной задачей становится информирование населения о новых возможностях, повышение уровня компьютерной грамотности разных слоев населения.
Здесь, как в пословице – один в поле не воин. Мы поддерживаем программы, которые реализуются в библиотеках «Областная библиотека – мир новых возможностей жителям села», программы обучения компьютерной грамотности, проводимые Челябинской областной организацией «Общество «Знание» России». В этом году в области начал работать офис организации «Бабушка и дедушка онлайн», работают Центры бесплатного обучения компьютерной грамотности «Твой курс». Разумеется, в процессе есть свои сложности. Обучение необходимо сотням тысяч пожилых людей, а реально обучиться могут далеко не все. Группы обучения расписаны на длительный срок. Нам приятно осознавать, насколько охотно и энергично пожилые люди получают информацию, как заинтересованно, преодолевая робость, разбираются в новых программах, изучают новые возможности, а самое главное, используют их в своей жизни. Новейшие способы коммуникаций – электронная почта, Skype, социальные сети для многих из них уже заменили традиционный телефон и бумажные письма. Важно, что обучаясь на курсах, граждане регистрируются на портале госуслуг и получают их через Интернет. Это дает возможность изменить качество жизни и облегчить процедуры взаимодействия с государственными органами.
- А будет ли у этих людей возможность воспользоваться электронной информацией, например, сведениями о работе органов власти?
Одним из важнейших направлений работы Министерства стало содействие повышению информационной открытости органов власти Челябинской области. Каждый орган исполнительной власти и местного самоуправления обязан иметь официальный сайт в сети Интернет, на котором должна быть представлена информация в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, а это №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информационной деятельности государственных органов власти и местного самоуправления», а также ряд нормативных документов Челябинской области. Сейчас в сети публикуются судебные решения судов общей юрисдикции, обеспечен доступ к Интернет и на судебных участках мировых судей Челябинской области. Министерство информационных технологий и связи проводит регулярный мониторинг официальных сайтов органов власти Челябинской области, дает рекомендации по улучшению их работы и наполнению информацией. Вся эта работа позволяет как предпринимателю так и любому южноуральцу получать наиболее оперативную и достоверную информацию.
Министерство информационных технологий и связи Челябинской области содействует активной работе по формированию цифрового культурного контента. Это касается оцифровки архивных, библиотечных, музейных фондов. До конца этого года у нас 100% (а это более 900 библиотек) во всех муниципальных образованиях Челябинской области будут дооснащены персональными компьютерами и обеспечены доступом к сети Интернет для работы с национальным библиотечным ресурсом. С этих компьютеров, мы надеемся, граждане смогут работать и с электронными сервисами органов власти, и в частности с Единым порталом государственных и муниципальных услуг и нашим региональным порталом госуслуг.
Также, уже второй год Министерство проводит конкурсы «Лучший Итернет-сайт» и «Лучший онлайн-сервис». Победители конкурса сайтов определяются по нескольким группам участников и по следующим номинациям: «Лучший сайт коммерческой организации/промышленного предприятия»; «Лучший сайт многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг»; «Лучший сайт в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Все эти мероприятия, мы уверены, должны сделать Интернет единой площадкой для разных людей, объединить их и позволить получать актуальную и своевременную информацию.
- А где можно поподробнее прочитать о том, как получать госуслуги в электронном виде или поделиться своим опытом, узнать последние новости из мира информационных технологий?
Министерством информационных технологий и связи запущен портал «Информационное общество в Челябинской области» (inf74.ru), на котором регулярно размещаются актуальные новости, открыты форумы, размещен ряд обучающих материалов. Здесь можно узнать о государственных и муниципальных услугах, которые можно получить в электронном виде, прочесть инструкции, поделиться опытом. Все эти мероприятия приближают нас к ликвидации цифрового неравенства. Это не разовая кампания, а постоянная сложная работа, которая станет еще одним кирпичиком при построении информационного общества в регионе.