Один день в Мобильном офисе МФЦ Новосибирской области
«Госуслуги едут к вам!» — по такому принципу работает мобильный офис Многофункционального центра организации предоставления госуслуг Новосибирской области. Такие начали работать в районах области сравнительно недавно, но уже стали привычной частью сельского пейзажа. Посетить эту новую «структуру» и ощутить ее преимущества успели еще не все местные жители. Но те, кто уже пользовался услугами МФЦ, понимают, насколько удобным стало предоставление государственных услуг. Корреспондент Антонина Иванова провела один день в мобильном офисе МФЦ и выяснила, как он работает.
Очень приветливый и добродушный администратор мобильного МФЦ Мария согласилась перед поездкой провести для меня небольшую экскурсию по «своему рабочему месту». Мобильный офис МФЦ (ММФЦ) представляет собой автомобиль, оснащенный необходимым техническим оборудованием, средствами связи. Маша рассказала, что на базе ММФЦ доступны все те услуги, которые предоставляются в филиалах МФЦ Новосибирской области, а их в настоящее время восемь: Новосибирский, Карасукский, Мошковский, Чановский, Маслянинский, Татарский и Куйбышевский районы. Идея повысить доступность государственных услуг для отдаленных районов области посредством мобильного МФЦ была реализована в нашей области по поручению губернатора Василия Юрченко.
Также она поведала, что всем этим услугам она обучалась заранее, еще до трудоустройства в МФЦ в течение двух месяцев. Данные автомобили – передвижные мобильные офисы МФЦ – оснащены портативным терминалом оплаты госпошлин и коммунальных услуг, что кажется мне очень удобным для граждан: можно оплатить мобильную связь, штрафы ГИБДД, кредиты, интернет. На приеме в данном офисе администратор всегда поможет сделать ксерокопию или скан необходимого документа, а также заполнить нужные бланки.
После ознакомления с мобильным офисом, мы отправились в свою поездку, пункт назначения был небольшая деревня в Колыванском районе области.
– Как вас встречают местные жители?»
– Чаще всего многие жители хотят, прежде всего, познакомиться и понять что это, кто приехал, для чего, зачем, – говорит она. По этому поводу версий бывает множество: продажа мобильных телефонов, одежды, продуктов; медицинский функциональный центр; или представители «Единой России» с подарками. Всегда очень весело слышать такие версии. Но когда объясняешь, что государственное учреждение, оказываем госуслуги, лица у всех сразу становятся серьезные. Сразу начинают «сыпать» вопросами».
«Конечно, народ в селах, куда обычно приезжает МФЦ, разный, – продолжает Мария. – Но в основном – добрые и отзывчивые, особенно когда понимают, что к ним приехали с пользой и помощью. Сейчас люди уже попривыкли, стали обращаться по факту: оформить землю, дом или получить статус многодетной семьи, но все равно осторожность в общении с нами еще есть. Вот, допустим, в прошлую поездку моей коллеги из МФЦ Мошковского района в Болотнинский район обратилась к нам на прием женщина: «Пришла с вопросом. У меня трое детей. Слышала про льготы для многодетных. Второй вопрос у меня по прописке. Как выписать родственника из своего жилья. Третий вопрос тоже хочу задать. Где взять денег на ремонт крыши…». А потом, видно, что смущается, добавила: «Информации никакой… Трудно жить!».
У каждого, кто обращается в офис МФЦ, – вопрос свой. Но все они жизненные, реальные и, возможно, даже злободневные. Иногда мобильный МФЦ оказывается последней инстанцией, где человек еще не был, но где ему точно постараются помочь.
«В Коченевском районе, в очередной приезд мобильного МФЦ, к нам на прием пришла 81-летняя Прасковья Ивановна, желавшая зарегистрировать право на свой дом и участок, – рассказывает администратор мобильного МФЦ. – Она выложила на стол огромную кипу бумаг, подтверждающих, что есть и дом, и земля, но также было много письменных отказов от различных органов власти, подтверждающих, что все это бабушке не принадлежит. Я подробно изучила данную ситуацию, помогла сформировать нужный пакет документов для подачи на право собственности и приняла у нее эти документы. Я никогда не забуду этих радостных и полных слез глаз, когда старушка держала долгожданный документ на свою недвижимость. Она мне столько приятного сказала, столько слов благодарности».
Примеры, приведенные Машей, показывают, что в таких глубинках области люди действительно очень благодарные за то, что им помогают. А такие мобильные офисы – востребованы. Они нужны именно здесь, именно в таких деревеньках, где живут люди, которые уже перестали на что-то надеяться, ждать, но для которых хочется делать хорошее и реально помогать в их беде.
Мы выехали из Новосибирска и были уже на пути к нашей деревне. Обычно в глубинках нет асфальтовых дорог. Никаких дорог нет. «Бывает, что человека трудно «затянуть» в машину к окну приема. А если это происходит, то люди предпочитают оставлять обувь на улице: «У вас пол-то белый, а у меня калоши грязные!», – рассказывает Мария. – Вот такой деревенский стиль! В одной из деревень Тогучинского района, мне рассказывала коллега, после получения консультации по своему вопросу заявительница настоятельно просила тряпку, для того чтобы помыть пол за собой».
– Помню, в Болотнинском районе обращался мужчина: «Девушка! У меня один единственный вопрос: могу ли я продать свою долю, если вторая доля на дом принадлежит брату, и он не намерен ничего продавать?» После получения консультации Павел Петрович принес нам в дар булку горячего деревенского хлеба. «Покушайте, пожалуйста, супруга пекла!» Конечно, для нас это было удивление, очень приятное удивление такого отношения к нам. Сразу чувствуется, что человек реально доволен консультацией, реально мы ему помогли – раз он нас так поощряет. В следующий раз он нам обещал «забежать» и в гости пригласить на чай».
Иногда обращаются в мобильный МФЦ не только за получением госуслуг. Маша рассказала, как однажды на прием к ее коллеге из МФЦ Куйбышевского района обратился мужчина, который не стал задавать никаких вопросов, а сразу начал читать стихи. Оказалось, что они были собственного сочинения. Иногда обращаются с такими вопросами и просьбами, не находящимися в компетенции мобильного МФЦ – починить крышу, нанять сиделку для больного человека, сделать ремонт в квартире ветерана и многое другое. В таких случаях администратор МФЦ старается дать заявителю адреса, контакты, куда ему требуется обратиться.
В деревне нас уже ждали. Как правило, мобильный МФЦ подъезжает к районному сельсовету. Группу людей там мы увидели издалека.
Как правило, вопросы у всех одинаковые: зарегистрировать землю или дом, получить льготы, оформить пенсию или выплаты, положенные в связи с рождением ребенка. Прием граждан, как казалось, шел достаточно быстро, всех желающих проконсультировали в течение трех с половиной часов.
«Нет, мне не тяжело, – отвечает Маша на вопрос, устает ли она от постоянного общения с людьми. – Конечно, усталость есть небольшая, но больше все-таки радости, позитива от того, что мы (мобильный МФЦ) в очередной раз оказались полезными и нужными людям, ее больше».
Маша права. Бригады мобильных офисов МФЦ нужны, и оценка их работы – это отношение к ним людей. Видеть их радость, удовлетворенность, что им помогли, подсказали – самое благодарное в работе таких сотрудников. «Очень удобно, не нужно никуда выезжать. Все на месте. Пришел, задал интересующие вопросы, получил корректные ответы», – отметил один из посетителей мобильного МФЦ.