Новое в ИКТ-законодательстве: октябрь 2013
В октябре законодательно были определены средства международно-правовой защиты присвоения радиочастот. Также была утверждена федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости». В регионах были введены местные информационные системы.
Федеральное законодательство
Федеральный закон от 21 октября 2013 г. № 281-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О связи"
В законе введен термин "международно-правовая защита присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов". Под ним понимаются правовые, технические, организационные и научно-исследовательские мероприятия, осуществляемые для обеспечения международного признания присвоения (назначения) частот или каналов для радиоэлектронных средств различных радиослужб России.
Порядок проведения в России работ по международно-правовой защите присвоения (назначения) определит правительство РФ. В частности, речь идет о работах по заявлению, координации и регистрации в Международном союзе электросвязи частот или каналов и соответствующих позиций спутников на геостационарной орбите либо соответствующих характеристик спутников на других орбитах.
Для оказания услуг связи в пределах мировых информационно-телекоммуникационных сетей на территории России должен соблюдаться ряд условий. Одно из них – создание российских сегментов мировых сетей связи, обеспечивающих взаимодействие с единой сетью связи России. Речь идет о создании сегментов глобальных, региональных спутниковых сетей.
Введено дополнительное условие об обеспечении управления такими сегментами с территории России.
Правительству РФ даны полномочия по установлению порядка использования на территории России иностранных спутниковых систем (сетей связи), находящихся под юрисдикцией иных стран.
Поправки вступают в силу со дня их официального опубликования.
Распоряжение президента РФ от 7 октября 2013 г. № 373-рп "О составе Российской части двусторонней рабочей группы по вопросам угроз в сфере использования информационно-коммуникационных технологий и самим информационно-коммуникационным технологиям в контексте международной безопасности (в рамках Российско-Американской президентской комиссии) по должностям"
Утвержден должностной состав Российской части двусторонней рабочей группы по вопросам угроз в сфере использования информационно-коммуникационных технологий и самим информационно-коммуникационным технологиям в контексте международной безопасности. Она создается в рамках Российско-Американской президентской комиссии. В группу входят, в том числе, представители МВД России, Минюста России, ФСО России. ФСТЭК России, ФСБ России.
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Постановление правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 913 "Об утверждении положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в интернете для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию"
Утверждено положение о размещении на сайте www.zakupki.gov.ru информации, подлежащей вводу в единую информсистему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных и госнужд до начала ее эксплуатации.
Информация размещается в случаях и лицами, которые предусмотрены Законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных и госнужд. Сроки ввода определяются законом и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами.
Данные размещаются в общедоступной части сайта после подписания содержащего их документа электронной подписью уполномоченного лица, в закрытой части, доступ к которой возможен с помощью электронной подписи, – после прохождения регистрации на сайте.
Изменение размещенной информации возможно только с размещением документа, содержащего перечень поправок. Предыдущие редакции измененных документов при этом сохраняются и остаются доступными для свободного ознакомления всеми пользователями сайта.
Удаление размещенной информации допускается на основании предписания федерального органа власти по контролю в сфере закупок или по решению суда.
Постановление правительства РФ от 11 октября 2013 г. № 904 "Об утверждении положения о функционировании базы данных перенесенных абонентских номеров и предоставлении доступа к ее ресурсам"
С 1 декабря 2013 г. можно сохранять абонентский номер при смене сотового оператора.
Для технической реализации новшества создается база данных перенесенных номеров. Установлено, как она функционирует.
С помощью базы данных автоматизируются и координируются процессы сбора, обработки и хранения информации, необходимой для перенесения абонентского номера.
Информацию для включения в базу данных предоставляют операторы подвижной радиотелефонной связи.
Сведения о выделенных ресурсах нумерации российского плана нумерации оператор базы данных включает в нее ежемесячно, не позднее 6 числа. Для этого используется информация из реестра российской системы и плана нумерации. Она размещается на официальном сайте Россвязи.
Закреплен перечень информации, которая хранится и обрабатывается в базе. Это, в частности, абонентские номера, которые сохраняются при заключении с другими сотовыми операторами новых договоров, дата вступления в силу последних, время фактического начала оказания услуг связи на основании нового договора.
Обладателем указанной информации является Российская Федерация.
Пользователями базы данных являются Минкомсвязь России, Роскомнадзор, органы, осуществляющие ОРД, операторы связи, а также иные лица. Установлено, к какой именно информации они могут получить доступ у оператора базы данных. Последний должен ответить на соответствующий запрос в течение 1 часа.
Оператор базы данных должен обеспечить ее непрерывное круглосуточное техническое функционирование. Для этого должны работать не менее 2 отделенных друг от друга узлов обработки информации.
О нумерации, выделенной операторам связи, о принадлежности и распределении по регионам ее ресурса можно узнать на официальном сайте оператора базы данных.
Постановление вступает в силу с 1 декабря 2013 г.
Постановление правительства РФ от 10 октября 2013 г. № 903 "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учетанедвижимости(2014-2019 годы)"
Утверждена ФЦП "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учетанедвижимости(2014-2019 годы)".
Одна из ключевых задач программы – объединить ЕГРП и госкадастрнедвижимостив единый госреестр объектов недвижимости. Его планируется внедрить на всей территории страны к 2018 г.
Кроме того, к 2016 г. хотят перейти на единую геоцентрическую открытую систему координат.
К 2018 г. до 70% услуг по госрегистрации прав и кадастровому учету можно будет получить через интернет. Сроки их предоставления должны сократиться до 7 и 5 рабочих дней соответственно, а время ожидания в очереди – до 10 мин.
Прогнозируемый рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественного налогов, – до 11%.
Предполагается, что к 2018 г. доля лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов, составит 90%.
На реализацию программы из федерального бюджета выделяется 52 103,31 млн руб. Из них на НИОКР – 91,3 млн руб., капвложения – 14 700,01 млн руб., прочие нужды – 37 312 млн руб. Кроме того, предусмотрено финансирование из региональных бюджетов в сумме 2 362 млн руб.
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 1 октября 2013 г. № 268 "О консультативном совете по вопросам развития и эксплуатацииинфраструктурыэлектронного правительства при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации"
Решено создать Консультативный совет по вопросам развития и эксплуатацииинфраструктурыэлектронного правительства (ИЭП) при Минкомсвязи России.
Совет готовит рекомендации в области архитектуры, иерархического построения и системных вопросов ИЭП, конфигурации комплексов средств автоматизации всех уровней, развития ИЭП, обеспечения информационнойбезопасностив ИЭП и др.
В состав входят председатель (главный конструктор ИЭП), его заместитель, секретарь, члены. Общее количество – 15 человек.
Заседания созываются по мере необходимости, но не реже 1 раза в год. Совет принимает решения, если присутствуют не менее 2/3 членов.
На заседание могут приглашаться госслужащие Министерства (не входящие в состав совета), представители организаций-исполнителей по госконтрактам на выполнение работ и (или) оказание услуг и (или) поставку товаров по (для) эксплуатации и (или) развитию (развития) ИЭП, а также ученые и эксперты.
В связи с созданием совета уточняется порядок госзакупок в Минкомсвязи России.
Региональное законодательство
Указ президента Республики Башкортостан от 7 октября 2013 г. № УП-302 "О мерах по совершенствованию республиканской системы защиты информации"
Согласно изменениям управление делами президента Республики Башкортостан непосредственно и через подведомственные организации осуществляет функции по координации и функциональному регулированию в сфере технической защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, сведения о персональных данных, а также методическое обеспечение и содействие органам местного самоуправления Республики Башкортостан в указанной сфере.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 3 октября 2013 г. № 1109 "О создании Краснодарской региональной экспертной рабочей группы по рассмотрению общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"
С 1 ноября 2013 года начинают рассматриваться принятые посредством портала "Российская общественная инициатива" предложения россиян по вопросам социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, в которых они проживают, а также по вопросам совершенствования управлением этими регионами (муниципальными образованиями). Чтобы стать краевыми законопроектами такие региональные инициативы должны набрать в поддержку не менее 100 тыс. голосов кубанцев (для муниципальных инициатив – не менее 5% от численности зарегистрированного в МО населения).
Набравшие на портале в свою поддержку необходимое количество голосов общественные инициативы регионального уровня в дальнейшем подлежат экспертизе на предмет оценки целесообразности разработки проектов соответствующих нормативных правовых актов и (или) принятия иных мер по реализации поступивших от граждан предложений. Выполняется эта работа региональной экспертной рабочей группой.
Постановлением утвержден состав Краснодарской региональной экспертной рабочей группы, сформированной для рассмотрения общественных инициатив краевого уровня, направленных кубанцами с использованием указанного интернет-ресурса. Порядок работы экспертной рабочей группы определяется регламентом, который будет принят на первом заседании.
Функции координатора экспертной рабочей группы исполняются управлением по взаимодействию с религиозными и социально ориентированными некоммерческими организациями администрации Краснодарского края.
Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Постановление правительства Сахалинской области от 9 октября 2013 г. № 584 "Об организации функционирования информационно-аналитической системы "Электронный паспорт муниципальных образований Сахалинской области"
Утвержден регламент функционирования электронного паспорта муниципальных образований Сахалинской области.
С 1 января 2014 года в практику деятельности госорганов внедряется информационно-аналитическая система "Электронный паспорт муниципальных образований Сахалинской области".
Это межведомственная внутренняя официальная информационная система правительства Сахалинской области, объединяющая официальные региональные информационные ресурсы, которые формируются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Сахалинской области, а также государственные статистические ресурсы и иные официальные информационные ресурсы.
Основной целью информационной системы является организация информационного взаимодействия с аппаратом губернатора и правительства Сахалинской области, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Сахалинской области, их подведомственными учреждениями, федеральной службой государственной статистики.
Паспорт муниципальных образований имеет многоуровневую защиту от несанкционированного доступа к данным.
Пользователи системы, имеющие право доступа к ней в каждом органе исполнительной власти и органе местного самоуправления назначаются в количестве не более 5 должностных лиц. В министерстве экономического развития Сахалинской области не более 8 должностных лиц.
Выдача персонального пароля производится лично пользователю. Запрещается передача пароля третьим лицам.
Ввод данных осуществляется в соответствии с регламентом функционирования Электронного паспорта муниципальных образований.
Постановление правительства Ленинградской области от 9 октября 2013 г. № 333 "О внесении изменений в постановление правительства Ленинградской области от 14 апреля 2011 года № 103 "О долгосрочной целевой программе "Развитие электронного правительства" в Ленинградской области на 2011–2015 годы"
Внесены изменения в долгосрочную целевую программу "Развитие электронного правительства" в Ленинградской области на 2011–2015 годы".
Увеличен до 478 856,275 тыс. руб. общий объем финансирования программы из областного бюджета (ранее – 453 856,275 тыс. руб.), из них в 2013 году – 104 874,7 тыс. руб. (ранее – 79 874,7 тыс. руб.).
Социально-экономическая эффективность от реализации программы, связанная со снижением административной нагрузки на граждан и организации за счет сокращения времени получения государственных услуг и необходимой информации, составит 4 221,966 тыс. руб. (ранее – 20 251,66 тыс. руб.), бюджетная эффективность, определяемая показателем повышения эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов исполнительной власти, – 241 920,844 тыс. руб. (ранее – 197 202,169 тыс. руб.).
Скорректированы основные индикаторы реализации программы. Так, количество органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления, подключенных к системе электронного документооборота, – всего 86 вместо 57 (в 2013 году 38 вместо 9); количество органов исполнительной власти, подключенных к системе межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении первоочередных государственных услуг в электронном виде, – всего 17 вместо 9 (в 2013 году – 8) и др.
Распоряжение правительства Астраханской области от 9 октября 2013 г. № 460-Пр "О внедрении на территории Астраханской области единой информационной системы жилищно-коммунального хозяйства"
Утвержденное положение о единой информационной системе жилищно-коммунального хозяйства определяет функции и структуру единой информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, ее задачи, порядок использования и обработки информации о состоянии и прогнозе развития жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Постановление правительства Ленинградской области от 4 октября 2013 г. № 328 "Об утверждении положения о региональной информационно-навигационной системе Ленинградской области"
Утверждено положение о региональной информационно-навигационной системе Ленинградской области, которая создается в целях повышения эффективности управления движением транспортных средств; широкомасштабного внедрения технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС; повышения уровнябезопасностиперевозок пассажиров, специальных, опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; создания единого навигационно-информационного пространства; повышения эффективности реализации контрольно-надзорных полномочий в транспортном комплексе.
Соответствующим образом обозначены основные задачи и функции РНИС. При этом отмечено, что требования к функциям, выполняемым ее подсистемами, устанавливаются в техническом задании. Функционирует названная система в непрерывном круглосуточном режиме и предусматривает возможность перспективного функционального развития и модернизации.
Пользователями РНИС Ленинградской области являются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, экстренные оперативные службы, пользователи транспортных услуг (юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели).
Стоит отметить, что оператором РНИС определено ОАО "Региональный навигационно-информационный центр по Ленинградской области".
Постановление правительства Тюменской области от 16 октября 2013 г. № 454-п "Об утверждении порядка ведения информационного банка данных градостроительной деятельности Тюменской области"
Определена процедура ведения информационного банка данных градостроительной деятельности Тюменской области (ИБДГД ТО).
Цель создания – предоставление доступа в электронном виде к достоверной информации о градостроительной деятельности в Тюменской области органам госвласти РФ, органам госвласти Тюменской области, органам местного самоуправления, физическим и юрлицам.
Ведение ИБДГД ТО осуществляется главным управлениемстроительстваТюменской области. Требования к структуре, описанию, отображению информации, размещаемой в ИБДГД ТО, утверждаются уполномоченным органом.
Установлены правила ведения ИБДГД ТО.
Приказ управления здравоохранения Тамбовской области от 10 октября 2013 г. № 1546 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Направление граждан в медицинские организации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи с использованием специализированной информационной системы"
Гражданам РФ, имеющим регистрацию в Тамбовской области, предоставляется направление на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Общий срок предоставления услуги составляет 30 календарных дней с момента регистрации обращения. Установлен перечень документов, необходимых для оказания услуги при личном обращении (или в электронном виде), при обращении законного представителя, а также в рамках межведомственного взаимодействия. Услуга осуществляется бесплатно. Предоставление данной услуги включает в себя выполнение нескольких административных процедур: прием заявлений (по установленной форме) и пакета необходимых документов, проведение заседания специализированной комиссии по отбору пациентов. Определен досудебный порядок обжалования решений управления здравоохранения при предоставлении услуги.