Опрос «Известий»
Система электронного правительства работает уже более трех лет. Наиболее популярен портал gosuslugi.ru, где в режиме онлайн можно узнать о налоговой задолженности, зарегистрировать автомобиль, оформить загранпаспорт. Как вы считаете, эффективны ли услуги электронного правительства?
Маргарита Авдеева, совладелец ГК «Ронова»:
– Нет. Не думаю, что у электронного правительства есть будущее, особенно в селах и деревнях, которых на территории России больше, чем больших городов, где есть интернет. Да, эти услуги популярны в Москве и Санкт-Петербурге. Но если отъехать подальше от столиц – в провинции люди понятия не имеют, о чем речь! Вот, например, один мой знакомый прописан в маленьком городке в тысяче километрах от Москвы, но фактически он постоянно живет в Москве. Когда ему понадобилось поменять паспорт, а меняют его, как известно, по месту прописки, он в целях экономии времени воспользовался услугами электронного правительства: заполнил анкеты и сделал все необходимое. Ему осталось только приехать в свой родной город и получить документ в паспортном столе. Лица сотрудников паспортного стола надо было видеть, когда он пришел и заявил им, что воспользовался сайтом «Госуслуги» и теперь ему осталось только получить паспорт. Сотрудники даже не могли понять, кто из них вообще способен работать с таким «продвинутым» гражданином. На решение этого вопроса было потрачено больше 10 дней! Знакомый в итоге сказал, что, если бы не пользовался сайтом госуслуг, получил бы паспорт на месте за пару дней, как это обычно делается в небольших населенных пунктах, где все друг друга знают.
Андрей Хромов, руководитель компании «Аристос», эксперт по электронной коммерции:
– Не уверен, но шансы стать эффективным у электронного правительства есть – если только им займутся компетентные профессионалы. Сейчас советником министра связи работает известный в интернет-кругах Дмитрий Сатин. У Дмитрия прекрасный опыт, он как раз занимается «очеловечиванием» государственных сайтов, в том числе и сайта «Госуслуги». Ясно, что поработать придется не один месяц, но участие серьезных специалистов однозначно пойдет электронному правительству на пользу. Жаль только, что не все должности в министерствах занимают опытные и ориентированные на результат профессионалы. Ну и, естественно, на пользу развитию таких сервисов пошел бы качественный контроль за бюджетом проектов.
Татьяна Еремеева, начальник отдела маркетинга ГК «Аркан»:
– Скорее да, чем нет. Современный ритм жизни и развитие технологий диктуют свои правила, и доступ к услугам государственных служб через интернет становится необходимостью. При этом я думаю, что низкая осведомленность населения о работе таких сайтов (как на федеральном, так и на региональных уровнях) не является показателем эффективности электронного правительства. Это больше указывает на отсутствие необходимого информирования россиян о существовании подобных порталов. Те же, кто уже «распробовал» работу электронного правительства, преодолев отнюдь не простую процедуру регистрации, продолжают активно им пользоваться. А существующие сегодня недочеты в работе электронного правительства, считаю, вопрос времени. Любое нововведение нуждается в наладке. Ну а отладив систему, необходимо задуматься о доступной подаче информации в структуре самого портала, чтоб облегчить конечному потребителю пользование услугами электронного правительства.
Вадим Бахтов, директор по общественным коммуникациям компании «Свитчайлд»:
– На мой взгляд, система электронного правительства работает очень неплохо, по крайней мере – на бытовом уровне. Например, моя жена часто ей пользуется – вот недавно записала ребенка в детский сад. Я пользовался электронными госуслугами несколько раз и остался очень доволен. Последний раз, например, делал через портал загранпаспорт. Заполнил анкету, представил все необходимые документы, через пару дней пришло уведомление, когда я должен прибыть за ним в отделение ФМС. Пришел – очередь всего два человека. В кабинете чиновника пробыл буквально 5 минут, поскольку все документы уже были проверены на портале! Через пару недель пришло уведомление, что паспорт можно забирать. Для сравнения: чтобы сделать свой предыдущий загранпаспорт, мне пришлось обращаться за помощью к знакомому, который работает в этой сфере, и все равно 7 часов просидеть в очереди.
Наталья Проскурина, начальник управления маркетинговых коммуникаций Инвестторгбанка:
– Убеждена, что это прекрасная инициатива, которая позволяет экономить и планировать время. Заодно позволяет ввести единые стандарты обслуживания, хотя бы в части сроков, что в какой-то мере дисциплинирует чиновников, да и их работу, конечно, облегчает: никому не нравятся бесконечные очереди и измученные люди в них. Кроме того, интернет позволяет дистанционно контролировать объем работы и ее качество, вносить оперативные коррективы. Я сама пользовалась порталом «Госуслуги», когда заказывала загранпаспорт.
Из минусов я бы отметила крайне неудобную, долгую и несовременную процедуру регистрации, региональные особенности, когда, к примеру, не везде выдаются коды активации. Современный пользователь Сети настолько привык к простой регистрации, что сложные манипуляции могут его отпугнуть. Расстраивает и не очень активное продвижение этого проекта. Думаю, стоит активнее рекламировать портал, особенно в интернете. Безусловно, нельзя списывать со счетов и неравномерное распространение интернета по территории России, и то, что люди старшего поколения вряд ли станут активными пользователями портала. Тем не менее популярность проекта растет, и плюсов у него гораздо больше, чем недостатков.