Объявлен список госуслуг, которые станут по-настоящему электронными в первую очередь
Минкомсвязи и Минэкономразвития обнародовали список приоритетных услуг, которые должны быть максимально оптимизированы и автоматизированы, а также описали подходы к оптимизации.
В концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (полный текст см. по ссылке) подготовленной Минкомсвязи совместно с Минэкономразвития, определен набор сервисов, подлежащих первоочередной оптимизации и переводу в полностью электронный вид (см. таблицы ниже).
Министерство по-прежнему постулирует приоритет удаленного общения граждан с чиновниками. Предпочтение при этом отдается автоматизированным, заранее прописанным действиям при оказании услуг. Т.е. на усмотрение конкретного чиновника принятие решения должно оставаться только в исключительных случаях. Минкомсвязи намерено сокращать количество входных документов и шагов при получении услуг, а также отказываться от избыточных сервисов.
В концепции описано, что имеется в виду под оптимизацией. Каждая услуга подлежит декомпозиции. Эту идею о переводе в электронный вид не услуги целиком, а отдельных процедур ужеозвучивална конференции CNews замминистра экономического развитияОлег Фомичев. Как говорится в документе, всякая услуга должна рассматриваться как совокупность административных процедур (проверка комплектности документов, прием заявления, запись на личный прием, предоставление результата услуги и т. д.). В отношении каждой процедуры должно приниматься решение о возможности ее выполнения в электронной форме.
После такого разбора сервиса должен быть проведен еще целый ряд аналитических работ. Например, будут выявляться документы, содержание которых не влияет на результат предоставления услуги или достоверность сведений в которых может быть проверена уже после ее предоставления. В результате появятся списки процедур, которые могут быть осуществлены в удаленном режиме и автоматизированы.
Приоритетные госуслуги, оказываемые федеральными органами власти
№ | Наименование федеральной государственной услуги | Уполномоченный орган | Заявитель |
---|---|---|---|
1. | Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним | Росреестр | Гражданин/ Юридическое лицо |
2. | Прием и регистрация заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" | Пенсионный фонд Российской Федерации | Гражданин |
3. | Государственный кадастровый учет недвижимого имущества | Росреестр | Гражданин/ Юридическое лицо |
4. | Государственная регистрация юридических лиц, государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств | ФНС России | Гражданин/ Юридическое лицо |
5. | Предоставление сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков | ФНС России | Гражданин/ Юридическое лицо |
6. | Государственная услуга по приему налоговых деклараций на доходы физических лиц | ФНС России | Гражданин |
7. | Государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства | ФМС России | Гражданин |
8. | Выдача на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений | Роспотребнадзор | Юридическое лицо |
9. | Регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним | МВД России | Гражданин/ Юридическое лицо |
10. | Предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического или юридического лица, включая сведения о наличии исполнительного производства, сведения о наложенных ограничениях (запретах) в отношении физического или юридического лица, а также сведения о ходе исполнительного производства, в том числе сведения о наличии неурегулированных претензий к заявителю со стороны ФССП России | ФССП России | Гражданин /Юридическое лицо |
11. | Оформление и выдача паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации | ФМС России | Гражданин |
12. | Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала | Пенсионный фонд Российской Федерации | Гражданин |
13. | Выдача, замена паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации | ФМС России | Гражданин |
14. | Прием квалификационных экзаменов на получение права на управление автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами, выдача водительских удостоверений и временных разрешений | МВД России | Гражданин |
Если окажется, что полная автоматизация процесса оказания услуги невозможна, то должны быть сформулированы критерии принятия решений госслужащими, а также определены «допустимые способы и стоимость осуществления каждой из процедур с учетом применяемых каналов взаимодействия».
В отношении административных процедур (составных частей услуг), которые не затрагивают права и обязанности заявителей и не изменяют их правовой статус (взаимодействие с заявителем, принятие формализованных процедурных решений), должна быть проанализирована возможность передачи их исполнения внешним организациям. Для прочих процедур будет оцениваться целесообразность перевода их исполнения в центральный аппарат уполномоченного органа. Это в свою очередь приведет к централизации поддерживающих информационных систем.
Приоритетные госуслуги, оказываемые региональными и муниципальными властями, а также бюджетными организациями
№ | Наименование услуги РОИВ, ОМСУ или бюджетной организации | Уполномоченный орган | Заявитель |
---|---|---|---|
1. | Выдача разрешения на строительство | РОИВ в сфере строительства | Гражданин/ Юридическое лицо |
2. | Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение | РОИВ в сфере земельно- имущественных отношений | Гражданин/ Юридическое лицо |
3. | Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения | РОИВ в сфере земельно- имущественных отношений | Гражданин/ Юридическое лицо |
4. | Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях | РОИВ в сфере земельно- имущественных отношений | Гражданин |
5. | Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг | РОИВ в сфере социальной защиты населения | Гражданин |
6. | Назначение и выплата пособия на оплату проезда на общественном транспорте | РОИВ в сфере социальной защиты населения | Гражданин |
7. | Выдача охотничьих билетов федерального образца | РОИВ в сфере природопользования | Гражданин |
8. | Предоставление социальных пособий малоимущим | РОИВ в сфере социальной защиты населения | Гражданин |
9. | Назначение и выплата пособия по уходу за ребенком | РОИВ в сфере социальной защиты населения | Гражданин |
10. | Выдача разрешений на установку рекламных конструкций | РОИВ в сфере земельно- имущественных отношений | Юридическое лицо |
11. | Запись ребенка в общеобразовательное учреждение | РОИВ в сфере образования | Гражданин/ Юридическоелицо |
12. | Запись ребенка в дошкольное образовательное учреждение | РОИВ в сфере образования | Гражданин/ Юридическое лицо |
13. | Запись на прием к врачу | Медицинское учреждение | Гражданин/ Юридическое лицо |
14. | Предоставление информации о результатах государственной (итоговой) аттестации обучающихся | РОИВ в сфере образования | Гражданин |
15. | Государственная регистрации заключения брака | Управление ЗАГС | Гражданин |
16. | Государственная регистрация расторжения брака | Управление ЗАГС | Гражданин |
17. | Государственная регистрация рождения | Управление ЗАГС | Гражданин |
18. | Государственная регистрация усыновления (удочерения) | Управление ЗАГС | Гражданин |
19. | Государственная регистрация смерти | Управление ЗАГС | Гражданин |
20. | Государственная регистрация перемены имени | Управление ЗАГС | Гражданин |
«По итогам оптимизации должны вноситься изменения в нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления услуги и приниматься организационно-технические меры по обеспечению реализации изменений порядка предоставления услуги, включая разработку (доработку) ведомственных информационных систем», - резюмируется в документе.
Авторы концепции полагают, что сейчас, до проведения перечисленных работ, не урегулировано участие в межведомственном взаимодействии контрагентов, не являющихся госорганами: подведомственных, кредитных организаций, нотариусов, «Агентства по страхованию вкладов» и т.д. Также из проблем существующего подхода называется сложность поддержания актуальности регламентов, закрепленных в технологических картах межведомственного взаимодействия (ТКМВ).
Добавим, что текущий вариант концепции, отправленной Минкомсвязи и Минэкономразвития в правительство, представляет собой 13-ю версию документа. Работа над ним затянулась настолько, что вице-премьерАркадий Дворкович, как ранееписалCNews, даже пригрозил Минкомсвязи забрать у него ряд функций, связанных с электронным правительством, и передать их в Минэкономразвития.