ИКТ в госсекторе: перезагрузка

Автор: Ксения Садовская 29 марта 2013 г. 16:47:30 3 669   0

Темп внедрения ИКТ в госсекторе в 2012 году замедлился, вопросам информатизации на высшем уровне стало уделяться меньше внимания. Сказались многие системные проблемы, такие как срыв сроков запуска важных систем, чрезмерные затраты, непрозрачность рынка и недостаточная конкуренция. Государственной информатизации сегодня требуется перезагрузка, чтобы обеспечить ускоренное движение к информационному обществу. Для ИТ-отрасли госсектор является ключевым заказчиком, формируя более 50% портфеля проектов, и дальнейшее развитие отношений ИТ-сообщества и государства, поставщиков и потребителей информационных технологий невозможно без открытого диалога между ними. 14 марта 2013 г. такой площадкой для диалога стала конференция"ИКТ в госсекторе 2013", организованная CNews Conferences и CNews Analytics.

Курс на информатизацию государственного управления был взят руководством страны еще в начале "нулевых" годов, когда действовала ФЦП "Электронная Россия". Но заявленные цели не были достигнуты по многим причинам: в связи с недостаточностью финансирования, наступившим экономическим кризисом и отсутствием достаточных компетенций на стороне заказчика и исполнителей. В целом период 2000-2008 гг. можно назвать этапом "феодальной информатизации", когда ведомства строили свои информационные системы независимо друг от друга, инвестируя средства преимущественно в развитие инфраструктуры и не думая об интеграции с другими ОГВ.

Новый импульс государственная информатизация получила с приходом в Минкомсвязи командыИгоря Щеголевав 2008 г. В это время были запущены многие механизмы и проекты, которые дали положительный эффект. В частности, была создана и активно работала правительственная комиссия по информатизации, был разработан системный проект, началось создание систем МЭДО и СМЭВ, призванных обеспечить интеграцию разрозненных информационных потоков в госуправлении, и значительно укрепилась нормативно-правовая база — был разработан и принят целый ряд законов, подталкивающих чиновников к более широкому применению ИКТ. Например, требования закона 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", работая только с бумагой, выполнить просто нереально.

По итогам 2011 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства, улучшив свои позиции на 32 пункта — в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте. Это можно считать интегральной положительной оценкой деятельности Минкомсвязи, ИТ-подразделений органов власти, единого подрядчика в лице Ростелекома и всех участников рынка, занятых выполнением госконтрактов.

Однако в 2012 г. после выборов и ряда кадровых перестановок в руководстве приходится констатировать замедление хода государственной информатизации. Прежде всего это прослеживается в ослаблении внимания к задачам внедрения ИКТ — правительственная комиссия по информатизации, которую возглавилВладислав Сурков, стала собираться значительно реже, чем ранее. Так, среднее число заседаний сократилось с 1,89 приСергее Собянинедо 0,22 в текущий период.

Раздвоение вертикали ИТ-власти, которое произошло после назначения Министром связи и массовых коммуникацийНиколая Никифороваи создания в администрации президента управления по применению информационных технологий и развитию электронной демократии, которое в должности помощника президента стал курировать Игорь Щеголев, отнюдь не способствует эффективной работе, поскольку в условиях неопределенности чиновники склонны занимать выжидательную позицию.

Тем не менее, нужно отметить достижения 2012 года. Во-первых, СМЭВ все-таки заработала, хотя это заслуга скорее не регуляторов и Ростелекома, а ИТ-директоров в федеральных министерствах и в регионах. Стоит упомянуть и масштабный проект видеонаблюдения за выборами, который был реализован в очень короткие сроки. Успешно выполняются проекты в различных федеральных ОГВ и в регионах. В целом можно сказать, что маховик государственной информатизации уже раскручен настолько, что никакие организационные неурядицы его не остановят.

УЭК — золотой ключик к госуслугам

По-прежнему сдерживающим фактором на пути более широкого использования госуслуг остается сложность процедуры получения и использования квалифицированной электронной подписи, необходимой для идентификации гражданина в системе и совершения им юридически значимых действий. В противном случае порталы госуслуг останутся витринами данных, не более того.Алексей Попов, президент "УЭК", рассказал, каким образом УЭК может решить эту проблему, а также других сферах применения карты, например, на транспорте или для получения выплат по пособиям.

Именно универсальность должна стать основным конкурентным преимуществом УЭК по сравнению с другими аналогичными проектами — такой вывод сделали разработчики, тщательно изучив разнообразный международный опыт, и решили по примеру Малайзии совместить функции идентификации гражданина и платежные инструменты на одной карте, благо технологии это позволяют.

Внедрение проекта УЭК будет способствовать увеличению доли безналичных расчетов, развитию широкого спектра удобных для граждан услуг в сфере транспорта, ЖКХ, медицины, электронной коммерции, страхования, туристического обслуживания и др. - везде, где УЭК позволит заменить собственноручную подпись гражданина электронной квалифицированной подписью, носителем которой она является. Разумеется, в первую очередь речь идет о госуслугах как самом массовом целевом сегменте применения УЭК.

Однако это пока в теории. На текущий момент авторизация на портале госуслуг при помощи УЭК не поддерживается, для этого Ростелеком сначала должен выполнить доработки ЕПГУ. В то же время некоторые региональные порталы уже позволяют получать госуслуги посредством УЭК, всего таких услуг на сегодня насчитывается более 3 тыс. Например, в Волгоградской области можно оформить пособие на рождение третьего ребенка, используя универсальную электронную карту.

Поднять качество пользовательских интерфейсов

Руководством страны поставлены очень амбициозные цели — обеспечить к 2018 году уровень удовлетворенности граждан качеством госуслуг не менее 90% и уже к 2014 году сократить время ожидания в очереди до 15 минут. Критически важным для достижения этих показателей является юзабилити государственных информационных систем (или "пригодность к использованию" согласно новому ГОСТ Р ИСО 9241-11-2010), считаетДмитрий Сатин, советник Министра связи и массовых коммуникаций, один из наиболее известных в России экспертов по проектированию пользовательских интерфейсов. Причем эта проблема имеет две стороны — разработчики должны позаботиться как о качестве интерфейсов взаимодействия граждан с порталами госуслуг и веб-сайтами органов власти, так и о юзабилити внутренних системам ОГВ с целью достижения целевых показателей деятельности пользователей, т. е. самих госслужащих.

Пока же достичь экономии времени посредством использования многих официальных сайтов госуслуг не получается. Энтузиасты порой тратят по много часов, чтобы разобраться с системой и преодолеть все препятствия, а в итоге все равно приходится подавать документы по старинке, на бумаге. Но появилась надежда, что в скором времени ситуация изменится — правительственная комиссия по ИТ среди приоритетов по информатизации ОГВ утвердила переход к единым стандартам пользовательских интерфейсов.

Разумеется, сама по себе стандартизация не решает проблемы качества интерфейсов – так же как и взаимные обвинения заказчиков и разработчиков систем для ОГВ. Чтобы переломить сложившуюся негативную тенденцию, когда создаются "методологически правильные", но совершенно неудобные и непонятные для людей системы, Минсвязь намеревается привлечь к обсуждению проблемы экспертное сообщество, в том числе и пользователей госуслуг, мнения которых до сих пор никто не спрашивал.

Больше госуслуг за меньшие деньги

Федеральные ведомства значительно продвинулись в информатизации, во многом благодаря массированными инвестициям в ИТ, сделанным в предыдущие годы. Сейчас же на фоне сокращения бюджетов на ИТ требования по достижению целевых показателей наоборот повышаются, отметилСергей Сапельников, заместитель руководителя Росреестра.

База данных Росреестра содержит 140 млн объектов адресации, это один из самых крупных адресных массивов в мире. (Для сравнения: в "Яндекс-картах" только 20 млн адресов.) В архитектуре СМЭВ Росреестр занимает важное место, являясь поставщиком 11 видов информации из ЕГРП и ГКН, только за 2012 г. выдано более 4,2 млн сведений органам власти всех уровней.

Исторически сложилось, что Росреестр поддерживает две важных информационных системы — ЕГРП, Единый государственный реестр прав, и ГКН, государственный кадастр недвижимости. Вполне логичное решение об их объединении в Единый государственный информационный ресурс объектов недвижимости (ЕГРОН) пока встречает препятствие в виде низкого качества данных. Так, сходимость ЕГРП и ГКН в среднем составляет 30-60%, а в Чеховском районе Московской обл. – лишь 2%, т. е., Росреестру предстоит проделать большую работу по очистке данных.

Большим направлением развития межведомственного взаимодействия в 2013 станет создание "геоинформационного сегмента СМЭВ", предназначенного для организации межведомственного обмена пространственными данными. В принципе, эти геопространственные данные могли бы быть интересны и для коммерческого использования как геоподоснова различных сервисов, однако военные пока запрещают это делать из соображений секретности, хотя сами космические снимки закуплены у западных поставщиков.

Ипотеки, наследственные дела, простые сделки между гражданами должны оформляться в электронном виде. Нотариальное сообщество будет готово к этому, когда соответствующие изменения в законодательстве вступят в силу, потому что уже сейчас нотариусы активно используют электронные выписки из ЕГРП и ГКН, которые предоставляет Росреестр. Однако пока еще приходится убеждать суды принимать их.

Росреестр готовится и к оказанию дополнительных услуг населению на базе разработанных сервисов. Например, уже в скором времени можно будет "поставить квартиру на дежурство" — т. е. подписаться на получение уведомлений об обременениях, аресте или иных действиях в отношении вашей собственности.

Судить об отдаче инвестиций в информатизацию Росреестра можно по такому целевому показателю, как совокупные поступления в консолидированный бюджет, которые превысили плановый показатель более чем в 2,1 раза и составили более 3,3 трлн руб., во многом благодаря уточнению границ владений в кадастре недвижимости и доначислению налогов на собственников земли.

Основная задача Росреестра на 2013 год – перевод услуги по государственной регистрации прав в электронную форму после принятия соответствующих изменений в закон о регистрации прав и подзаконных актов и исключение сотрудника из процесса выдачи выписок из ЕГРП и ГКН.

Сервисная архитектура ИТ — назревшая необходимость

Федеральное казначейство переходит к сервисной архитектуре в построении своей ИС, чтобы повысить качество выполнения своих функций, особенно в части межведомственного взаимодействия – это было целью проекта модернизации казначейской системы РФ, о котором рассказалСергей Гуральников, заместитель руководителя Федерального казначейства, проиллюстрировав масштабность задач следующими цифрами: 2 тыс. подразделений ФК обслуживают более 60 тыс. лицевых счетов участников бюджетного процесса федерального уровня и 290 тыс. счетов участников уровня субъекта, а также обеспечивают кассовое обслуживание 24 тыс. бюджетов всех уровней. ФК является также оператором портала госзакупок zakupki.gov.ru и официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru.

При реализации закона 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" было решено использовать единую систему идентификации и аутентификации пользователей (ЕСИА), оператором которой является Минкомсвязь России, что дало единую точку входа десяткам тысяч пользователей на различные государственные ресурсы, благодаря чему была достигнута экономия в 348 млрд руб. при общем объеме контрактов на портале госзакупок в 5,9 трлн руб.

Виртуализация серверов ЦА ФК позволила достичь гибкости в управлении ресурсами, сократить энергопотребление и получить огромную экономию. Была создана единая система управления эксплуатацией АС ФК, которая позволила перейти от реагирования на проблемы к их предупреждению. Так, за 2012 год система мониторинга позволила обнаружить 656 инцидентов и 70% из них было устранено до появления проблем у пользователей.

Приоритетами развития системы были типизация сопровождения ИТ-сервисов, проактивное ИТ-управление, единые стандарты использования ресурсов и централизованный контроль изменений. Результат — единый уровень качества ИТ-сервисов для всех клиентов Федерального казначейства. Для примера можно упомянуть, что после модернизации системы получение выписок стало возможным до 10:30 следующего дня после совершения операции, а это позволяет бюджетным организациям более оперативно управлять своим средствами.

Прогнозируемые итоги модернизации – бесперебойное и качественное функционирование информационных сервисов, повышение эффективности расходования средств, рост квалификации персонала. Все это будет способствовать выполнению Федеральным казначейством государственных функций и задач Стратегической карты Казначейства России на 2013-2017 гг.

210-ФЗ как фактор развития ведомственных ИС

Вышеупомянутый 210-ФЗ заставил изменить всю ИТ-систему Фонда социального страхования. Ежеквартально он принимает около 1 млн 200 тыс. расчетов по форме 4-ФСС от страхователей — юридических лиц, а его клиентами потенциально являются все работающие по найму граждане Российской Федерации.

Ранее информационную систему ФСС составляли 476 локальных ЦОД, которые оказывали госуслуги заявителям на местах, а в центр передавались только сводные данные. В связи необходимостью поддержки СМЭВ потребовался переход к централизованной архитектуре.

"Все, что мы делаем, это по сути госуслуги", – отметилАлексей Кузьмин, руководитель департамента ИТ ФСС России, рассказывая о достигнутых фондом результатах в информатизации. Сегодня все 20 государственных услуг фонда размещены на Едином портале gosuslugi.ru, а 16 из них предоставляются в электронном виде.

Особо стоит сказать о переходе на систему прямых выплат застрахованным лицам. Согласно новому порядку, ФСС обязан перечислять выплаты по нетрудоспособности и иные социальные платежи непосредственно застрахованному, на его УЭК.

Такая схема устраняет взаиморасчеты фонда со страхователями, делая всю систему социального страхования более прозрачной. При этом нетрудно предположить, что для ее реализации нужна существенная модернизация информационной системы самого ФСС и "смежников", в первую очередь ПФР. Пилотный проект сейчас реализуется в 8 регионах, где осуществляется более 400 тыс. прямых выплат пособий.

В перспективе – обмен сведениями между ЕИИС "Соцстрах" и ГАС "Управление" (АИС "ЕИИС – ГАСУ") и Государственной информационной системой государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП).

Тема перехода органов госвласти на СПО утратила ажиотажнось и спекулятивный характер. Однако ведомства, которые пошли по этому пути, добиваются успехов в информатизации и экономят бюджетные средства — например, Федеральная служба судебных приставов, которая развивает свою систему преимущественно на СПО, о чем сообщилаНаталья Звягина, начальник управления ИТ ФССП.

В числе других принципов развития ведомственной ИС — максимальная унификация используемого оборудования и ПО и централизация ключевых сервисов, таких как УЦ, межведомственное взаимодействие и управление инфраструктурой. Следование этим принципам помогает ФССП обрабатывать 800 млн документов в год в 83 территориальных органах и 2720 подразделениях службы.

В рамках инициативы открытых данных предоставляется публичный доступ к общедоступным сведениям банка данных исполнительных производств (на основании закона 196-ФЗ от 11.07.2011), чтобы любой гражданин мог проверить, нет ли за ним, например, неоплаченных штрафов ГИБДД, которые могли бы оказаться препятствием для выезда за рубеж. В 2012 году более 9 млн чел. посетило сайт ФССП во многом по этой причине. Кроме того, сервисы ФССП доступны и в социальных сетях. Организовано СМС-оповещение должников, за год было разослано 28 млн сообщений, что значительно повышает собираемость штрафов и позволяет экономить на рассылке бумажных писем. Внедряются в службе и мобильные технологии, пристав с планшетом скоро сможет выносить постановления прямо в квартире должника и подписывать их электронной подписью.

Развивается межведомственное взаимодействие с другими ФОИВ и с кредитными организациями, однако на этом направлении еще многое предстоит сделать. В первую очередь это касается оперативности снятия ограничений на выезд граждан – сегодня даже после оплаты задолженности нужно еще дождаться, пока пристав издаст постановление об отмене ограничений и оно поступит в базу данных Федеральной пограничной службы, что отнимает несколько рабочих дней. Поэтому пока граждан просят побеспокоиться об этом заранее.

Актуальные задачи ведомственной информатизации

Многое уже сделано в решении задач информатизации ОГВ, но также многое нуждается в доработке – и понимание этого у курирующего ведомства, т. е., у Минкомсвязи, есть, сказалАлександр Шепилов, секретарь комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества.

Создается публичный рейтинг развития электронного правительства, который скоро будет презентован. Фокус внимания будет направлен не на технические параметры проектов, а на оценку качества сервисов и уровня вовлеченности граждан в пользование госуслугами.

Сдерживающим фактором на пути более широкого распространения электронных госуслуг остается сложность процедуры получения и использования электронной подписи. По мнению экспертов, во многих случаях достаточно было бы и простой ЭП, предусмотренной законом 63-ФЗ. Глава российского правительства Дмитрий Медведев 6 февраля 2013 г. подписал постановление №33, описывающее порядок использования «простой электронной подписи» при оказании государственных и муниципальных услуг в дополнение к уже используемой усиленной ЭП, которое позволят ускорить получение подписей и исключить из этого процесса удостоверяющие центры.

Широкое внедрение облачных технологий позволяет заказчикам из госсектора оперативнее решать задачи информатизации и экономить при этом бюджетные средства, но регулирование облачных сервисов пока не нашло отражения в законодательстве и вопросы ответственности за доступность сервисов, за сохранность данных и обеспечение их безопасности требует внимания законодателя.

Не реализуется распоряжение правительства от 17 декабря 2010 г. №2299-р «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (2011 - 2015 годы )», внимание к этой инициативе со стороны руководства страны ослабло.

Следует признать, что в вопросах безопасности ОГВ находятся в большой зависимости от ИТ-систем, поэтому нельзя недооценивать риски и угрозы, существующие в глобальном информационном пространстве.

Kомиссия СФ разработала проект "Стратегии кибербезопасности Российской Федерации". Документ призван поставить заслон хакерам, защитить секретную информацию и предотвратить преступления.

Совместно с РАЭК ведется разработка поправок в ФЗ-152 «О персональных данных» с целью оптимизировать технические требования к операторам персональных данных и ужесточить ответственность за утечки. Нынешняя ситуация, когда по итогам проверки налагается штраф за несоблюдение формальных требований регулятора, на деле не гарантирует надежной защиты персональных данных, поскольку сами эти требования базируются на устаревших методиках.

В том, что касается региональной информатизации, приоритетом считается развитие многофункциональных центров. Еще достаточно долго часть граждан будет приходить за услугами лично, поэтому МФЦ останутся инструментом, который позволяет реально повысить качество оказания госуслуг. При этом существует масса проблем, которые нужно решать, в т.ч. интеграция с инфраструктурой ЭП, охват МФЦ 90% населения и пр.

Создание Единой государственной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) это проект, который по своей сложности, пожалуй, превосходит СМЭВ. Некоторая работа на этом направлении уже ведется, но существует ряд недоработок, которые следует устранить, например, в существующей концепции создания ЕГИСЗ отсутствует ориентированность на врача и пациента. Созданная совместная рабочая группа Минздрава и Минкомсвязи должна заняться координацией работ по ЕГИСЗ и выправить обнаруженные недостатки.

http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/03/29/524015_2






Тэги:   #ИКТ   #информационное общество. электронное правительство  

0