Не во всех субъектах УрФО сеть многофункциональных центров развивается успешно
Первая ласточка
Первый в Челябинской области и вообще в УрФО многофункциональный центр по оказанию государственных услуг появился в Коркинском муниципальном районе еще в 2008 году. Он должен был обслуживать почти 70 тысяч жителей района, уже на начальном этапе предоставляя 53 муниципальные и государственные услуги. В здании площадью 4000 квадратных метров, помимо просторного операционного зала, имелись многочисленные места для отдыха, туалеты и гардероб. Такими удобствами посетители присутственных мест в России, как правило, не избалованы. Помимо размещенных на стендах и столах образцов документов, появились справочные электронные терминалы. Под одной крышей с МФЦ работают также копиры-автоматы, офис банка, где можно заплатить госпошлины, и кабинет нотариуса. На создание центра в то время потратили более 17,2 миллиона рублей, в том числе 11,2 миллиона из областного бюджета, четыре миллиона - из федерального, а два миллиона - из казны муниципального района. Для сравнения: на обеспечение деятельности МФЦ в Магнитогорске в 2012-2014 годах в бюджете города запланировано 82,2 миллиона рублей.
На тот момент предполагалось, что коркинский МФЦ станет "первой ласточкой" широкомасштабного внедрения в области принципа "одного окна" по оказанию услуг и пилотной площадкой, где отшлифуют новые формы работы. В октябре 2009 года Челябинская область получила крупный федеральный грант - 33 миллиона рублей - на создание и развитие МФЦ. К 2010 году таких центров в регионе планировали ввести до 40, причем часть из них должна была работать по принципу "услуга на дом" - с выездом специалистов непосредственно в малонаселенные деревни и села.
Однако планы скорректировал экономический кризис и другие факторы: масштабы оказались несколько скромнее. Как по числу собственно центров, так и по набору оказываемых ими услуг - в зависимости от возможностей на местах. Скажем, Златоустовский МФЦ стартовал с 37 услуг, а в магнитогорском предоставляется 151 услуга: 52 государственных, 87 муниципальных и 15 оказываемых предприятиями и организациями города. Так или иначе, но в 2011 году на Южном Урале было открыто семь (включая филиалы) МФЦ в четырех муниципальных образованиях.
Сегодня в 8 муниципальных образованиях региона действуют 12 многофункциональных центров, до конца 2012 года запланировано открытие МФЦ еще в четырех городах и районах. Всего же областная целевая программа (ОЦП) "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг" предполагает создание в 2012-2013 годах одиннадцати МФЦ. Общий объем финансирования - 294,2 миллиона рублей, из них на долю областной казны приходится 221,6 миллиона, оставшуюся сумму должны внести муниципалитеты.
Все еще в проекте
На Среднем Урале, согласно проекту областной целевой программы, к 2015 году должна быть создана сеть МФЦ из 45 филиалов в 44 населенных пунктах. Пока это выглядит как сценарий фантастического фильма, тем более что сама ОЦП все еще находится на стадии разработки концепции.
Первый и единственный на сегодня в регионе МФЦ создан еще в 2010 году под эгидой министерства госимущества. В старинном особнячке на улице Карла Либкнехта в Екатеринбурге сегодня работают 10 окон, в которых можно заказать 53 госуслуги.
Ради чистоты эксперимента корреспонденты "РГ" заглянули в это заведение в обычный рабочий день поутру: все окна были открыты, но люди за стеклом вынужденно бездельничали - из-за отсутствия посетителей. По полезной площади зал, конечно, ни в какое сравнение не идет с МФЦ в Челябинске - полуподвальное небольшое помещение. Да, оно неплохо отремонтировано, налажена система электронной очереди, есть диванчики для ожидающих, банкомат, инфомат, по которому бесплатно можно выйти на сайт госуслуг, но, если поток клиентов резко вырастет, обслужить их здесь будет физически нереально. Для сравнения, в отделе приема документов Росреестра в Екатеринбурге порядка 60 окон, каждый день туда обращается до 2000 человек.
Похвастаться удобством подъезда и парковки, а также рабочего графика (исключительно в будни с 9 до 18 часов, а в пятницу и вовсе до 17) свердловский МФЦ тоже не может. Не исключено, что именно поэтому он и не пользуется особым спросом. Например, в Нефтеюганске центр, обслуживающий жителей всего лишь одного муниципального района, имеет в своем распоряжении 20 окон, работающих с 8 утра до 8 вечера.
Каналы без защиты
- Мы считаем, что в Свердловской области ситуация с созданием и функционированием МФЦ приобретает критический характер, - говорит Людмила Коломина, заместитель руководителя управления Росреестра по Свердловской области. - Речь не только о нашей службе, очереди есть и в УФМС, и в загсах, просто мы сильнее других ведомств ощущаем нехватку МФЦ: число заявителей только в первом полугодии выросло на 8 процентов, а количество сотрудников уменьшилось из-за планового сокращения госслужащих.
Затевая сокращение работников госорганов, федеральные власти предполагали не только делегировать часть их полномочий многофункциональным центрам, но и разгрузить наиболее востребованные населением службы. Так, с 1 января 2013 года МФЦ получат право самостоятельно принимать и выдавать документы на регистрацию прав на недвижимость, выписки из ЕГРП и ГКН. В принципе, эту работу можно было бы осуществлять уже сегодня, однако в Екатеринбурге все упирается в отсутствие защищенных скоростных каналов связи, удовлетворяющих требованиям ФСБ. Поэтому пока сотрудничество регистраторов с МФЦ затормозилось.
В Росреестре подчеркивают, что неоднократно пытались привлечь внимание областных и городских властей к проблеме, но чиновники либо не реагировали на запросы вовсе, либо ограничивались ответами типа "нет подходящих помещений" и "недостаточно средств". Предложение перевести МФЦ на муниципальные рельсы или вовсе в автономную форму, расширив тем самым список источников финансирования, тоже отклика не находило. Возможно, ситуация изменится после вступления в силу поправок к ФЗ № 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", которые расширяют трактовку понятия "многофункциональные центры". Их можно будет создавать в различных организационно-правовых формах, но как быстро воспользуются открывающейся возможностью региональные чиновники, сказать сложно. Получить комментарий в правительстве Свердловской области на тему содержания и развития сети МФЦ корреспондентам "РГ" так и не удалось.
Между тем
По данным Минкомсвязи, сегодня на сайте gosuslugi.ru доступно порядка 300 госуслуг федерального уровня для физических и юридических лиц, включая рассмотрение обращений граждан. Самая востребованная - предоставление сведений об административных штрафах за нарушение ПДД. С момента запуска в августе 2010 года ею воспользовались 2,85 миллиона раз. На втором месте по популярности - подача анкеты на получение загранпаспорта (2,661 миллиона запросов). Тройку замыкает запрос сведений с лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). Количество обращений за полгода выросло на 42,5 процента, до 1,7 миллиона запросов. Число обращений за остальными госуслугами не превысило миллиона. Среди региональных порталов госуслуг лидирует сайт Татарстана: с января по август на него подано порядка 5,5 миллиона запросов.
http://www.rg.ru/2012/10/04/reg-urfo/centr.html