ИКТ в госсекторе: регионы ждут новой волны

Автор: Ксения Садовская 2 октября 2012 г. 22:02:30 3 794   0

Текущий год выдался достаточно непростым в плане информатизации госсектора. Смена ИТ-парадигмы, раздвоение ИТ-вертикали – все это накладывает свой отпечаток на ситуацию в отрасли. Новую ИТ-команду встречают актуальные проблемы, тормозящие информатизацию госорганов. О том, кто и как должен их решать, каково общее ИТ-состояние сектора, чего удалось достичь к настоящему моменту и в какую сторону двигаться дальше, говорили участники конференции "ИКТ в госсекторе", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.

За время действия ФЦП "Электронная Россия" было сделано много ошибок. Тем не менее, за ней последовал достаточно качественный этап, в процессе которого удалось создать единую вертикаль управления информатизацией, а также правительственную комиссию по развитию информационных технологий и внедрению их в органы государственной власти. Эта вертикаль эффективно работала несколько лет и добилась заметных успехов. Был создан грамотный системный проект, выбран единый подрядчик по инфраструктуре электронного правительства, запущены важные и значимые системы, МЭДО и СМЭВ, реализован портал госуслуг.

Сейчас мы переходим к новому этапу: вертикаль управления информатизацией раздвоилась. По данным, собранным CNews Analytics, в области управления информатизацией на федеральном уровне действуют два основных лагеря: это команда Минкомсвязи во главе с министром Николаем Никифоровым и управление в администрации президента во главе с экс-министром Игорем Щеголевым. К сожалению, между ними наметилось жесткое противостояние – хотелось бы верить, что эта ситуация временна и скоро она будет разрешена.

Более 60% участников опроса, проведенного CNews, считают, что команда Щеголева скорее всего будет определяющей в процессе развития информатизации в госсекторе, 24% уверены, что лидирующую роль будет играть новая команда Никифорова, тогда как 16% предполагают, что может появиться некая третья команда.

Вне зависимости от того, кто станет новым ИТ-лидером, он и его команда столкнутся с одними и теми же проблемами. Так, в первую очередь необходимо обеспечить прозрачность затрат, включая полное раскрытие результатов работ, проводимых по всем государственным ИТ-контрактам на федеральном и региональном уровнях.

Следующий этап – организация экономии средств и оптимизация средств и оптимизация расходов. С этой целью Минкомсвязи необходимо совместно с Минэкономразвития определить наиболее затратные для государства услуги и оптимизировать стоимость их предоставления через использование ИТ. Кроме того, нужно создать единые стандарты документооборота – это позволит ведомствам использовать разные СЭД, но при этом иметь возможность сквозного обмена документами.

Помимо этого, очень важно повысить качество информации в госуправлении, унифицировать форматы, структуры и терминологию. Еще необходима чистка данных. Решения, принимаемые на основе некачественной, недостоверной информации, будут только дискредитировать ИТ. Грязные данные приведут к невозможности отказа от бумаги, лавине повторных запросов и, возможно, судебных процессов.

В целом России необходим комплекс мер, которые бы позволили стимулировать использование ИТ. Например, если добиться юридически значимой идентификации человека (электронный паспорт) и его действий (расширение применения ЭЦП), то это будет стимулировать использование данных возможностей сначала в сфере госуслуг, а позже и в бизнесе, что позволит довести долю организаций, применяющих средства электронной подписи, с 66,8% в 2010 г. до 90% в 2015 году.

Помимо общей ситуации, участники конференции обсудили вопросы региональной информатизации, в том числе использование УЭК, применение ГИС-технологий, переход к электронным госуслугам, интеграцию со СМЭВ и так далее. В частности, в региональной ИТ-политике было бы весьма полезно ликвидировать монополии отдельных ИТ-поставщиков, в первую очередь "Ростелекома".

Взгляд на "облака"

Облачные технологии сейчас актуальны для всех, не обошли они стороной и госсектор. В частности,Олег Сютин, директор по технологической политике Microsoft Россия, рассказал о международном опыте Microsoft по использованию облачных технологий для госорганизаций. Говоря о приоритетах в области информатизации, он отметил, что в лидерах продолжают оставаться мобильность и "облака". Так, по исследованию аналитического агентства Copenhagen Economics, проведенного в 10 странах Европы, внедрение облачных технологий и объединенных коммуникаций может позволить сэкономить в общей сложности 6,2 млрд евро в год, что и объясняет такой интерес заказчиков к "облакам". В этой связи до 90% бюджета Microsoft на R&D сегодня направляется на технологии, связанные с "облаками". Кроме того, стоит отметить возросший рост интереса в 2012 г. к бизнес-аналитике и "большим данным".

В свою очередьАндрей Чучелов, генеральный директор BSS Engineering, остановился на теме практики реализации и перспектив развития электронных услуг в регионах. "Смотреть не из облаков на регионы, а с земли на "облака"", - призвал г-н Чучелов, акцентируя внимание на необходимости координации усилий регионов и "Ростелекома". Из положительных моментов было отмечено, что финансовый сектор поверил в СМЭВ, и банки должны стать драйвером продвижения госуслуг в массы. В целом же развитие региональной ИТ-инфраструктуры должно способствовать созданию комфортной среды обитания для граждан и цивилизованных способов решения житейских задач.

Спасение от мошенников

Сегодня мошенничество стало глобальной проблемой - в том числе и для госсектора.Илья Катчан, директор по работе с государственными компаниями SAS Россия/СНГ, посвятил доклад тому, как государственные учреждения используют anti-fraud решения для выявления и предупреждения мошенничества.

Согласно исследованиям Javelin, 6,8 млн американцев стали жертвами карточного мошенничества в 2007. Потери оцениваются на уровне 30,6 млрд долл., и это только один пример.

С введением единой зоны платежей в евро стала возможной новая мошенническая схема, так называемая "карусель НДС", когда одни и те же товары многократно перемещаются через границу. Использование аналитических инструментов от компании SAS позволило сократить сроки выявления подозрительных операций с нескольких месяцев или даже лет до 1-2 дней.

Информационный порядок

Вопрос автоматизации документооборота и оптимизации работы с данными – центровой для госструктур. Так,Ильдар Ямалов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан, представил результаты проекта по созданию системы межведомственного электронного документооборота в республике на платформе "Логика ECM. Госуправление" (ранее "БОСС-Референт 4J" (СПО). К системе подключено 34 ОГВ, 7 тыс. пользователей, обрабатываются 3 млн документов в год. Эта система служит инструментом для автоматизации 10 тыс. госуслуг, с ее помощью предоставляется более 1 млн услуг ежегодно. При внедрении таких масштабных проектов крайне важно, чтобы система была простой для пользователя. В этой связи интересно отметить, что 70% исполнителей предпочли упрощенный интерфейс СЭД, разработанный изначально для руководителей.

Дмитрий Лактионов, менеджер по ECM-решениям компании IBM Россия и СНГ, рассказал о лучших практиках IBM по работе с неструктурированными данными. Поскольку объемы информации продолжают расти высокими темпами и более 85% составляют неструктурированные данные, необходимость в средствах управления этим контентом становится все очевиднее для всех организаций. В качестве примера был рассмотрен проект, выполненный для администрации Нью-Йорка, где в результате внедрения решения от IBM 75 тыс. городских служащих теперь могут легко получить доступ к информации по гражданину, хранящейся в других учреждениях. Всего в базе более 1 млрд документов, она объединяет десятки информационных систем.

Сергей Гайдамаков, директор департамента автоматизации государственных структур компании Digital Design, затронул тему расширения горизонтов СЭД. И хотя за 12 лет проблемы документооборота не поменялись, требования к системам стали другими. Современная СЭД должна поддерживать автоматизацию базовых и прикладных процессов документооборота и обеспечивать интеграцию с внешними и предметными процессами. "Если есть сложности с автоматизацией, то, возможно, ее начали не с тех процессов", - сказал представитель Digital Design.

Алексей Морозов, руководитель проектов департамента корпоративных решений "Армады", остановился на вопросе внедрения системы межведомственного взаимодействия в регионе на примере Москвы в контексте реализации требований закона 210-ФЗ и перевода госуслуг в электронный вид.

Благодаря созданиюинфраструктурымежведомственного электронного взаимодействия города Москвы появилась возможность получать более 180 документов в электронном виде, не запрашивая их от заявителя, и оказывать 29 госуслуг через специализированный портал города Москвы.

В настоящее время количество зарегистрированных пользователей превышает 329 тыс. человек, оказано услуг более 296 тыс. и произведено платежей на общую сумму более 134 млн руб. В среднем в день на портал заходят 14 тыс. посетителей. Среди самых популярных услуг - запись на прием к врачу (92647), подача заявления о приеме детей в 1 класс (85731), просмотр экзаменационных работ и результатов ЕГЭ и ГИА (35639) и бронирование путевки на отдых в городском летнем лагере (23640).

Кроме того, расширяется сеть МФЦ: в начале 2012 года насчитывалось 19 центров, к концу текущего года их число увеличится до 75, а в 2013 г. их будет уже 125.

Управление ИТ-проектами

Особенности того или иного сектора, безусловно, определяют ход ИТ-проектов, схему работы и влияют на результат.Юрий Ким, руководитель проектов ГК "Проектная практика", озаглавил свой доклад "Грабли" и "пряники" управления ИТ-проектами в государственном секторе". По его словам, к сожалению, часто проекты в госсекторе идут как в замедленной съемке, мешает профессиональная бюрократия. Вместе с тем, нельзя не заметить положительных сдвигов - квалификация госслужащих растет, укрепляется и методологическое обеспечение, так, с 1 сентября вступили в силу национальные стандарты по управлению проектами, программами и портфелями проектов, утвержденные Росстандартом 22 декабря 2011г.

Конечно, в целом это позитивный момент, но оригинальное руководство по управлению PMI PM Book содержит 600 стр., а ГОСТ - только 8. В заключение он сказал, что управление проектами в госсекторе востребовано, полезно и возможно.

Общество – партнер власти

Александр Новохатский, заместитель директора ГУП КК "Центр информационных технологий", поделился опытом создания открытого правительства в Краснодарском крае. "Открытое правительство" - это принципиально новая платформа социального партнерства общества и власти, обеспечивающая высокий уровень прозрачности госвласти и свободный обмен информацией между государством и обществом, активное участие общества в подготовке и реализации решений органов власти, качество и доступность государственных услуг, гражданский контроль над органами власти и их деятельностью.

Предпосылкой для активного участия граждан в работе открытого правительства является довольно высокий уровень проникновения интернета – среди более 2 млн жителей края 43% используют интернет 1 раз в неделю или чаще.

В Краснодарском крае запущен пилотный проект по УЭК, выдано 1500 карт, с помощью которых можно авторизоваться и получить доступ ко всем информационным ресурсам. На УЭК загружено порядка 20 приложений, ее используют для идентификация граждан при обращении в МФЦ.

В рамках проекта реализуется "Открытое правительство Краснодарского края" (open.krasnodar.ru) на единой технологической платформе. Назначен курирующий вице-губернатор, что демонстрирует понимание значимости проекта со стороны власти и обеспечивает его административной поддержкой.

В заключение г-н Новохатский сказал, что они готовы делиться опытом и принимать у себя в регионе делегации по всем вопросам открытого правительства.

Электронное правительство

Леонид Кесельбренер, заместитель председателя правительства Республики Северная Осетия-Алания, поделился опытом внедрения электронного правительства на территории республики. Проект успешно развивается, 16 наиболее приоритетных госуслуг уже переведено в электронный вид, введен в эксплуатацию республиканский портал госуслуг (15.gosuslugi.ru). Структура управления проектом сформирована, действует совет по информатизации и комиссия по административной реформе. Сервисы реализуются на базе решения ТМ "Имущество" корпорации "Галактика", размещенного в ЦОД "Ростелекома", апробация производится в Министерстве государственного имущества Республики Северная Осетия - Алания и администрации города Владикавказа.

В настоящее время в республике зарегистрировано на 30% больше абонентов мобильных сетей, чем жителей, что свидетельствует о потенциальной возможности доступа к электронным госуслугам большинства населения.

Яков Гродзенский, директор по работе с государственными заказчиками Spirit DSP, зашел с практической стороны – он представил систему проведения веб-видеоконференций для электронного правительства и порталов государственных услуг. В России более 1,6 млн госслужащих, и очевидно, что совещания занимают существенную часть их рабочего времени, включая командировки и поездки по городу. Использование видеоконференций позволяет сэкономить время и сосредоточиться на работе. По мнению докладчика, система интерактивного взаимодействия должна быть составной частью ИКТ-систем электронного правительства. Причем доступ к этой системе нужен непосредственно с рабочего места сотрудника с использованием стандартных ПК, Mac, iPad с наличием стандартной видеокамеры и микрофона.

Электронные услуги

Олег Лобан, заместитель министра промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области, рассказал о состоянии, основных проблемах и перспективах развития информатизации в своем регионе. Из достижений можно отметить, что создан региональный раздел единого портала госуслуг (62.gosuslugi.ru) и уже реализована 21 региональная услуга.

По распоряжению правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р к 01.01.2013 должны быть реализованы в электронной форме 23 государственные услуги, 11 из которых уже предоставляются через портал. Функционирует в области и своя РСМЭВ, к которой подключены 31 ОГВ, 29 ОМСУ и 286 поселений, 303 школы, 403 детсада, 88 ЛПУ.

Александр Коробов, заместитель руководителя комитета информатизации и связи Республики Коми, представил стратегию информатизации региона. В частности, было названо пять приоритетов - развитие институтов информационного общества, формирование электронного правительства и предоставление электронных госуслуг, обеспечение потребностей населения и хозяйствующих субъектов в современных услугах связи, обеспечение безопасности информационного общества и формирование иразвитие инфраструктурыпространственных данных, включая обеспечение использования геопространственных ресурсов и результатов космической деятельности ОГВ РК и ОМСУ в РК.

С целью популяризации электронных госуслуг и повышения компьютерной грамотности населения в Республике Коми организовано волонтерское движение с привлечением студентов, которые помогают своим соседям и другим людям освоить базовые навыки работы с компьютером на примере госуслуг.

Социальная информатизация

Мария Лазарева, заместитель руководителя рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в России, говорила о социальной информатизации как средстве обеспечения востребованности электронных государственных услуг.

Основной барьер на пути распространения госуслуг представляет низкая компьютерная грамотность населения, особенно в регионах. В некоторых областях это уже увидели и развернули различные программы обучения граждан основам пользования ИКТ для формирования социального заказа на информатизацию. Поддерживающую функцию выполняет и социальная реклама информатизации, которая объясняет и показывает возможности порталов госуслуг.

В Нижегородской области в рамках проекта "Электронный гражданин" организованы компьютерные курсы, которые ведут преподаватели местного университета. Внедрение этой программы на государственном уровне идет в 47 странах мира и, в том числе, в 5 регионах России, кроме Нижегородской области еще в ХМАО-Югре, Республике Мордовия, ЯНАО и Краснодаре. Всего в России уже обучено более 40 000 социально незащищенных граждан. Аналогичные программы реализуются и в других регионах: "Расширяя горизонты" (Тюменская обл.), "Старшее поколение" (Свердловская обл.), "Электронный житель Самары" (Самарская обл.)

Спутники для регионов

Ольга Колесникова, руководитель направления комплексных проектов компании "Совзонд", говорила о возможностях ГИС и космического мониторинга для решения задач регионального управления. Область применения этих технологий весьма широка — от мониторинга чрезвычайных ситуаций, например, лесных пожаров, и всех вопросов природопользования до управления транспортом и муниципальным хозяйством.

Среди регионов, где созданы геопорталы, - Республика Бурятия, Иркутская область, Краснодарский край и др. Об эффективности системы можно судить на примере даже одного района Краснодарского края, где, по данным статистики, площадь земель сельхозназначения была 35,1 тыс. га, тогда как по данным спутникового мониторинга она оказалась на 22% больше — 44,7 тыс. га, т. е. было выявлено 9,6 тыс. га неучтенных земель. В целом по краю 120 тыс. га не попадало в статистику, что приводило к занижению валового оборота региона на 75 млн долл. и сумма недополученных налогов составляла 15 млн долл.

Каждой территории – своя система

Артем Мелихов, заместитель начальника управления развития электронного правительства ДИТ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, рассказал об ИТ-проектах в своем регионе.

Предпосылкой создания территориальной информационной системы Югры (ТИС Югры) была острая потребность в единой региональной ИС ввиду разрозненности данных о социально‒экономических направлениях развития автономного округа, хранящихся в органах власти в различных форматах на электронных и, преимущественно, бумажных носителях. Также необходимо было обеспечить выполнение постановления правительства РФ от 25.12.2009 №1088 "О единой вертикально-интегрированной государственной автоматизированной информационной системе "Управление".

Информационным ядром ТИС Югры является единый картографический ресурс, который состоит из цифровой топографической карты в масштабе 1:100 000, мозаики ортотрансформированных космических снимков с разрешением 2,5 м. и картографических сервисов (их уже более 40), объединяющих тематический набор пространственных слоев.

Одним из результатов внедрения системы была сверка границ лицензий на право пользования недрами с целевым назначением поиска, геологического изучения, разведки и добычи УВ-сырья, в ходе которой было обнаружено более 1500 пересечений, что могло бы служить причиной множества судебных споров.

Фокус на инфраструктуру

Эдуард Лысенко, директор департамента информатизации и связи Ярославской области, говоря о развитии информатизации в регионе, отметил, что в целом последние годы инвестиции в ИТ были направлены на создание инфраструктуры (компьютеры, сети, доступ в интернет). Большинство индексов ИКТ отражает достаточно высокое место ЯО в этой части. Эта работа – часть так называемого устранения "цифрового неравенства", она должна быть продолжена. ИТ и связанные с ними технологические достижения и планы скорее надо рассматривать не в терминах "проблем" и "решений", а в терминах "стратегических возможностей для региона" и "направлений их разработки / развития и ожидаемого эффекта".

Фактически на наших глазах в стране и непосредственно в регионе создаются невидимые глазу инфраструктуры не в смысле "железа / камня / дорог" и т.п. привычных элементов жизни человека, а в смысле "информационных активов и баз данных", "информационных потоков" и в конце концов "услуг и сервисов", которые надо учиться вплетать в текущую деятельность власти, бизнеса и людей, чтобы – может быть совершенно неожиданно для себя – получить эффект повышения комфортности жизни, экономии денег или улучшения в рабочих процессах.

К достижениям за 2012 год можно отнести прорыв в медицинском сегменте – существенное (+50%) увеличение компьютерного парка в медучреждениях, подключение к единой защищенной сети, объединение в единую электронную карту пациента. В целом к концу 2012г 100% учреждений системы обязательного медицинского страхования будут осуществлять запись к врачу по единому телефону и в электронном виде через портал госуслуг.

Межведомственное взаимодействие в области работает с 1 июля, обработано более 22 тыс. реальных запросов в СМЭВ для получения сведений, то есть граждане это не приносят на бумаге.

http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2012/10/02/505147_4






Тэги:   #ИКТ   #информационное общество. электронное правительство  

0