Верховный суд признал электронные госуслуги не нарушающими достоинство граждан
Верховный суд РФ отказал в удовлетворении заявления ряда граждан, требовавших отменить постановление правительства РФ о федеральной информационной системе, обеспечивающей идентификацию заявителей при обращении за государственными услугами в электронном виде. Истцы считали, что при создании этой системы незаконно сформирован регистр населения России. Кроме того, по их мнению, незаконной является обязательная идентификация граждан по идентификационным номерам, что нарушает право россиян на достоинство личности и свободу убеждений. Суд, однако, не увидел в системе ущерба гражданским правам.
Зачем нужна система
На основании оспоренного истцами постановления правительства была создана и введена в строй федеральная государственная информационная система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. ПозднееМинкомсвязи выпустило методические рекомендации по использованию этой системы.
В результате все госорганы, принимающие участие в предоставлении гражданам государственных услуг в электронном виде, получили унифицированный алгоритм идентификации заявителей при доступе к федеральному и региональным интернет-порталам государственных и муниципальных услуг и прочим интренет-ресурсам. Кроме того, система обеспечила авторизацию должностных лиц и ведомственных информационных систем при межведомственном взаимодействии и предоставление информации о полномочиях должностных лиц. Две последних функции необходимы были, чтобы выполнить задачу по запрету с 1 июля требовать у граждан при обращении за госуслугами тех документов, которые уже есть в распоряжении госрганов.
Как госуслуги могут повлиять на достоинство граждан
Истцы, дошедшие до Верховного суда, считают, что обязательное внесение всех граждан Росии в реестр физических лиц и присвоение им идентификационных номеров лишает их права идентифицировать себя в любых отношениях по фамилии, имени, отчеству, дате, месту рождения и месту жительства, отношению к гражданству, а не по какому-то номеру. Кроме того, такие действия государства нарушают право граждан на достоинство личности и свободу убеждений, их право на свободу исповедания и действия в соответствии со своими религиозными убеждениями.
Суд внимательно изучил эти обвинения, которые в случае их обоснованности означали бы, что правительство РФ совершило одно из самых серьезных правонарушений, допустив антиконституционные решения по отношению к базовым гражданским правам.
Однако в результате рассмотрения дела суд установил, что истцы не совсем правы в самой сути предъявленных обвинений. Во-первых, правительство действовало в рамках своих прав и законов РФ в отношении решений по обработке персональных данных граждан при их обращении за госуслугами. Что касается реестра граждан, то он не включает всех граждан страны, а только тех, которые обратились за госуслугами в электронном виде и дали при этом согласие на обработку своих данных системой, в том числе на внесение их в реестр физических лиц, являющийся частью этой системы.
Верховный суд установил также, что при предоставлении госуслуг через интернет-порталы в электронном виде действительно используются числовые идентификаторы сведений о физических лицах, представленные этими физическими лицами в целях регистрации на едином портале государственных и муниципальных услуг ― чаще всего это номера их карточек пенсионного страхования (СНИЛС). То есть, регистрируясь на портале госуслуг, граждане сами предоставляют этот номер для своей идентификации.
Поэтому суд решил, что использование в регистрах числовых идентификаторов не нарушает свободу совести и вероисповедания граждан, поскольку в системе используются идентификаторы, установленные федеральными законами, и только с согласия заявителей. Суд также посчитал ошибочным утверждение о том, что оспариваемое постановление правительства устанавливает обязательную идентификацию всех граждан по номерам, так как это постановление применяется лишь к гражданам, обратившимся за получением государственных или муниципальных услуг в электронном виде и давшим согласие применять номера при их регистрации на интернет-портале.
В целом, по мнению Верховного суда, система не нарушает право россиян идентифицировать себя другими, более привычными способами — по фамилии, имени, отчеству, дате, месту рождения и месту жительства, отношению к гражданству. Для этого любой человек может просто не обращаться за госуслгами в электронном виде, а получать их в офлайне, то есть просто придя в соответствующие государственные органы, которые не вправе ему отказать в этом.
Поэтому истцам отказано в удовлетворении их заявления. Таким образом, высшая судебная инстанция страны не нашла в системе электронных госуслуг ничего наносящего ущерб гражданским правам россиян, включая их право на достоинство личности.