Для госуслуг будут использовать «бумажный» ключ электронной подписи

Автор: Ксения Садовская 16 февраля 2012 г. 12:48:47 4 932   0

Минкомсвязи подготовило проект постановления правительства РФ, которым утверждается порядок использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг. Простая электронная подпись отличается от усиленной электронной подписи тем, что ключом к ней не является программный продукт, созданный с применением методов криптографии и хранящийся на физическом носителе или в виде специального файла в компьютере. Ключ к простой подписи ― это привычные всем логин и пароль, которые пользователь получает в бумажном виде. Причины применения такого вида электронной подписи для предоставления госуслуг связаны со сложностью получения и использования других видов электронной подписи.

Какой будет простая электронная подпись

Согласно подготовленному проекту, ключом простой электронной подписи является уникальная последовательность символов, состоящая из двух компонентов — логина и пароля. Это ключ используется заявителем для подтверждения подачи запроса и других документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием единого интернет-портала госуслуг.

В качестве логина будет использоваться страховой номер индивидуального лицевого счета заявителя (СНИЛС), а для иностранных граждан и некоторых особых категорий граждан РФ — другой уникальный идентификатор, использующийся в базовых государственных информационных ресурсах. Пароль должен содержать не менее восьми символов, включая как буквы, так и цифры. Кроме того, при получении логина и пароля заявителю будет выдаваться еще и код активации подписи. Это код нужно будет ввести при первой регистрации на портале госуслуг вместе с логином и паролем.

Где получить «бумажный» ключ

Право создавать и выдавать гражданам ключи к простой электронной подписи будут иметь все федеральные и региональные госорганы, оказывающие государственные услуги в электронном виде, а также оператор единого портала госуслуг, то есть «Ростелеком» и уполномоченные им организации.

Выдача ключа будет производиться на основании заявления граждан или организации с предъявлением ими необходимых идентификационных документов: паспорта, СНИЛС, регистрационных документов организации. Срок действия ключа простой электронной подписи ― пять лет.

Почему простая подпись удобнее

Предлагаемый порядок получения ключей и применения электронной подписи существенно облегчит гражданам этот процесс и расширит число пользователей электронной подписи при получении госуслуг.

Дело в том, что ключи к обычной электронной подписи изготавливаются и выдаются специальными удостоверяющими центрами, которых не так много. Кроме того, далеко не всегда электронная подпись, созданная в одном из удостоверяющих центров, признается другими системами, в которых эксплуатируется электронная подпись. Минкомсвязи и «Ростелеком» ведут работу по созданию так называемого единого пространства доверия электронной подписи, в котором подписи признавались бы всеми участниками, независимо от места выдачи. Однако эта работа далеко не завершена.

Предлагаемый порядок сильно расширяет перечень мест, где можно получить ключ к простой подписи. Например, это можно будет сделать в любом паспортном столе, отделении налоговой инспекции, отделе ГИБДД или других организациях, предоставляющих госуслуги. Кроме того, разрешение «Ростелекому» выдавать ключи через доверенные организации позволит привлечь к этой работе практически неограниченное число исполнителей. В частности, если договориться с «Почтой России», то ключи к простой электронной подписи можно будет получить в 20 тыс. ее отделений в стране.

Важным также является более длительный срок годности простой электронной подписи. Обычно электронная подпись может использоваться в течение одного года, потом нужно получать новую. Это явно неудобно и совсем не способствует широкому распространению электронной подписи при предоставлении госуслуг. Напротив, пятилетний срок годности ключа простой электронной подписи в совокупности с несложным порядком получения может послужить стимулом к более массовому ее применению. Это, в свою очередь, увеличит перечень электронных госуслуг, активно используемых гражданами.

Поэтому в отличие от ведомств, которые правительство обязало использовать при переписке между собой усиленную электронную подпись, гражданам предложат применять более доступную простую электронную подпись.

Действительно, как пояснили «Маркеру» в Минкомсвязи, применение простой электронной подписи обусловлено необходимостью упрощения процедур оказания государственных и муниципальных услуг и снижения административных нагрузок на заявителя.

В то же время, электронная подпись на портале госуслуг сейчас встречается достаточно редко. По данным Минкомсвязи, всего в целях регистрации пользователей на едином портале использовано более 2,7 тыс. сертификатов ключей электронной подписи, в том числе 1,6 тыс. использовано для регистрации в качестве граждан Российской Федерации. Это, конечно, очень небольшая цифра на фоне более одного миллиона зарегистрированных пользователей единого портала госуслуг. По-видимому, это связано, в том числе, и с относительно малым количеством доверенных удостоверяющих центров, где сейчас можно получить ключи электронной подписи, которую можно использовать для получения госуслуг. Сейчас таких центров, как говорят в Минокомсвязи, 142. Понятно, что увеличение пунктов выдачи «бумажных» ключей электронной подписи до нескольких тысяч намного повысит ее доступность.

http://marker.ru/news/515467


Тэги:   #ЭЦП   #госуслуги  

0