Простота и доступность. Первые результаты работы по повышению качества госуслуг свидетельствуют о правильности избранных подход

Автор: Ксения Садовская 27 декабря 2011 г. 10:36:51 2 780   0

Повышение качества реализации государственных функций и внедрение новых методов управления стали лейтмотивом всех крупных реформ государственной службы, осуществлявшихся за последние десятилетия в различных странах. Казахстан в этом отношении не стал исключением.

В 2009–2010 годах Министерство труда и социальной защиты РК (МТСЗН) было вовлечено в проведение пилотного проекта по отработке новых подходов к оценке деятельности государственных органов (в 2009-м ведомство заняло первое место среди участников, в следующем году – второе). В текущем году министерство наряду со всеми государственными органами работает в новых условиях администрирования. 

Участие в проекте позволяет взглянуть по-новому на организацию управления социальной сферой и повышение качества государственных услуг. Анализ первых шагов реформирования управления социальной сферой тем важнее, что на долю Минтруда и государственных органов социально-трудовой сферы приходится 14 социально значимых услуг из 40 определенных в настоящее время.

Совершенствование системы оказания государственных услуг началось с инвентаризации их перечня государственных услуг. Результатом проведенной работы стали конкретизированный перечень и виды предоставляемых государственных услуг, усиление их адресного характера: оказание услуг конкретным категориям населения – работникам наемного труда, пенсионерам, многодетным семьям, лицам с ограниченными возможностями.

Кроме того, проведенный анализ привел к выводу о необходимости и возможности пересмотра и определения новых подходов в организации стратегического планирования деятельности госоргана и нашел свое отражение в операционных планах министерства. В текущем году в пилотном режиме внедряется система внутренней оценки их реализации. Она влияет на оплату труда руководителей и сотрудников данных предприятий.

Вторым направлением стали формирование реестра государственных услуг, разработка и обновление стандартов и регламентов их предоставления. Так, в 2010 году был обновлен и дополнен шестью услугами действующий Реестр госуслуг, 23 стандарта госуслуг, предоставляемых министерством и госорганами социально-трудовой сферы, были приведены в соответствие с запросами потребителей и основными критериями качества.

Работа по актуализации реестра, стандартов и их регламентов продолжается и будет вестись впредь с учетом изменения потребностей населения и трансформации функциональной деятельности Минтруда. 

Работа по стандартизации проводится в тесном сотрудничестве с заинтересованными госорганами и представителями гражданского общества. Для изучения запросов, замечаний и предложений потребителей госуслуг используются анкетирование, обсуждение на страницах веб-сайта Минтруда, совместная работа в консультативно-совещательных органах, создаваемых в МТСЗН. Так, в ведомстве работает специальная рабочая группа по разработке стандартов, в которую, по согласованию, помимо заинтересованных государственных органов были включены представители неправительственных объединений и средств массовой информации. Следует отметить, что разработанные рабочей группой проекты новых стандартов государственных услуг проходят всестороннюю оценку, в том числе и антикоррупционную экспертизу. 

В результате практически госуслуги получили не только соответствующую оценку экспертов уполномоченного органа, но и признание потребителей. Об этом достаточно убедительно свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного в 2010 году в трех областях республики. Каждый четвертый из опрошенных оказался полностью удовлетворен качеством предоставляемых услуг, еще 45% участников опроса удовлетворены в основном; 22,3% – удовлетворены частично и 6,9% – не удовлетворены.

Третье направление – оптимизация процессов предоставления государственных услуг. Главной целью ее является сокращение сроков предоставления госуслуг, устранение адмбарьеров и уменьшение коррупционных рисков в ходе работы с населением.

Для этого модернизированы все информационные системы, функционирующие на программной платформе РГКП «ГЦВП». Определен перечень первых сорока социально значимых услуг, которые получат соответствующее информационное сопровождение. Уже сегодня полностью автоматизированы все операции, связанные с назначением пенсий и социальных пособий, за исключением приема документов. 

Разработаны и интегрированы с ИС РГКП «ГЦВП» информационные системы структурных подразделений местных исполнительных органов в области социальной защиты, что позволяет оптимизировать процессы предоставления госуслуг не только на центральном, но и на региональном уровне. В конечном счете до минимума сокращается бумажный документооборот. Бумажные носители, их сбор и представление будут заменены быстрым получением информации из интегрированных информационных систем. Уменьшается время, необходимое для принятия и реализации соответствующих решений.

Так, например, в настоящее время оказание госуслуг для лиц с ограниченными возможностями включает установление инвалидности, назначение государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия, социальных выплат на случай утраты трудоспособности из Фонда социального страхования, предоставление специальных социальных услуг, протезно-ортопедической и слухо-протезной помощи, санаторно-курортного лечения.

Со следующего года на основе оптимизации вместо этих семи видов услуг будет предоставляться два вида, вобравших в себя всю необходимую совокупность услуг, связанных с социальной защитой лиц с ограниченными возможностями. Для их получения потребители предоставляют свои документы единожды – при установлении инвалидности. В результате вместо 20 и более дней, затрачиваемых сегодня, потребуется не более 4–5 дней.

В текущем году запущен пилотный проект по оказанию госуслуги – назначение единовременного пособия на рождение ребенка в Астане и Шортандинском районе Акмолинской области. При ее предоставлении оптимизация бизнес-процессов заключается в том, что претендент на получение пособия может обратиться в соответствующее подразделение подведомственного министерству госоргана лишь с одним заявлением на получение пособия. Остальная информация будет получена на основе интеграции ИС госорганов. 

Четвертым направлением работы явилось обеспечение доступности предоставляемых государственных услуг. С этой целью предприняты дополнительные усилия по улучшению информирования населения и оказанию консультационных услуг, предоставлению госуслуг в электронном формате. В настоящее время 12 государственных услуг реализованы посредством веб-портала «электронного правительства». Среди них присвоение СИКа, получение информации о подтверждении инвалидности, движении средств вкладчика, информации о назначении/либо отказе в назначении пенсий и государственных социальных пособий. Если еще три года назад эти услуги были оказаны только 818 получателям, то в текущем году данными услугами воспользовались 231 652 человека.

На базе РГКП «ГЦВП» в текущем году введен в действие и в режиме реального времени предоставляет консультации по различным вопросам оказания госуслуг информационно-справочный контакт-центр. За период функционирования в центр уже обратилось более 30 000 граждан.

Принимаются меры по расширению перечня госсоцуслуг через центры обслуживания населения (ЦОН), которые призваны обеспечить приближение оказания услуг к местам проживания потребителей. Предполагается, что в 2012–2014 годах в ЦОНы будут переданы такие госуслуги, как выдача информации о движении средств вкладчика, назначение пособий на рождение ребенка и по уходу за ребенком, специальных государственных пособий, социальных пособий по спискам № 1 и 2, пособия родителям и попечителям, воспитывающим ребенка-инвалида. 

Представленные таким образом первые результаты работы по повышению качества государственных социальных услуг свидетельствуют о правильности избранных подходов.

 http://www.kazpravda.kz/c/1324934170


Тэги:   #Электронные госуслуги  

0