Госинформсистемы учету не поддаются Минсвязи предлагает создать систему госконтроля за их размножением
Сегодня на первом после выборов заседании президиума правительства одним из обсуждаемых вопросов станут госрасходы на информационно-коммуникационые технологии госорганов. В докладе Минсвязи по этому поводу констатируется: в 2012-2014 годах федеральные ведомства будут тратить на информсистемы в среднем не менее $2 млрд в год, цели части этих расходов Белому дому неизвестны. Другая часть наверняка будет потрачена на продукты, которые дешевле купить у частных производителей, а также на неофициальные, дублирующие и несовместимые друг с другом системы. Минсвязи предлагает в числе прочего исправлять ситуацию созданием единой информсистемы учета информсистем, закупленных на средства налогоплательщиков.
В повестке дня назначенного на 5 декабря заседания президиума правительства один из пунктов выглядит довольно смело для первого дня после выборов в Госдуму. Заместитель главы Минсвязи Илья Массух представит в Белом доме доклад "Об усилении общественного контроля и повышении эффективности при использовании информационно-коммуникационных технологий органами государственной власти". Из имеющегося в распоряжении "Ъ" текста доклада, подписанного министром связи Игорем Щеголевым 24 ноября, следует, что обсуждать будут преимущественно усиление не "общественного", а внутриправительственного контроля над расходами Белого дома на информатизацию своей деятельности.
Как следует из документа, речь идет о результатах мониторинга Минсвязью расходов бюджета на 2011 год, а также анализа расходов средств ведомств на информационные технологии в бюджете на 2012-2014 годы. Такие полномочия министерству даны постановлением N365 от 24 мая 2010 года, предварительный доклад на эту тему Минсвязи делало на заседании президиума правительства 30 июня 2011 года. В бюджете на 2012-2014 годы Минфин уже ввел специальный вид расходов (код 242) "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий", что позволило Минсвязи провести экспертизу предлагаемых ведомствами внутренних проектов и оценить нижнюю границу объема расходов на эти цели главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС). Формально на создание и поддержание информационных систем ведомства Белого дома в 2012 году потратят 67,4 млрд руб., в 2013-м — 56,8 млрд руб., в 2014 году — 54,9 млрд руб. На деле больше: часть расходов на компьютеры, программное обеспечение и услуги оформлена в бюджетах по другим статьям, точную сумму своих ассигнований на IT в Белом доме просто не знают.
Из 89 ГРБС на экспертизу свои проекты в области IT отправили в ведомство Игоря Щеголева 77, шести органам госвласти (МВД, Минобрнауки, Пенсионному фонду, Росгидромету, Роскосмосу и Рослесхозу) удалось утвердить расходы на информсистемы без экспертизы Минсвязи. В тех же ведомственных системах, которые экспертизу прошли, Минсвязи обнаружило "характерные" проблемы. Это в первую очередь "отсутствие правовых оснований" для их создания — автоматизируются полномочия госорганов, за ними не закрепленные: иными словами, речь идет о компьютеризации процессов, которыми ведомства вообще не должны заниматься. Кроме того, Минсвязи утверждает, что часть информсистем ведомств дублируется, нередко они не регистрируются в госрегистре ФГИС. Наконец, ведомства планируют самостоятельно создавать информсистемы, которые можно заведомо дешевле купить на рынке промышленных решений — общесистемное программное обеспечение, кадровые и бухгалтерские системы, системы управления базами данных.
Министр предлагает в докладе исправлять ситуацию поправками в регламент правительства, требующими обязательной экспертизы в Минсвязи ведомственных проектов информационных систем, изменениями порядка разработки госпрограмм и ведомственных целевых программ и правкой постановления правительства N594 от 26 июня 1995 года по реализации закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". Кроме того, Минсвязи предлагает взаимоувязывать процесс подготовки федерального бюджета с разработкой планов информатизации ведомств в рамках трехлетних планов информатизации органов госвласти.
Наконец, по поручению главы аппарата правительства Владимира Володина от 27 сентября 2011 года Минсвязи подготовило проект "Концепции создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов". "Систему учета систем" в опытную эксплуатацию предполагается ввести в ФНС, Счетной палате и Роскомнадзоре, а также в Волгоградской области не позднее второго квартала 2012 года. Очевидно, что во многом активность Минсвязи определяется проблемами с проектом "Электронное правительство", проваливающимся пока именно из-за проблем электронного взаимодействия ведомств. Не в последнюю очередь проблемы и высокая стоимость e-government в России вызваны тем, что с начала 2000-х ведомства разрабатывали свои информсистемы без координации друг с другом — и сейчас их координация требует денег и времени.
Впрочем, вряд ли попытка Минсвязи подчинить себе процесс информатизации полностью будет легкой. Так, например, согласно данным бюджета, Минобороны и служба судебных приставов до 2014 года средства на информатизацию вообще не тратят, из десяти крупнейших ведомств по объему расходов на IT (см. подробнее на "Online") три (Судебный департамент при Верховном суде, Центризбирком и Генпрокуратура) Минсвязи своих планов информатизации в деталях не раскрывают. На причины этого Игорь Щеголев аккуратно намекает в докладе: "При реализации работ в области информационно-компьютерных технологий существенную часть стоимости составляют результаты интеллектуальной деятельности — нематериальные активы, которые при отсутствии детального нормирования работ вызывают ощущение необоснованности затрат".
http://www.kommersant.ru/doc/1831238
http://www.kommersant.ru/doc/1831238