О посещаемости порталов государственных услуг
Ситуация с посещаемостью порталов государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации остается непростой. С одной стороны, наблюдается увеличение посещаемости федерального портала gosuslugi.ru. Так, среднесуточная посещаемость портала gosuslugi.ru только с февраля по апрель 2011 года (январь и май не показательны из-за большого количества праздничных дней) выросла с 45 861 до 59 772 посетителей (+30,3%), а среднесуточный просмотр страниц с 260 900 до 347 613 (+33,2%). Растет посещаемость порталов госуслуг отдельных субъектов федерации. С другой стороны, посещаемость порталов государственных и муниципальных услуг большинства субъектов федерации как была, так и осталась крайне низкой. Для большинства субъектов федерации типичной является среднесуточная посещаемость портала 0,0002-0,0004% населения субъекта. Для субъекта федерации с населением 1,5 – 2 миллиона человек посещаемость портала 500-600 человек в месяц является, скорее, правилом, чем исключением. Даже можно привести такой факт, что в те промежутки времени, когда эксперты нашего журнала проводят мониторинг порталов госуслуг с целью составления рейтинга субъектов, посещаемость порталов заметно возрастает.
Со времени проведения предыдущего нашего исследования произошло одно положительное явление – существенно повысилась открытость информации о посещаемости порталов. Если в декабре 2010 года только на 9 порталах государственных и муниципальных услуг имелись нормальные счетчики, то сейчас таких порталов стало 25.
Всего же на данный момент порталы государственных и муниципальных услуг функционируют в 81 субъекте федерации (отсутствуют порталы в Карачаево-Черкесской и Чеченской Республиках).
Стандартные счетчики, как отмечалось, установлены на 25 порталах в регионах: Республики Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Коми, Забайкальский, Камчатский, Ставропольский и Хабаровский край, Амурская, Белгородская, Калининградская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Еврейский автономный округ и город Санкт-Петербург.
В 8 субъектах федерации (Республика Карелия, Пермский край, Астраханская, Воронежская и Самарская области, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округ, город Москва) счетчики на порталах отсутствуют. В декабре 2010 года счетчик на портале города Москвы присутствовал, но по посещаемости портала город Москва показал худшие показатели в России. Ситуация исправлена – счетчик исчез.
Три субъекта федерации (Республика Татарстан, Чувашская Республика и Волгоградская область) ведут общий счетчик на все сайты органов государственной власти субъекта, выделить посещаемость порталов государственных и муниципальных услуг не представляется возможным.
Четыре субъекта федерации (Московская, Мурманская, Тамбовская и Тюменская области) имеют на своих порталах счетчики, но доступ к ним возможен только по паролю. Возможно, там имеется секретная информация.
Три субъекта (Республики Мордовия и Саха-Якутия и Томская область) разместили на порталах счетчики собственной разработки. Чем они лучше стандартных, нам непонятно. Непонятно, и как пользоваться ими.
И, наконец, 37 субъектов пользуются счетчиками на порталах государственных и муниципальных услуг, поставляемых Министерством экономического развития. Как и в предшествующем случае, счетчик похож на любительскую разработку. Пользоваться им невозможно. В декабрьском исследовании мы собрали более или менее достоверную информацию и с таких счетчиков. В результате сделали вывод, что почти у всех субъектов, пользующихся счетчиками данного типа, крайне низкая посещаемость порталов. Есть все основания полагать, что в настоящее время ситуация не изменилась.
Среди обследованных субъектов выделим три лучших по посещаемости портала:
1 место – портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области. В мае 2011 г. этот портал зарегистрировал 130 882 посетителя, что составляет 3,9% населения Нижегородской области.
2 место – портал государственных и муниципальных услуг города Санкт-Петербург. 84 383 посетителя или 1,8% населения города.
3 место – федеральный портал gosuslugi.ru. 998 938 посетителей или 0,7% населения России.
Еще 10-15 субъектов федерации имеют порталы, посещаемость которых находится в рамках каких-то приличий. В большинстве же субъектов федерации порталы государственных и муниципальных услуг пользователи интернета попросту игнорируют. И за последние 6 месяцев ничего не изменилось. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Другие наши исследования показывают, что на большинстве региональных порталов государственных и муниципальных услуг полезная для населения и бизнеса информация отсутствует. Эти порталы делаются только для отчета (или с какой-либо другой целью).
И все же, опыт Нижегородской области показывает, что повод для оптимизма еще сохраняется.