Проект «Государственные услуги по-новому: просто, комфортно, легко» стал победителем конкурса «Лучший проект года – 2015»

Автор: Алексей Федашов 27 июля 2015 г. 13:42:24 2 445   0

21-22 мая в г. Томске в рамках конференции "Лучшие практики управления проектами - 2015" национальная ассоциация управления проектами СОВНЕТ (представитель IPMA в России), при содействии Аналитического центра при Правительстве РФ, провела финал конкурса «Лучший проект года-2015», был выбран проект, который может представить Россию на международной арене – в конкурсе IPMA Project Excellence Award. 

Экспертная комиссия и жюри конкурса, состоявшие из сертифицированных международных и национальных экспертов (асессоров) проектного управления, представителей власти, бизнеса, профессиональных организаций признали победителем в номинации «Лучший проект года-2015» Правительство Ярославской области с проектом «Государственные услуги по-новому: просто, комфортно, легко». Также этот проект удостоен первого места в номинации «Лучший проект года в сфере государственного управления».

Одной из целей проекта «Государственные услуги по-новому: просто, комфортно, легко» является выполнение майского Указа Президента Российской Федерации № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (от 7 мая 2012 года) который поставил перед регионами РФ, в том числе и перед Ярославской областью, четкую и амбициозную задачу – создать до 2015 года в каждом муниципальном районе области многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

МФЦ – это организация, учрежденная органом власти субъекта для оказания населению и юридическим лицам комплекса государственных услуг по принципу «одного окна», в максимально комфортных условиях.

Выполнение этой задачи требовало значительных финансовых и человеческих ресурсов и было очень ограниченно во времени. Кроме того, хотя в России организация предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ началась с 2007 года, в регионе не было опыта создания таких центров.

Предоставление услуг по принципу «одного окна» создает необходимость внутренней и внешней межведомственной интеграции, требует значительного реинжиниринга внутренних процессов, предполагает значительный объем обмена данными. Модель создания универсального МФЦ по принципу «одного окна» обладает наибольшим потенциалом улучшения качества предоставления услуг в долгосрочной перспективе.

Способом достижения поставленной цели Правительством Ярославской области был выбран проектный подход. Проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального результата в условиях временных и ресурсных ограничений. Проект получил название «Государственные услуги по-новому: просто, комфортно, легко».

Проектный подход при создании сети МФЦ региона позволил реализовать следующие преимущества:

  • Большая предсказуемость. «Прозрачность» процесса достижения цели - определены срок, результат, бюджет. В ре­зультате, органы исполнительной власти, участвующие в реализации проекта, могут рационально распреде­лять финансовые, материальные и человеческие ресурсы, управляя ими, а не просто реагируя на возникшие об­стоятельства.
  • Увеличение эффективности деятельности. Достичь поставленной цели в установленные сроки и в рамках бюджета чрезвычайно сложно без очень четкого планирования, четко выстроенных коммуникаций. Команда проекта разработала календарный план (дорожную карту), в котором были определены ответственные за достижение результата по каждому из мероприятий и срок исполнения. Когда исполнителями осознана значимость для региона и его жителей целей проекта, четко поставлена задача, выделены полномочия и необходимые ресурсы – это отразилось на мотивации к работе и удовлетворенности ее результатами. Задачи выполнялись эффективнее.
  • Увеличение возможностей оценки рисков. Проектный подход позволил управлять рисками еще на подготовительном этапе.  На основании анализа федерального законодательства, опыта других регионов, на территории которых существуют действующие МФЦ, преимуществ и недостатков, существующих в Российской Федерации моделей МФЦ была разработана модель МФЦ региона (модель описана и утверждена постановлением Правительства Ярославской области от 27.02.2013 № 178-п). Затем, на этапе реализации проекта, анализ проблем, возникших однажды, позволяет действовать умнее, а не упорнее, дольше и дороже.
  • Возможность тиражирования результата проекта. Проект создания сети был разделен на этапы. Первый в регионе МФЦ был открыт для заявителей в сентябре 2013 года – через 8 месяцев после начала реализации проекта. И это, надо признать, очень короткий срок для задачи такого масштаба (потребовалась реконструкция здания постройки конца 30-х годов прошлого века, была разработана и внедрена автоматизированная информационная система предоставления государственных и муниципальных услуг, разработаны процессы предоставления услуг через МФЦ, обучены сотрудники и т.д.). Но уже в следующие 8 месяцев было создано 5 МФЦ в муниципальных районах области, а в следующие 8 месяцев – еще 7 центров. За первую половину 2015 года уже открыто 5 МФЦ, один из которых – в г. Рыбинске – в настоящий момент самый крупный в области.
  • Повышение удовлетворенности. По результатам проведенного в сентябре-октябре 2013 года исследования удовлетворенности населения Ярославской области качеством предоставления государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых в МФЦ, в целом её уровень составил 93 % (в органах власти области – 74 %). На вопрос «Планируете ли Вы в дальнейшем получать услуги через МФЦ?» 80 % опрошенных ответили положительно.
  • Формирование благоприятного имиджа органов государственной власти региона. Создание МФЦ – это, прежде всего, социальный заказ: главной и наибольшей по численности категорией пользователей услуг МФЦ являются жители Ярославской области. МФЦ, прежде всего, создаются для заявителей, они призваны облегчить жизнь гражданам и бизнесу и стать посредниками между гражданами и органами власти за счет сокращения административных барьеров и повышения доступности и качества предоставляемых услуг.
  • Рост и развитие членов команды проекта - сотрудников органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ярославской области, более полное использование их потенциала. Проект создания первого МФЦ был реализован в очень короткие сроки, что стало вызовом для команды управления проектом и проверкой ее профессионализма. По решению Губернатора области, после создания первого МФЦ региона, проект создания сети МФЦ был поручен той же команде, члены которой выразили желание снова работать в ней. Часто при взаимодействии сотрудников различных органов исполнительной власти возникают сложности организа­ционного порядка. В проекте же выстраивание нестандартных организационных струк­тур и систем коммуникаций, необходимое межведомственное взаимодействие, а также распреде­ление и делегирование прав и ответственности, отлаженные процессы сбора, передачи и хранения информации способствуют успешной работе и при решении других задач, учат искать более эффективные способы решения.

Преимущества от проектного подхода получают все, кто участвует в процессе управления проектом или заинтересован в результате проекта:

  • Заказчик проекта - Правительство Ярославской области (в лице Губернатора области С.Н. Ястребова) получает необходимый результат – МФЦ в установленный срок и за выделенный бюджет. А также косвенные результаты, например, эффективнее используется государственное имущество, находящееся в собственности Ярославской области - для размещения первого МФЦ региона проведен капитальный ремонт не эксплуатируемого до того в течение 2-х лет нежилого 2-этажного здания общей площадью более 700 кв. м, достигнута экономия средств бюджетов различных уровней за счет объединения обеспечивающих функций в одном месте и отсутствия дублирующих служб.
  • Жители  города Ярославля и области – получатели государственных и муниципальных услуг. МФЦ - это специально созданная организация, в которой в одном месте и в максимально комфортных условиях гражданин может получить комплекс различных государственных и муниципальных услуг, за предоставление которых отвечают разные органы власти. При этом не приходится обращаться за услугами в разные ведомства и тратить на это время и деньги. 
  • Руководители проекта получают возможность управлять: разрабатывая стратегию, направлять команду проекта на ее реализацию на каждом этапе проекта, минимизировать риски, и делать это эффективно, экономно.
  • Члены команды проекта повышают свои профессиональные компетенции и получают полезный опыт и при этом осознавая социальную составляющую создания сети МФЦ в регионе, важность и нужность своей работы.  Методы про­ектного управления позволяют создать систему делегирования полномочий, что предоставляет возможность каждому проявить свои организаторские и личностные качества. Это значительно повышает перспективы продвижения и карьерного роста.

0