Менять или не менять: россиян освободили из "мобильного рабства"

Автор: Роман Урнышев 3 декабря 2013 г. 7:10:11 1 538   0

С 1 декабря у россиян появилась возможность поменять сотового оператора, при этом сохранив привычный номер телефона. Закон о внедрении в РФ услуги переносимости номера (Mobile number portability, MNP) был подписан президентом Владимиром Путиным 26 декабря 2012г. и вступил в силу чуть менее чем через год. В течение этого года компании связи должны были подготовиться технически. Однако законодательные проволочки и непринятие необходимых подзаконных актов в нужные сроки не позволили приступить к полноценному тестированию услуги.

Операторы по сути сделали пробные звонки по одному-двум номерам, что не может говорить о 100-процентной готовности. Получается, что закон вступил в силу формально. На самом деле, первые перенесенные номера появятся в лучшем случае после новогодних праздников, а в худшем - лишь в апреле 2014г. Зазвонит ли в декабре телефон с перенесенным номером, попробуем разобраться в нашем материале.

Готовы ли операторы к MNP

Операторы "большой тройки" ("Мобильные ТелеСистемы""МегаФон" и "ВымпелКом" - торговая марка "Билайн") заявили о готовности к предоставлению услуги с 1 декабря, но не уверены в ее качестве.

"Сеть "МегаФона" полностью готова к MNP, мы провели все необходимые изменения на сети и можем как отдавать, так и принимать абонентов. Но работоспособность услуг зависит от готовности всех операторов. То есть проблемы перешедшего к нам абонента будут в первую очередь с входящими звонками с других сетей, в большей степени это зависит от оператора-донора", - рассказала РБК пресс-секретарь "МегаФона" Юлия Дорохина.

С ней согласен и представитель МТС Дмитрий Солодовников. "Корректность работы всей системы зависит от всех участников рынка - от базы данных перенесенных номеров, платежных систем, от всех операторов - как мобильных, так и фиксированных. Из-за задержки с принятием нормативной базы все участники рынка вступают в активную фазу тестирования фактически только сейчас", - отметил он.

По данным оператора базы данных переносимых номеров ЦНИИ связи, до внедрения в РФ услуги MNP протестировать ее успели лишь шесть российских сотовых операторов. Так, пробные звонки сделали операторы "большой тройки" и "Ростелеком", а также Tele2 Russia и поволжский СМАРТС. Готовность остальных операторов, прежде всего региональных компаний, остается под большим вопросом.

Стоит ли сейчас менять оператора

Сейчас операторы рекомендуют не торопиться. К этому россиян призывал даже министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. Он предлагал подождать до середины января, когда пройдут новогодние праздники и нагрузка на сеть спадет.

Операторы предупреждают, что на первом этапе абоненты, решившие воспользоваться новой услугой, могут испытывать проблемы с корректностью прохождения звонков, доставкой SMS- и MMS-сообщений. Также могут возникнуть проблемы с мобильным интернетом, контент-сервисами, услугами роуминга.

Кроме того, пользователи могут столкнуться с невозможностью пополнить счет. Под вопросом - доступность звонков с фиксированных телефонов и номеров зарубежных операторов связи из-за отсутствия порядка регламентов взаимодействия с ними.

Еще один немаловажный аспект - понять, какому оператору вы звоните. Сейчас никакое информирование не предусмотрено. По мнению гендиректора информационно-аналитического агентства Telecom Daily Дениса Кускова, это серьезная проблема. "Многие привыкли разговаривать внутри сети бесплатно всегда или в течение определенного фиксированного периода (в сутки или месяц). Теперь у людей может обнулиться баланс. Пока вариант один - узнавать у человека, у какого оператора он теперь обслуживается", - заявил он.

Как поменять оператора и сохранить свой номер

Для переноса номера необходимо обратиться в офис того оператора, к которому вы хотите перейти. Там надо написать заявление с указанием всех своих данных, в том числе номера телефона, который нужно сохранить. При этом пользователь обязательно должен будет погасить долг перед своим старым оператором, если он есть, иначе в услуге будет отказано. Также отказ может быть связан с некорректными данными абонента.

Если заявка на перенос номера будет одобрена, то пользователь получит соответствующее уведомление по SMS или электронной почте. Абонент получит новую SIM-карту нового оператора. Однако этот номер временный и будет изменен на тот, который абонент желает сохранить, после проведения всех технических процедур операторами.

В момент самого технического переключения на обеих SIM-картах может пропасть исходящая связь на срок до получаса, входящая - до шести часов. Произойти это должно примерно в 02:00. После окончания процесса, на SIM-карту нового оператора переносится желаемый номер, а SIM-карта старого оператора перестает работать.

По закону, перенос должен произойти для физических лиц в течение 8 дней, для юридических в течение 29 дней. Однако согласно постановлению правительства РФ от конца ноября, предусмотрен переходный период для тех операторов связи, которые технически не готовы принять абонента с его старым номером. Таким компаниям дается 135 дней: именно в этот срок они должны все-таки организовать услугу. То есть перенос номера должен состояться в срок до 15 апреля 2014г.

"МТС будет назначать минимально возможную дату переноса номера абонентов в свою сеть. Реальные сроки переноса будут зависеть от способности других участников рынка решить все вопросы с переносом номера", - сообщил представитель компании Д.Солодовников.

Как сообщила пресс-секретарь "МегаФона" Юлия Дорохина, оператор будет производить переключения с 9 января и позже. "Мы не исключаем возможности воспользоваться правом, которое нам предоставило постановление правительства, и установить более поздний срок (чем девятый день после подачи заявления) для начала оказания услуг портируемым абонентам. Если это будет сделано, то исключительно в целях предоставления более качественных услуг", - добавила она.

Цена перенесенного номера

В законе прописана верхняя планка стоимости услуги - не более 100 руб. Операторы "большой тройки" ("МегаФон", МТС и "Билайн") установили тариф по верхней границе - 100 руб. В Tele2 Russia заявили, что первоначально услуга будет бесплатной.

Отметим, что повторно воспользоваться услугой MNP можно через 70 дней после завершения предыдущего переноса.

Напомним также, что перенести номер можно только внутри домашнего региона. То есть, например, номер абонента из Владивостока не сможет стать московским номером.

Кто захочет сменить оператора

Как сообщили в ЦНИИС, по состоянию на 20:00 мск 1 декабря, была подана 231 заявка на перенос номера. Из них 111 номеров должно быть перенесено в период с 8 по 15 декабря, 11 - с 15 по 31 декабря, 80 - с 1 по 15 января 2014г., 9 - с 15 до 30 января, и 20 - в течение февраля 2014г. Сроки переноса для своих будущих абонентов операторы установили самостоятельно.

В компаниях не стали раскрывать информацию по количеству обратившихся за услугой. Пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева сообщила, что ажиотажа в первый день запуска MNP не было. По словам Ю.Дорохиной, 1 декабря в офисы "МегаФона" обратились несколько десятков человек по всей России. В МТС не стали озвучивать цифры.

Согласно исследованию ETSY Ratings, порядка 21% российских абонентов заинтересованы в переносе номера. По оценке Telecom Daily, услугой захотят воспользоваться 12-17%. В "МегаФоне" согласны, что о смене оператора думают около 20% абонентов, при этом в компании считают, что количество воспользовавшихся услугой будет меньше, чем количество абонентов, потенциально заинтересованных в ней.

http://top.rbc.ru/economics/02/12/2013/892315.shtml


Тэги:   #МТС   #МегаФон   #Билайн  

0