Электронное правительство России. Полное досье

Автор: Ксения Садовская 21 ноября 2013 г. 11:11:08 4 217   0
CNews впервые публикует перечень всех информационных систем, входящих в инфраструктуру электронного правительства России, а также анализирует контракт, заключенный между Минкомсвязью и «Ростелекомом» на их эксплуатацию.

Последний госконтракт «на оказание услуг по эксплуатацииинфраструктурыэлектронного правительства в 2013 г.» был заключен между Минкомсвязью и «Ростелекомом» (обладает статусом единственного исполнителя, заключать контракты с которым можно без конкурса) 1 августа 2013 г. Он представляет собой 350-страничный документ, который описывает ряд стандартных параметров: условия, права и обязанности сторон, стоимость работ и т.д., а также включает техзадание и приложения с информацией обо всех системах, входящих в эту инфраструктуру. Подписи под контрактом поставили заместитель министра связиДенис Свердлов(сейчас он работает советником министра связи) и гендиректор «Ростелекома»Сергей Калугин. CNews ознакомился с текстом контракта и выделил ряд интересных деталей.

Как Минкомсвязь снижала стоимость эксплуатации электронного правительства

В 2012 г. эксплуатация региональнойинфраструктурыэлектронного правительства оплачивалась из бюджетов субъектов Федерации. Каждый из них заключал собственный контракт с «Ростелекомом». По оценке главы МинкомсвязиНиколая Никифорова, цена одного такого контракта составляла примерно 15 млн руб., а всего 83 региона заплатили оператору около 1 млрд руб. За эксплуатацию федерального сегмента платила Минкомсвязь — 925 млн руб. по контракту от марта 2012 г. Таким образом, общая выручка «Ростелекома» от эксплуатации электронного правительства в 2012 г. могла достигать 2 млрд руб. (167 млн руб. в пересчете на месяц).

В 2013 г. эти расходы удалось заметно снизить, хотя и не сразу. Занявший пост министра связи в мае 2012 г. Николай Никифоров решил пересмотреть отношения с «Ростелекомом». Регионам было сказано, что с 2013 г. платить за эксплуатациюинфраструктурыим не придется, т.к. это будет делать федеральное министерство. Контракт сроком на 4 месяца (январь-апрель) был заключен в феврале 2013 г. Его сумма составила 957 млн руб., или 240 млн руб. в месяц.

Представители новой команды Минкомсвязи признавались, чтоинфраструктураэлектронного правительства, которая практически целиком размещалась в двух ЦОДах «Ростелекома», представляет для них «черный ящик» (вероятно, этим можно объяснить первоначальное удорожание услуг поддержки). Вскрыть этот ящик оказалось не просто. Для этого министерство добилось смены руководства оператора, которая произошла в марте 2013 г., и получило добро со стороны правительства на проведение в «Ростелекоме» аудита.

Результаты аудита были обнародованы только в октябре, но, когда он еще был в самом разгаре, Николай Никифоров получил одобрение от президентаВладимира Путинана привлечение МВД к проверке деятельности оператора. Это стало переломным моментом в переговорах между чиновниками и «Ростелекомом», считают наблюдатели. Самой проверки не было. Источник в министерстве говорит, что по результатам аудита был сделан вывод, что для привлечения правоохранительных органов нет повода. Зато сумма контракта на 2013 г. была сокращена.

По факту соглашений было два. Первое продлевало срок действия февральского контракта до сентября с сокращением его суммы до 638 млн руб. Второе касалось эксплуатации систем в сентябре-декабре. Его сумма - 319 млн руб. Таким образом, министерство согласилось выплатить «Ростелекому» 957 млн руб., но не за 4 месяца, как предполагалось изначально, а за все 12. В результате можно говорить о том, что Минкомсвязи удалось снизить цену эксплуатации более чем в 2 раза по отношению к 2012 г. и ровно в 3 раза по отношению к сумме, за которую планировала работать прежняя команда «Ростелекома» в 2013 г.

В «Ростелекоме» называют расчеты, касающиеся 2012 г., не соответствующими действительности. «Фактическую стоимость работ по эксплуатации электронного правительства в 2012 г. можно получить исключительно суммированием реально заключенных договоров с Минкомсвязью и регионами, а не исходя из гипотетических 15 млн», — говорят в пресс-службе оператора. Точную сумму, впрочем, в «Ростелекоме» не приводят.

Что касается 2013 г., то, по словам представителя компании, реальные затраты на эксплуатацию электронного правительства превышают объем средств, предусмотренных контрактом на этот год.

Нашествие IBM

Практически весь федеральный сегмент электронного правительства России располагается в двух ЦОДах «Ростелекома» в Москве — на Сущевском валу (северная часть Третьего транспортного кольца) и на улице Гончарная (район станции метро «Таганская»). Информационные системы и оборудование частично принадлежат Минкомсвязи, частично арендуются у «Ростелекома».

Программно-аппаратнаяинфраструктураключевых систем электронного правительства — Единого портала госуслуг (ЕПГУ) и Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — закупалась в два этапа, следует из нынешнего госконтракта Минкомсвязи с «Ростелекомом». В 2009 г. для ЕПГУ было приобретено более 20 серверов HP, несколько маршрутизаторов Cisco и систем хранения Hitachi вместе с СУБД Oracle. Для СМЭВ использовались четыре блейд-сервера и ленточная библиотека Sun, сервер HP, дисковый массив Hitachi и коммутатор Brocade. В качестве программной шины было приобретено решение Oracle.

В 2010 г. вычислительные мощности расширились. На этот раз в основном за счет оборудования IBM. Инфраструктура ЕПГУ потребовала 26 новых серверов, СМЭВ — пять. Помимо этого, техника IBM с 2010 г. стала использоваться в инфраструктуре ГАС «Управление», портала госпродаж, системы управления ведомственной информатизацией. По совпадению пост замминистра связи в 2010 г. занялИлья Массух, ранее 13 лет работавший в IBM (последняя должность — директор департамента продаж в госсектор). В 2010–2012 гг. Массух был куратором электронного правительства в Минкомсвязи (на вопросы CNews он ответить не смог).

В «Ростелекоме» говорят, что оборудование, перечисленное в контракте, поставлялось в 2009–2010 гг. по техническим заданиям Минкомсвязи и не ограничивается только IBM. «Выбор конкретных марок оборудования осуществлялся подрядчиками по выполнению работ, исходя из возможностей вендоров по обеспечению требуемых технических характеристик, сроков поставки, объемов и иных параметров, заданных заказчиком», — добавляют в компании.

Электронное правительство как коммерческий сервис

Региональная инфраструктура электронного правительства (РИЭП) не является собственностью ни Минкомсвязи, ни региональных властей. Она, как следует из контракта, принадлежит «Ростелекому» и предоставляется всем 83 субъектам как комплексный сервис по модели SaaS.

В состав «типового экземпляра комплексного сервиса» входят:

  • «Региональный портал государственных услуг» — клон ЕПГУ, размещаемый на его же поддомене (например, 45.gosuslugi.ru для Курганской области), содержащий услуги конкретного региона;
  • «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия» — обеспечивает взаимодействие ведомств внутри субъекта;
  • «Типовое решение межведомственного взаимодействия» — автоматизирует получение и обработку запросов через СМЭВ от федеральных органов власти, а также подготовку запросов к ним и получение ответов на них;
  • сервис «Предоставление сведений для ФОИВ» — обеспечивает предоставление сведений от региональных органов власти в адрес федеральных;
  • сервис «Запрос сведений от ФОИВ» — обеспечивает получение сведений от федеральных органов власти в адрес региональных.

«Права на все сервисы, аппаратные и программные средства, используемые при оказании типового комплексного сервиса, принадлежат исполнителю», — говорится в госконтракте.

Собеседник CNews, близкий к новой команде Минкомсвязи, полагает, что это договоренность между прошлой командой и «Ростелекомом». «Согласно 210-му закону, регионы могут иметь собственные РСМЭВ, тем не менее критерии аттестации региональных шин на статус РСМЭВ формально определены не были, — рассказывает он. — «Ростелеком» же как оператор эксплуатации очень ловко привязал официальную терминологию (РСМЭВ) к неотделимой части архитектуры — региональным шинам».

Экс-сотрудник «Ростелекома», занимавшийся электронным правительством, говорит, что у регионов всегда был выбор — либо арендоватьинфраструктуруза 15 млн руб. в год, либо создать собственную за 150–350 млн руб. в зависимости от субъекта, и модель аренды для них оказалась более предпочтительной. «Это как каналы и услуги связи, — добавляет он. — Никто же свои каналы связи не строит, а все потребляют услуги. Так же и с инфраструктурой для электронного правительства. Подобную услугу могли оказывать и МТС, и «Вымпелком», если бы инвестировали в создание своей РИЭП». Объем необходимых средств на создание подобного решения он оценивает в 1 млрд руб.

По мнению президента УЭКАлексея Попова, ранее работавшего директором ИТ-департамента правительства, не проблема, чтобы регионы арендовали чужой РИЭП (пусть даже и у коммерческой компании), но важно, чтобы субъекты реально имели возможность выбора. В то же время если система не подразумевает альтернативы, то она должна принадлежать государству, добавляет эксперт.

Федеральнаяинфраструктураэлектронного правительства также не полностью принадлежит государству, ранее рассказывали CNews в Минкомсвязи. Например, «Ростелеком» является владельцем системы автоматизированных рабочих мест Центров продаж и обслуживания клиентов (АРМ ЦПОК). С ее помощью осуществляется выдача кодов активации гражданам, зарегистрировавшимся на портале госуслуг, через офисы оператора.

В «Ростелекоме» замечают, что выдача кодов активации осуществляется разными способами, а основным видом доставки кодов являются отправления «Почты России». «Услуга «Ростелекома» по выдаче кодов активации при посещении ЦПОК является дополнительным, а не основным способом доставки. Сделано это исключительно для удобства и возможности выбора для пользователей», — объясняют в операторе.

«Подобные услуги могут при необходимости оказывать другие организации, определенные государством. Для этого возможно использование решений «Ростелекома» или создание собственного продукта», — говорят в компании.

Электронное правительство, по мнению «Ростелекома», вообще не может состоять исключительно из информационных систем, принадлежащих государству. «Услуги ЖКХ, оплата пошлин, штрафов и т.д. осуществляются негосударственными организациями. Без использования информационных систем поставщиков начислений, банков функционирование электронного правительства не может существовать полноценно, — считают в операторе. — В этом смысле дополнительные сервисы иных организаций, не подменяющие, а дополняющие возможности государственных систем, необходимо всячески приветствовать. Естественно, что подключение таких сервисов должно проводиться по решению государственных заказчиков».

Риски передачи на аутсорсинг государственных ИТ-систем недавно материализовались в Украине, где попытка Минюста отказаться от услуг коммерческого подрядчика привела к отключению ключевых реестров и, как следствие, блокировке работы целого ряда ведомств. Так или иначе, дальнейшая стратегия Минкомсвязи заключается в том, чтобы обеспечить независимостьинфраструктурыэлектронного правительства от оператора эксплуатации, говорил на недавнем круглом столе CNews директор департамента развития электронного правительства министерстваАлексей Козырев. Правда, о конкретных шагах в этом направлении пока не известно.

Перечень системинфраструктурыэлектронного правительства, обслуживаемых «Ростелекомом» по контракту с Минкомсвязи

Система (услуга)НазначениеКоличественные характеристики в период оказания услуги (сентябрь – декабрь 2013 г.)Оборудование и ПО
Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) Расположен по адресу gosuslugi.ru. Обеспечивает доступ физических и юридических лиц к сведениям о госуслугах и функциях, а также предоставление их в электронной форме. Количество поданных заявлений на оказание услуг (федеральных, региональных, муниципальных) – до 19 млн
Среднесуточное количество пользователей, посетивших ЕПГУ – до 500 тыс. 
Количество услуг, оказанных по 3, 4 и 5 этапам на ЕПГУ – до 17 млн
Максимальное количество пользователей, одновременно работающих с формами заявлений на ЕПГУ – до 3 тыс.
Закупка 2009 г.: 
Маршрутизаторы и система обнаружения вторжений Cisco, серверы HP, СХД, Hitachi, СУБД и др. ПО Oracle, средства защиты каналов связи АПКШ «Континент» 
Закупка 2010 г.: 
Серверы и ленточная библиотека IBM, Коммутатор сети хранения HDS Brocade, Коммутаторы системыбезопасностиJuniper, Система защиты от DDoS атак Arbor Peakflow, СЗИ персональных данных Stonesoft
Государственная электронная почтовая система (ГЭПС) Доступна на ЕПГУ. Служит для юридически значимого обмена электронными сообщениями между гражданами и частными организациями с одной стороны и госорганами с другой. Количество подключенных услуг (с уведомлениями через ГЭПС) – до 5
Количество отправляемых сообщений – до 170 тыс.
нд
Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) База идентификационных и персональных данных пользователей – физических лиц, индивидуальных предпринимателей и уполномоченных представителей юридических лиц. Также в состав ЕСИА входят программные и технические средства, обеспечивающие идентификацию и аутентификацию пользователей при доступе к различным государственным информационным системам (в частности, ЕПГУ). Подробнее о системе читайте в 68 номере журнала CNews, а также на сайте CNews.ru. Количество зарегистрированных пользователей (физических лиц, юридических лиц, иностранных граждан) – до 7,5 млн 
Количество зарегистрированных ИС – до 300 
Количество ИС, интегрированных с ЕСИА – до 125 
Количество запросов авторизации в ЕСИА – до 35 млн
нд
Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) Обеспечивает взаимодействие информационных систем органов власти через специальные сервисы. Количество участников СМЭВ (ФОИВ, РОИВ, ОМСУ, КО) – до 13 тыс. 
Количество ИС, зарегистрированных в СМЭВ – до 15 тыс. 
Количество зарегистрированных сервисов – до 700 
Количество транзакций СМЭВ (ФОИВ-ФОИВ, РОИВ-ФОИВ, РОИВ-РОИВ, КО-ФОИВ, ПГУ-ФОИВ) – до 1,4 млрд
Количество регистраций сервисов – до 700
Закупка 2009 г.: 
Серверы Sun и HP, СУБД и др. ПО Oracle, дисковый массив Hitachi, ленточная библиотека Sun, коммутатор Brocade
Закупка 2010 г.: 
Серверы IBM, коммутаторы HDS Brocade и Juniper, программно-аппаратные комплексы ViPNet Coordinator, СЗИ персданных Stonesoft и «КриптоПро CSP»
Система контроля и мониторинга функционирования электронного правительства (СКиМ) Обеспечивает гарантированную фиксацию сведений об электронных сообщениях в СМЭВ, действиях пользователей, системных событиях, как при взаимодействии внутренних компонент системы, так и при взаимодействии с внешними информационными системами, а также поиск зарегистрированных сервисов по набору признаков. Количество регулярных отчетов – до 10 нд
Единая система нормативно-справочной информации (ЕСНСИ) Предназначена для ведения реестра нормативно – справочной информации, используемой в государственных информационных системах, обеспечения доступа к ней информационных систем органов власти в соответствии с их полномочиями. Количество пользователей, зарегистрированных в системе (редакторы, операторы) – до 60 
Количество участников взаимодействия (интегрированные системы) – до 5 
Количество справочников (классификаторов) в системе – до 20 
Количество обновлений справочников (классификаторов) – до 5
нд
Информационно-платежный шлюз (ИПШ) Предназначена для сбора, обработки, хранения и предоставления информации по выставленным на пользователей ЕПГУ начислениям и оплаты указанных начислений. Количество платежей – до 300 000 
Общая сумма платежей, руб. – до 170 млн 
Количество поставщиков услуг – до 140 
Количество расчетных банков – до 5
Серверы Sun, СУБД Oracle, дисковые накопители Hitachi, коммутатор HDS Brocade
Система мониторинга функционирования центров общественного доступа и инфраструктуры общественного доступа (СМФЦ ИОД) Предназначена для дистанционного контроля и управления инфоматами в регионах, предназначенными для доступа к госуслугам в электронном виде. Количество терминалов в 83 субъектах РФ – до 500 
Количество обращений пользователей через инфоматы – до 1 млн
Серверы Kraftway, СЗИ персданных «КриптоПро CSP», ПО резервного копирования Oracle, коммутатор Linksys, инфоматы Kraftway.
Информационная система обеспечения взаимодействия мобильных устройств с инфраструктурой электронного правительства (СМУ) Обеспечивает доступ пользователей к сервисам Личного кабинета ЕПГУ, ИПШ и ЕСИА с мобильных устройств, рассылку пользователям ЕПГУ sms и e-mail, отправку push-уведомлений. Количество заказов услуг через СМУ – до 500 тыс. 
Количество скачиваний мобильных приложений из маркетов (Google Play, App Store, Windows Phone Store, Windows Store) – до 200 тыс.
нд
Экспертная система центров телефонного обслуживания (ЭС ЦТО) Предназначена для обеспечения информационной поддержки специалистов по работе с обращениями граждан и организаций по вопросам предоставления госуслуг (формирования массива знаний, поиска материалов, запись и хранение телефонных обращений граждан и т.д.). Количество пользователей – до 700
Количество публикаций в ЭС ЦТО – до 900
Серверы IBM, СХД HDS, ПО резервного копирования Symantec, ПО базы знаний Oracle, коммутаторы Juniper
Национальная платформа для распределенной обработки данных (НПРОД) Назначение системы – управление услугами по моделям SaaS, PaaS, IaaS и обеспечение возможности по развертыванию внешних частных облаков, публичного облака и гибридных облаков. Количество информационных систем Минкомсвязи, размещенных в НПРОД – до 30 нд
Информационная система головного удостоверяющего центра (ИС ГУЦ) Предназначена для обеспечения организации взаимного признания электронных подписей в едином пространстве доверия – ведения реестра аккредитованных в Минкомсвязи удостоверяющих центров, выданных и аннулированных квалифицированных сертификатов и т.д. Количество услуг – до 45 
Количество автоматических запросов к сервисам ГУЦ – до 90 млн 
Количество запросов на выпуск кросс-сертификатов, публикаций CRL-списков (аннулированных сертификатов) – до 900 
Количество проверок электронной подписи – до 400 тыс. 
Количество проверок статуса сертификата – до 60 млн
На ул. Удальцова: 
Ряд устаревших серверов, межсетевых экранов и рабочих станций на базе Intel Pentium 4, а также ряд современных серверов HP и Etegro, ПО Microsoft (Windows 2000, XP и Svr Std 2008, SQL 2000, Office 2003), «КриптоПро» и т.д. 
На ул. Сущевский вал: 
Серверы HP, ПО Microsoft Windows 2003 Server R2, «КриптоПро», межсетевые экраны Cisco и т.д.
Информационная система для анализа информации о государственных и муниципальных торгах на реализацию (продажу) в части Портала Госпродаж (ПГП) Предназначена для публикации и просмотра данных о проводимых торгах, контроля параметров торгов. Является инструментарием для формирования аналитической и статистической отчетности Количество организаторов торгов – до 35 тыс. 
Количество участников торгов – до 300 тыс. 
Количество торгов – до 250 тыс.
Закупка 2009 г.: 
Серверы HP и Sun, СУБД и др. ПО Oracle, дисковый массив Hitachi, коммутатор HDS Brocade 
Закупка 2010 г.: 
Серверы и ленточная библиотека IBM, коммутатор HDS Brocade, модернизация серверов Sun
Федеральный реестр государственных услуг и муниципальных услуг (ФГРУ) Предназначен для сбора и хранения информации о порядке предоставления госуслуг, а так же консолидации, классификации и анализа информации о порядке их предоставления из различных реестров. Количество ведомств-участников – до 60 тыс. 
Количество услуг, внесённых в ФРГУ – до 100 тыс. 
Количество пользователей – до 1,4 тыс.
Серверы, коммутатор и СХД IBM, АРМ Lenovo
ГАС «Управление» (ГАСУ) Предназначена для обеспечения информационно-аналитической поддержки принятия высшими органами власти решений в сфере госуправления, а также при планировании их деятельности, осуществления мониторинга, анализа и контроля исполнения принятых решений и т.д. Количество интегрированных информационных систем – до 16 
Количество зарегистрированных пользователей – до 2,5 тыс. 
Количество отслеживаемых показателей в информационных системах – до 6 тыс. Количество запросов – до 2,5 тыс.
Закупка 2009 г.: 
Серверы HP, ПО резервного копирования Symantec, антивирус «Лаборатория Касперского», СУБД Oracle, аналитическое ПО «Прогноз», СХД EMC, коммутаторы и маршрутизаторы Cisco 
Закупка 2010 г.: 
Серверы IBM и HP, коммутаторы Brocade, ленточная библиотека IBM
АИС «Управление ведомственной и региональной информатизацией» (УВиРИ) Обеспечивает автоматизацию деятельности по координации расходования бюджетных средств органов власти на использование информационных технологий. Количество пользователей – до 850 
Консультирование органов власти – до 1,2 тыс. 
Количество публикаций планов информатизации – до 180 
Количество запросов на публикацию документов в подсистеме «Портал» – до 250 
Количество запросов на изменение от органов государственной власти – до 200
Закупка 2009 г.: 
Серверы Sun и HP 
Закупка 2010 г.: 
Серверы и ленточная библиотека IBM, СЗИ StoneGate и «Алтекс-софт», ПО Symantec
Программно-аппаратная инфраструктура, предоставляемая как сервис (ПАИС) Является собственностью «Ростелекома». Предоставляется Минкомсвязи для размещения информационных систем. Количество информационных систем заказчика – до 30 
Максимальное количество суммарного объема оперативной памяти, предоставляемых ПАИС – до 4 141 ГБ 
Максимальное количество физических процессоров (ядер), предоставляемых ПАИС – до 656 шт. 
Максимальный совокупный объем системы хранения данных (raw-емкость), предоставляемых ПАИС – до 101 ТБ
нд
Сервис «Формирование и отправка «Почтой России» кодов активации пользователям ЕПГУ (Сервис Почта России) Обеспечивает печать и отправку писем гражданам, зарегистрировавшимся на ЕПГУ Количество отправленных писем (шт./мес.) – до 600 тыс. нд
Шлюз рассылки СМС Обеспечивает отправку SMS, формируемых ЕПГУ, клиентам мобильных сетей об изменении статуса заявок. Количество отправленных SMS (шт./ мес.) – до 800 тыс. нд
Комплексный сервис по предоставлению «Региональной Инфраструктуры Электронного Правительства» Включает сервисы «Региональный портал госуслуг», «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия», «Типовое решение межведомственного взаимодействия (ТРМВ)» и др., предназначенные для информационно-технологического обеспечения оказания госуслуг в электронном виде. Предоставляется для всех 83 регионов России. Права на все сервисы, аппаратные и программные средства, используемые при оказании комплексного сервиса, принадлежат «Ростелекому». Количество поданных заявлений на оказание услуг по 83 субъектам РФ (региональных, муниципальных) – до 80 тыс. 
Количество услуг, оказанных по 3, 4 и 5 этапам на РПГУ по 83 субъектам РФ – до 30 тыс. 
Количество зарегистрированных сервисов РСМЭВ – до 200 
Количество транзакций РСМЭВ (РОИВ-ФОИВ, РОИВ-РОИВ, КО-ФОИВ) – до 2,5 млн 
Количество ТРМВ – до 83 
Количество сведений ФОИВ, доступ к которым осуществляется посредством адаптеров в рамках сервиса – до 120 
Количество сервисов для ФОИВ – до 22
нд
Тестовый центр обработки данных инфраструктуры электронного правительства (ТЦОД) Предназначен для выполнения плановых и внеплановых работ по отладке и тестированию функциональных и инфраструктурных возможностей систем инфраструктуры электронного правительства (ЕПГУ, СМЭВ, ЕСИА и др.). Количество тестирования релизов – до 90 
Количество тестовых сред, размещенных в ТЦОД – до 15 
Максимальное количество суммарного объема оперативной памяти, предоставляемых ТЦОД – до 1 506 ГБ 
Максимальное количество физических процессоров (ядер), предоставляемых ТЦОД – до 332 шт. 
Максимальный совокупный объем системы хранения данных (raw-емкость), предоставляемых ТЦОД – до 48 ТБ
нд
Услуги системы автоматизированных рабочих мест Центров продаж и обслуживания клиентов (АРМ ЦПОК) по выдаче кода активации Личного кабинета ЕПГУ В рамках предоставления услуги обеспечивается выдача кода активации Личного кабинета ЕПГУ и консультирование пользователей. Сама система АРМ ЦПОК является собственностью «Ростелекома». Количество АРМ ЦПОК (во всех регионах РФ) – до 100 
Количество выданных кодов активации личного кабинета ЕПГУ – до 450 тыс.
нд

Источник: CNews Analytics, 2013

Полную версию статьи читайте в свежем номережурнала CNews

С текстом контракта на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства, заключенного между Минкомсвязи и "Ростелекомом", можно ознакомитьсяздесь.

http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/11/20/550526_2


Тэги:   #информационное общество. электронное правительство  

0