УЭК для регионов: как снизить затраты и повысить качество
Для стимулирования развития проекта «Универсальная электронная карта» уполномоченная организация предлагает регионам создавать совместные предприятия на условиях частно-государственного партнерства. Такая форма участия позволяет субъекту федерации снизить затраты на распространение УЭК и обеспечить населению набор социально значимых сервисов.
Государственный мега-проект «Универсальная электронная карта» (УЭК), призванный обеспечить доступ граждан к широкому спектру государственных, муниципальных и коммерческих услуг, постепенно выходит на заданную орбиту. С начала 2013 г. стартовал заявительный порядок выдачи карт, а с 2015 г. их получение станет обязательным.
Напомним, что инфраструктура УЭК должна стать основой для еще более масштабного проекта – выдачи электронных паспортов граждан России. Но порог вхождения в проект УЭК для многих региональных бюджетов оказался слишком высоким. Чтобы подключить к государственной инициативе как можно больше субъектов, обеспечить развитие инфраструктуры и дать импульс распространению услуг электронного правительства, уполномоченная организация разработала специальную инвестиционную программу, которая предполагает создание в регионах Единых центров процессинга и биллинга (ЕЦПиБ) в форме совместного предприятия.
Проект на паях
Инвестиционную модель, предполагающую совместное создание в регионах Единых центров процессинга и биллинга, предложили «УЭК» и ее основной акционер Сбербанк России. Юридическая форма ЕЦПиБ – открытое акционерное общество. На базовых условиях формирования акционерного капитала федеральной уполномоченной организации «УЭК» принадлежит 50% + 1 акция. Соответственно, на долю регионального правительства может приходиться до 50% - 1 акция. Финансирование может проводиться и путем привлечения заемных средств.
Возможны варианты, когда «УЭК» при поддержке Сбербанка берет на себя часть финансирования со стороны субъекта и тем самым увеличивает свою долю в СП. Кроме того, в состав акционеров могут быть приглашены третьи лица. Полученный в ходе деятельности ЕЦПиБ доход направляется на развитие проекта УЭК в регионе. В частности, вырученные средства могут идти на эмиссию новых карт, совершенствование инфраструктуры для сбора заявлений, выдачи и обслуживания карт.
Вступая в управление совместным предприятием, акционеры берут на себя ряд обязательств. «УЭК» и Сбербанк со своей стороны должны обеспечить предоставление централизованных информационных сервисов: эмиссия универсальных электронных карт, начисление платежей за услуги ЖКХ, безналичные расчеты за транспортные услуги, развитие портала УЭК для предоставления гражданам различных услуг. Используя разветвленную региональную сеть отделений Сбербанка, можно организовать пункты приема заявлений, выдачи и обслуживания универсальных карт. Кроме того, Сбербанк и другие банки-участники единой платежно-сервисной системы предоставляют свои устройства самообслуживания для пользователей УЭК.
Правительство субъекта со своей стороны берет на себя обязательства по внесению денежных средств и других активов в капитал ЕЦПиБ в соответствии со своей долей участия. Также региональный орган власти разрабатывает и утверждает необходимые нормативно-правовые акты, перечень региональных и муниципальных электронных приложений универсальной электронной карты, а также меры по стимулированию развития сервисов ЕЦПиБ.
Проверенные технологии для сервисов
При создании ЕЦПиБ используются апробированные информационные технологии. Все процессы работы с едиными расчетно-кассовыми центрами, управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и другими субъектами автоматизируются (мониторинг рынка, формирование единого платежного документа, расщепление платежей, личные кабинеты клиента, сборщика платежей, поставщика услуг и других участников системы).
В Едином центре процессинга и биллинга реализуется учет различных форм оплаты услуг (наличными в кассе, через терминалы и банкоматы, через Интернет, с помощью мобильного телефона). Универсальная карта может использоваться как единый идентификатор для просмотра задолженностей по различным услугам и для оплаты услуг ЖКХ.
Благодаря терминальному режиму работы предъявляются минимальные требования к качеству каналов связи (это очень актуально для отдаленных районов) и рабочим местам пользователей. Администрирование и поддержка работоспособности системы осуществляются централизованно. Процессинговое решение размещается в собственном центре обработки данных ЕЦПиБ или в ЦОДе «УЭК». Предоставление сервисов проходит по «облачной» модели SaaS («ПО как услуга»).
УЭК на службе ГИС ЖКХ
В ближайшее время в России начнется создание Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Системный законопроект может быть утвержден в Госдуме до окончания осенней сессии 2013 г. Согласно проекту, ГИС ЖКХ будет содержать информацию о состоянии жилищной сферы, сфер предоставления коммунальных услуг и поставки коммунальных ресурсов, а также технические средства сбора, обработки и предоставления указанной информации.
ЕЦПиБ в регионе может быть использован как платформа для создания региональной информационной системы в рамках ГИС ЖКХ. По замыслу руководства «УЭК», такой подход поможет информационно-аналитическому освещению работы масштабной системы ЖКХ, обеспечит доступность и открытость информации, поддержит принцип однократности и универсальности ввода данных, обеспечит принятие управленческих решений, повысит эффективность взаимоотношений хозяйствующих субъектов и обеспечить прозрачность системы осуществления платежей.
Информационная система ЖКХ в рамках ЕЦПиБ должна будет выполнить четыре основные функции: расчет производимых начислений, формирование единого платежного документа, расщепление платежей, мониторинг информационных потоков. ЕЦПиБ также может включать в единую платежку результаты начислений сторонних центров начисления платежей.
Транспортный поток
Вторым важным направлением в рамках проекта создания регионального ЕЦПиБ выступает транспортный сервис. Его расчетная схема предполагает оплату и учет проезда с помощью транспортного приложения универсальной электронной карты. Карта может быть использована как транспортный «электронный кошелек», когда на нее вносится та или иная денежная сумма, либо на нее может быть «записано» определенное число поездок. Карта также может использоваться как корпоративный, льготный или социальный проездной.
Внедрение транспортной системы дает ряд преимуществ всем заинтересованным сторонам. Для органов исполнительной власти участие в таком проекте означает возможность стопроцентного учета оплаты проезда, персонифицированного учета льготных категорий пассажиров, мониторинг всего пассажиропотока (как следствие, возможность анализа по категориям, маршрутам, времени суток и т.д). Кроме того, власть получает средство для компенсации фактических затрат транспортным предприятиям за обслуживание льготников, возможность экономии на изготовлении бумажных проездных документов. Еще одно преимущество –возможность привлечения инвестиций в социально значимую транспортную сферу на условиях государственно-частного партнерства.
По оценкам уполномоченной организации «УЭК», перевозчикам присоединение к системе учета и оплаты проезда на транспорте приносит рост доходов на 15-30% за счет увеличения собираемости. Также транспортники минимизируют число безбилетников и получают гарантированную компенсацию за перевозку льготных категорий граждан, защищаются от мошенничества и хищений со стороны персонала своих предприятий. Перевозчики могут вести собственный учет пассажиропотока и по результатам анализа полученных данных оптимизировать маршруты.
Наконец, жители региона, где будет работать транспортная система на базе ЕЦПиБ, получают различные варианты тарифов для различных категорий, удобство оплаты благодаря наличию широкой сети пунктов пополнения (включая инфраструктуру Сбербанка).
Широкий спектр возможностей
Помимо двух социально значимых приложений, на базе Единого центра процессинга и биллинга для жителей субъекта федерации может быть реализован процесс получения социальной помощи - как в виде денежных выплат, так и в качестве немонетизируемых льгот. Кроме того, владельцы УЭК смогут получать дополнительные сервисы. Среди них медицинский (возможность удаленной записи к врачу, электронный рецепт, фиксация посещений поликлиник и т.д.), образовательный (доступ в учебные заведения по карте УЭК, получение книг в библиотеке, родительский контроль расходования средств школьником, электронный дневник), социально-культурный (доступ в музеи, театры, на концерты, покупка электронных билетов) и спортивный (запись на секции, расписание занятий, бронирование спортзалов) сервисы.
Коммерческие компании также могут присоединиться к региональному проекту и использовать инфраструктуру УЭК для предоставления скидок и бонусов потребителям своих товаров и услуг, разрабатывать специальные категории для различных категорий граждан.
Программа в действии
Типовая дорожная карта проекта ЕЦПиБ предусматривает проведение подготовительного этапа в течение 5 мес (создание рабочей группы, подписание протокола, разработка бизнес-плана, подписание акционерных документов, оплата и регистрация отчета о выпуске ценных бумаг). Запуск транспортного проекта в регионе может занять от 4 мес, а проекта в сфере ЖКХ – от 7 мес.
За первые несколько месяцев действия инвестиционной программы для участия собрано 64 анкеты субъектов. В 48 регионах проводится анализ инвестиционной привлекательности с точки зрения создания Единых центров процессинга и биллинга. 14 субъектов находятся в стадии согласования условий создания ЕЦПиБ. 13 регионов уже утвердили «дорожные карты» с конкретными шагами по реализации проектов, подписали соглашения о создании ЕЦПиБ, либо организовали рабочие группы по их созданию. На сегодня реализованы 4 сделки.
Так, создаваемый ЕЦПиБ Орловской области будет осуществлять формирование начислений за жилищные и коммунальные услуги с выпуском единого платежного документа, а также процессинг платежей по безналичной оплате проезда на транспорте, включая обслуживание льготных категорий граждан. В уставном капитале ОАО «УЭК» принадлежит 75% -1 акция, а 25%+1 акция принадлежит государственному унитарному предприятию «Межрегиональное бюро технической инвентаризации», которое выступает от имени Правительства Орловской области.
В конце сентября 2013 г. соглашение о создании ЕЦПиБ на территории Ярославской области подписали губернатор регионаСергей Ястребови президент «УЭК»Алексей Попов. По словам губернатора, внедрение технологий, используемых универсальной электронной картой, позволит контролировать адресное и своевременное поступление социальной помощи населению региона и обеспечить единую платформу для предоставления транспортных услуг. Также УЭК поможет навести порядок в сфере оплаты услуг ЖКХ. Таким образом, внедрение универсальной электронной карты позволит получить хороший экономический эффект по расходованию средств регионального бюджета. Кроме того, выпуск электронных карт должна послужить хорошим импульсом для распространения услуг электронного правительства и в ближайшей перспективе оказать серьезное влияние на увеличение доли безналичного денежного обращения в регионе.