Через пять лет 70 % россиян смогут пользоваться госуслугами в интернете
К 2018 году гражданам станет намного проще пользоваться государственными услугами. Вопросы, связанные с повышением качества государственных информационных систем, а также пути к достижению цели ближайшей пятилетки, обсуждались 2 октября 2013 года в рамках Первой всероссийской конференции «Инновационные методы повышения качества государственных информационных систем». Конференция проходила в рамках деловой программы VI Петербургского международного инновационного Форума.
Мероприятие было огранизовано Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В создании программы конференции в качестве экспертов со стороны разработчиков участвовали компания «Нетрика»* и Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр.
На конференции обсуждались вопросы повышения качества работы информационных систем, а также проблемы внедрения новых государственных электронных сервисов и взаимодействия госзаказчиков.
В числе спикеров выступили: советник министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - Дмитрий Сатин, заместитель директора департамента координации информатизации Минкомсвязи РФ - Роман Урнышев, ответственный секретарь Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по развитию информационного общества Александр Шепилов, Иван Громов, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга и многие другие.
Дмитрий Сатин – модератор конференции - заявил об актуальности темы в самом начале. Он подчеркнул, что для повышения качества жизни сограждан, качество информационных систем госорганов играет решающую роль.
Согласно Указу Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, должна составить к 2018 году не менее 70 %. Для достижения данной цели, по словам Романа Урнышева, необходимо переходить к более простым и понятным для потребителей сервисам. Он сообщил, что необходимо выработать методологию, определить «акценты» в части информатизации. В качестве положительного примера Роман рассказал об опыте Ивановской и Ярославской областей, где ведутся два пилотных проекта, цель которых - разработка методов и практик, которые могут способствовать повышению качества предоставления госуслуг в электронном виде, повышению юзабилити при обращении граждан на порталы госорганов.
Александр Шепилов в своем выступлении затронул тему развития электронного правительства в Российской Федерации. Он заявил об отсутствии системного проекта электронного правительства, а именно - отсутствии архитектуры с четким перечнем информационных систем, которые в нее входят, а также об отсутствии стандартов взаимодействия и обмена информацией. В числе проблем он также перечислил отсутствие взаимодействия между государственными ведомствами. По его словам, процесс взаимодействия очень важен, т.к. он влияет на корректность работы всей инфраструктуры.
В ходе обсуждения участники конференции неоднократно акцентировали внимание на нехватке технологических стандартов в рамках информационных систем, а также нехватке единой организации со стороны госзаказчика, которая могла бы заниматься разработкой технических заданий по созданию информационных систем для госорганов, а также контролировать процессы работы.
Разработчики ИТ-решений активно поддерживают эту идею. Так, по словам генерального директора ООО «Нетрика» Артема Мошкова, основная задача государственного заказчика в вопросе повышения качества информационных услуг – это разработать, внедрить и развить такую систему, которая не только будет соответвовать требованиям законодательства, но и удовлетворит потребности пользователей. Для решения данной задачи он указал на необходимость использования проектного подхода при создании государственных систем.
В результате конференции был достигнут ряд договоренностей, направленных на повышение качества государственных информационных систем и улучшение их эргономики. Было принято решение сформировать и рекомендовать к включению во все технические задания на создание и модернизацию государственных информационных систем перечня методических рекомендаций и ГОСТов, определяющим требования к эргономике. Также, участники пришли к необходимости разработать рекомендации по организации и использованию проектного офиса для управления проектами по созданию и модернизации государственных информационных систем в рамках всех заключаемых контрактов.
*OOO «Нетрика» (Netrika) – российский разработчик программного обеспечения и системный интегратор. Решения, разработанные компанией, позволяют автоматизировать различные сферы деятельности от государственных закупок до полного комплекса государственных услуг. Netrika разрабатывает и внедряет комплексные интеграционные платформы в сферах здравоохранения, образования, судебной системы, ЖКХ.
Ксения Садовская
-
Дмитрий Сатин это нравится