Законное открытие

Автор: Ксения Садовская 11 июня 2013 г. 13:46:11 3 287   0

Владимир Путин подписал закон, который вносит в законодательство изменения, направленные на обеспечение открытости деятельности госорганов. Эксперты отрасли в целом позитивно восприняли эту инициативу, однако выражают обеспокоенность размытостью формулировок и не совсем корректной терминологией.

Президент подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Подписанный закон направлен на дальнейшую реализацию политики по обеспечению открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В частности, предусмотрено, что такая информация предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в интернете в форме открытых данных. Данный формат размещения допускает автоматизированную обработку указанной информации без предварительных изменений человеком для ее повторного использования.

Информация в форме открытых данных размещается в интернете с учетом требований российского законодательства о государственной тайне и о персональных данных. В случае, если размещение информации может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, или нарушению прав субъектов персональных данных, ее размещение в форме открытых данных должно быть прекращено. Порядок отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой в форме открытых данных, состав общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также порядок обязательного размещения указанными органами такой информации в форме открытых данных устанавливаются правительством РФ.

Правительство также определяет случаи, при которых доступ к информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации /ЕСИА/, а также порядок использования указанной системы. 

Эксперты отрасли в целом весьма позитивно восприняли появление такого закона. По словам директора центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаила Брауде-Золотарева, главная ценность документа — сам факт того, что раскрытие данных теперь узаконено. "Я высоко оцениваю этот закон, потому что он создает возможность для бизнеса и простых граждан получать от власти те данные, которые им необходимы", — рассказал он в беседе с корр. ТАСС-Телеком. Вместе с тем, Брауде-Золотарев обеспокоен не вполне корректными определениями и размытостью формулировок, что может привести к произвольным трактовкам и запретам на раскрытие той или иной информации. 

Помимо этого, опасение у экспертов вызывает и отсутствие в законе требований по свободе и бесплатности доступа к открытым данным. "Финальное определение неполно и не декларирует свободы и бесплатности использования открытых данных. Также в законе есть положение, по которому доступ к части данных может быть закрыт через ЕСИА и доступен только по авторизации через портал госуслуг. Это, конечно же, не открытые данные", — считает директор НП "Информационная культура" Иван Бегтин. С этим согласна и генеральный директор агентства "Стратег" Екатерина Аксенова. "Слабая сторона документа состоит в том, как определяются открытые данные. В этом определении нет идеи общедоступности данных без всяких дополнительных условий. То есть, можно будет ограничивать доступ к наборам важных данных обязательной регистрацией или выполнением еще каких-либо условий. А это уже не открытость", - рассказала она корр. ТАСС-Телеком. Аксенова также указала на расплывчатость определений, которые могут вольно трактоваться. "Настоящие у нас будут открытые данные или так, будет зависеть от уровня понимания этой темы заказчиком и исполнителем", — резюмировала она. 

Впрочем, что касается формулировок, это может быть исправлено последующими подзаконными актами, созданием которых займется, по мнению Брауде-Золоторева, Минкомсвязь и Минэкономразвития. На корректировки, считает эксперт, уйдет несколько месяцев. Бегтин выразил надежду, что в подготовке подзаконных актов примет участие и Совет по открытым данным. 

"Главным плюсом принятого закона является то, что теперь публикация данных в формате открытых данных является обязательной. Главным минусом — терминологическая слабость и то, что определение открытых данных в законе расходится общепринятым", — уверен Бегтин. "Главное — то, что теперь открытые данные являются обязательными к публикации, — согласна Аксенова. — К сожалению, все, что необязательно, обычно остается невыполненным, так что для появления серьезной инфраструктуры открытых данных нужен именно такой подход". 

Тема открытых данных обсуждается последнее время постоянно и при этом на самом высоком уровне. На прошлой неделе о необходимости единого портала открытых данных говорил премьер-министр России Дмитрий Медведев. Глава правительства тогда выразил надежду на то, что единый портал открытых данных не только будет запущен в ближайшее время, но и заработает "в достаточной мере эффективно". 

http://www.tasstelecom.ru/articles/one/3874






Тэги:   #Владимир Путин   #информационное общество. электронное правительство  

0