О межведомственном взаимодействии в Питере

Автор: Ксения Садовская 21 мая 2013 г. 17:25:55 Регион: г. Санкт-Петербург 3 817   0
По данным Смольного, почти 100% госуслуг в Петербурге можно получить в электронном виде, но в большинстве случаев общаться с госорганами приходится по старинке. Слаженного межведомственного взаимодействия ведомств и служб пока не выходит. Несмотря на миллиардные инвестиции, "электронное правительство" — это скорее некий чиновничий речевой оборот времен президентства Дмитрия Медведева, нежели эффективно работающая система.

 

Электронное правительство (англ. e-Government) — система, при которой госорганы предоставляют информацию и услуги, максимально используя информационные технологии, в том числе интернет. Личное общение в этом случае минимизировано, а главная цель — простота и удобство в общении с государственными службами. 

На федеральном уровне более двух лет назад был запущен портал государственных услуг www.gosuslugi.ru. Главная петербургская площадка e-Government — портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга www.gu.spb.ru. На сайте работает интерактивный сервис "Электронная приемная", который предусматривает возможность получения документов через интернет. По данным правительства Санкт-Петербурга, сейчас в электронном виде доступно почти 100% госуслуг. В "Электронной приемной" доступно менее трети из 460 услуг, информация о которых есть на сайте www.gu.spb.ru. 

Через сервис можно отправить документы для получения водительского удостоверения, разрешения на ввод объектов капитального строительства, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, разрешения на строительство объектов ИЖС; можно получить номерок к врачу или записать ребенка в детский сад. Всего в перечне 163 услуги. Чаще всего россияне через порталы госуслуг оплачивают услуги ЖКХ, оформляют загранпаспорта, платят налоги и записываются к врачу. 

Схема действия может отличаться, но в целом процедура такова. Необходимо заполнить и подать заявку, приложить необходимые документы в электронном виде, получить уведомление от портала с указанием адреса и даты приема в ответственном органе, явиться на прием. 

Часть услуг можно получить только через федеральный портал. К примеру, заявление на загранпаспорт в электронном виде принимают только таким образом. Чтобы использовать ресурс, предстоит пройти регистрацию. Необходимо будет подтвердить личность. Сделать это можно с помощью кода активации, который можно получить почтовым отправлением через ФГУП "Почта России" или лично в Центре продаж и обслуживания клиентов ОАО "Ростелеком". Подтвердить личность можно также с помощью электронной подписи. 

Пока в интернете доступны не все услуги, город развивает сеть многофункциональных центров. МФЦ принимают запросы от жителей, переводят их в электронный вид, направляют в нужные инстанции и выдают результат заявителю. За первые три месяца 2013 года 525,2 тыс. петербуржцев воспользовались услугами МФЦ. Сейчас таких центров более 30. В ближайшей перспективе их количество будет увеличено. Создание одного окна для приема в таких центрах обходится примерно в 1,5 млн рублей. 

Цена вопроса

 

В России есть два региона, преуспевших в развитии электронных услуг населению. Это Москва и Татарстан. По словам генерального директора ГК "Корус Консалтинг" Александра Семенова, хотя в Санкт-Петербурге существует достаточно большой круг IT-компаний, которые могли бы предлагать услуги по реализации таких проектов в СЗФО, город пока отстает от лидеров. Президент ассоциации "Руссофт" Валентин Макаров говорит, что за долгие годы пребывания на посту главы Валентины Матвиенко даже известные мировые компании, входящие в "Руссофт", крайне редко привлекались к городским проектам. "Город как-то обходился без их мировой компетенции. Хотя жаль, много времени потеряно. Еще больше потеряно городских денег", — сетует господин Макаров. 

На реализацию в Санкт-Петербурге плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства на 2010-2012 годы было затрачено более 10 млрд рублей, в том числе 2 млрд рублей по статье "Формирование электронного правительства". Есть проект программы развития информационного общества Санкт-Петербурга на 2013-2016 годы. Прогнозируется, что совокупный объем ассигнований по программе составит около 45 млрд рублей, из которых более 10 млрд рублей значится в статье "Развитие электронного правительства". Еще почти 4 млрд рублей по задаче "Формирование электронного правительства" в качестве бюджетных ассигнований предусмотрено постановлением городского правительства от 13.09.2011 N 1325 "Об основных направлениях деятельности правительства Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Средства на мероприятия, касающиеся формирования в городе электронного правительства, содержатся и в других статьях городского бюджета. 

Александр Семенов считает, что на данном этапе невозможно полноценно обсуждать эффективность инвестиций и их действительную отдачу и окупаемость. Просто потому что проекты находятся еще в стадии реализации, и сейчас идет процесс перехода количества потраченных ресурсов и усилий в качество, выраженное в доступности соответствующих сервисов. 

Согласно упомянутому выше проекту программы развития информационного общества, к 2017 году Петербург должен занять 16-е месте в рейтинге субъектов по уровню использования технологий электронного правительства в органах исполнительной власти. По итогам этого года город рассчитывает на 19-ю позицию. Долю электронного документооборота между органами власти в общем объеме предстоит увеличить с 20% по итогам 2012 года до 35% в этом году и до 70% к окончанию программы. 

Не в коня корм

 

Количество пользователей федерального портала электронных госуслуг в 2012 году выросло в пять раз по сравнению с 2011 годом. Сейчас у портала более 15 млн пользователей и 4 млн зарегистрированных личных кабинетов. 

Если верить данным статистики, в прошлом году через портал Санкт-Петербурга в госорганы в общей сложности поступило 106,3 тыс. обращений, за прошедший период 2013 года — 49,6 тыс. При этом, к примеру, УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по итогам 2012 года выдало 223,1 тыс. заграничных паспортов. По мнению советника департамента координации информатизации Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Романа Урнышева, надо не только создать возможность получения электронной услуги, но и сделать все возможное, чтобы люди за ней стали обращаться. 

В Смольном уверены, что услугами электронного правительства станут больше пользоваться после введения в обиход универсальной электронной карты (УЭК). Проект был запущен в конце прошлого года. Сейчас, по данным городского комитета по информатизации и связи, выдано около 600 карт, еще 1,4 тыс. заявлений обрабатываются. В 2011 году прогнозировалось, что к концу 2013 года доступ к госуслугам в электронном виде с помощью универсальной электронной карты будут иметь 2,5 млн человек. Вероятно, планы не сбудутся. Сейчас выпуск УЭК производится по централизованной квоте в 3 тыс. штук, которая финансируется за счет федерального бюджета. Возможно, будет выделено дополнительное региональное финансирование, но не более чем на выпуск 100 тыс. УЭК. Интересно, что к процессу развития электронного правительства подключились банковские структуры, предлагающие карты с электронной подписью. Пока опция доступна только клиентам нескольких банков. Но планируется, что в ближайшее время карту станут выдавать примерно 30 банков. 

Свободные дни в подарок

 

По результатам исследования Фонда общественного мнения (ФОМ), 68% россиян никогда не пробовали получить госуслуги через интернет. Более того, 43% из них не имеют никакого желания этим заниматься. Чаще всего из-за неумения или нежелания пользоваться компьютером, недоверия к интернету или привычки к личному общению. 

Но преимущества не очевидны и для активных пользователей сети. Около 20% продвинутых "интернетчиков", которые приняли участие в исследовании ФОМ, не пожелали связываться с госорганами через интернет. 

В ОАО "Ростелеком", которое является официальным оператором порталов госуслуг, подсчитали, что благодаря Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) очереди в стране сократились на 200 тыс. км, а в сумме СМЭВ подарила россиянам около 30 млн свободных дней, которые им не пришлось тратить на получение документов в госорганах. 

По мнению Валентина Макарова, несмотря на то, что внедрение ряда услуг, таких как оформление паспортов или оплата налогов, идет опережающими темпами, уровень межведомственного взаимодействия в целом, по его словам, оставляет желать много лучшего. "Эта проблема связана не с техникой, а с нежеланием потери полномочий и денег", — считает он. 

Официальных индикаторов уровня развития электронного правительства, по словам специалистов, нет. С точки зрения общей концепции электронного правительства оценивать эффективность проведенной работы и затраченных средств логично не по количеству обращений, а по уровню удобства и комфорта россиян. Эксперты полагают, что именно такой оценки и не хватает. "Чиновники отчитываются внедренной системой и количеством обращений. Качественно рост числа запросов говорит о том, что это удобнее и дешевле, чем стоять в очередях. Но лучше отчитываться отношением снижения суммарных затрат времени на получение информации в государственной системе к суммарной стоимости внедрения и поддержки функционирования этой системы. Это соотношение надо измерить и сравнить с аналогичными существующими системами мира", — считает Валентин Макаров. 

Книга отзывов и предложений на петербургском портале, созданная для определения "узких мест", демонстрирует, что таковых в системе на данный момент довольно много. "Критический фактор — удобство использования соответствующих сервисов. Сейчас картина прямо противоположная — даже тем, что есть, зачастую пользоваться элементарно неудобно", — утверждает Александр Семенов. 

В дальнейшем многое будет зависеть от организации процесса. "Если будет продолжена линия на выбор 1-2 ключевых поставщиков, как это было в Минкомсвязи всего несколько лет назад, все затянется на годы, будет вызывать протесты игроков рынка и приводить к переделке систем", — опасается Валентин Макаров. Если на равных смогут участвовать все, основной этап автоматизации и установления межведомственного взаимодействия пройдет оперативно. 

В Кремле считают, что на федеральном уровне механизм электронного правительства уже действует. Теперь слово за регионами и муниципалитетами. В Южной Корее процесс внедрения базовой системы электронного правительства занял 30 лет. Германии и Франции на это потребовалось примерно 20 лет. Для России точкой отсчета можно считать 2002 год, когда была принята федеральная целевая программа "Электронная Россия". Планируется, что основные электронные услуги будут реализованы в 2015 году и доработаны до 2018 года. Таким образом, для 70% населения общение с госорганами в сети к 2018 году должно стать привычным делом. По крайней мере, в воображении чиновников. 
http://www.kommersant.ru/doc/2192462
 






Тэги:   #СМЭВ   #информационное общество. электронное правительство  

0