В России появится call-центр для инвалидов

Автор: Роман Урнышев 8 октября 2012 г. 19:45:14 1 004   0

По просьбе правительства Агентство стратегических инициатив внедрит систему оперативной помощи людям с ограниченными возможностями и пожилым

В течение трех лет в 11 регионах России появятся современные call-центры, обратившись в которые недееспособные граждане получат доступ ко всем видам медицинской и социальной помощи.

Исполнителем программы, получившей название «Система заботы», станет Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое просит у государства на выполнение программы около 1,5 млрд рублей.

Эта система предполагает создание целой службы, у которой будет полный объем информации о тех россиянах, которые находятся под ее опекой. Работники «горячих линий» смогут в любой момент перенаправить звонок нуждающегося в помощи пожилого человека скорой помощи, пожарным, полицейским, службам ЖКХ или МЧС. В случае если от человека давно не поступало информации, служащие call-центра свяжутся с его родственниками.

— У нас будет служба, которая все досконально знает про своих подопечных. Пожилой или инвалид нажимает тревожную кнопку и связывается с пунктом помощи. Там есть вся информация, база данных, знают о состоянии здоровья определенного человека, налажены контакты с родственниками. Если подопечный не отвечает дольше одних суток, то специалисты знают, кому позвонить и с кем связаться. И это поможет как самим участникам этой программы, так и социальным службам оперативно отреагировать, — рассказал Владимир Яблонский, директор направления АСИ — «Социальные проекты».

В настоящий момент такие «горячие линии» в тестовом режиме уже работают в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Но уже в ближайшее время это новшество появится в Москве, Пскове, Петрозаводске и Нижнем Новгороде. Всем желающим поучаствовать в эксперименте придется раскошелиться на установку технического оборудования, а также на ежемесячную абонентскую плату.

При поддержке правительства АСИ намерено добиваться разработки и принятия закона о внедрении «социально-медицинской тревожной кнопки» в каждый регион страны. У инициативы уже нашлись активные сторонники среди представителей нижней палаты парламента.

— Такой законопроект надо было давно принять. Ведь есть одинокие пенсионеры. Есть и те, у кого дети постоянно работают или живут в другом городе. И если дети любят своих родителей, то они даже заплатят за такую услугу, исходя из возможностей бюджета семьи. Тогда их родитель всегда будет под присмотром, в любой момент ему смогут вызвать помощь — медицинскую или какую-либо другую. Ведь пенсионер, сломавший руку или ногу, даже за хлебом не сможет сходить. В таких случаях он отрезан от жизни, — рассуждает депутат от фракции «Единая Россия» Раиса Кармазина. 

Однако у, казалось бы, идеальной системы есть и противники, причем среди медицинских работников, которых АСИ планирует привлекать к работе в первую очередь.

— Я боюсь, что это может превратиться в целевое использование большого количества денег. Неужели человек не может разобраться, куда ему надо позвонить — по 01, 02 или 03, — удивляется кардиолог Клиники факультетской терапии Антон Родионов. — Если течет кран, надо позвонить в диспетчерскую, если в квартиру воры лезут, то он должен 02 набрать. Если человек не может сделать такой выбор, то не уверен, что ему вообще стоит оставаться дома одному.

В свою очередь, социолог «Левада-Центра» Наталья Бондаренко считает, что для повсеместного внедрения такой системы call-центров в России недостаточно специалистов и слабо развита волонтерская база.

— Для таких центров одних врачей мало. Сама по себе идея создания call-центров отличная и очень современная. Но давайте дождемся ее реализации. Социальная сфера запущена очень. Всю систему надо кардинально реформировать, а не создавать модные примочки. Отношение к старикам и инвалидам у нас в обществе какое-то пренебрежительное. Они оказываются выброшенными из общества. Спрос на помощь огромный, но одним таким решением ситуацию нельзя переломить, — пояснила «Известиям» Бондаренко.

При этом на Западе система подобных call-центров более чем популярна, и с каждым годом желающих установить такую «тревожную кнопку» для пожилых родственников становится все больше. Более 50% пожилых людей успешно пользуются услугами «горячих линий», а помимо медицинской и социальной помощи, предоставляемой программой, одинокие пожилые люди и инвалиды могут пообщаться на любые темы с профессиональным психологом.


Фото: архив редакции газеты "Известия"






0