Возможность продолжения работ по переводу услуг в электронный вид через порталы госуслуг и АИС МФЦ

Автор: Геннадий Копаев 23 сентября 2015 г. 3:05:41 2 317   0

Снова и снова возвращаемся к этим темам. Очередным поводом послужило обсуждение электронных услуг на Консультативном совете по вопросам развития и эксплуатации инфраструктуры электронного правительства при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (28 августа 2015 г.) и последовавший разбор итогов с заказчиками из регионов. По моему мнению технологическая основа электронных услуг, предоставляемых с порталов госуслуг, и услуг, предоставляемых через АИС МФЦ, очень близки. Давайте кратко посмотрим на технологическую сторону, что такое электронная услуга:

  1. Система выбора услуги;
  2. Электронная форма на портале госуслуг или в АИС МФЦ, с опорой на справочники;
  3. Веб-сервис передачи сведений из портала или АИС МФЦ в ведомственную информационную систему (ВИС), соответственно веб-сервис приёма в ВИС и веб-сервисы передачи/приёма статусов;
  4. Маршрут исполнения услуги.

Первая задача решается просто и говорить о ней нет смысла. Четвёртая задача характерна только для ведомственных систем. Лично я считаю, что процессная система должна быть одним из ключевых элементов регионального уровня, но на практике этот подход используется чрезвычайно редко.

Поэтому проанализируем вторую и третью задачи. Рассмотрим их подробнее. Начнём с третьего пункта. Самый свежий документ - это «Протокол заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 17 июня 2015 г.» (п. III). В нём зафиксировано, что АИС МФЦ должен начинать общаться с федеральными ведомственными системами через веб-сервисы. То есть ситуация, когда есть универсальная карточка услуги и к ней прикладывается скан заявления, и получившийся пакет доставляется курьером, заканчивается. Передавать через сервис надо сложноструктурированные сведения, которые надо вводить с помощью сложной формы, зависящей от многих переменных. То есть вводить услугу теперь надо полноценно, как в ведомственной системе.

Сразу укажу своё мнение - на пути качественной реализации такого взаимодействия стоят значительные технологические сложности и средств на преодоление этих сложностей не хватает.

Приведу аргументы, обосновывающий данное утверждение.

1. Техническая сложность

Любая ведомственная система состоит из следующих крупных блоков - системы ввода, хранения, обработки данных, справочников, авторизации, интеграции. Мы сейчас рассматриваем подсистемы ввода, справочников, интеграции.

Подсистема ввода заявки в АИС МФЦ или портале должна быть достаточно развитой, включать поддержку разного типа сведений, получение информации из ЕСИА и/или справочника заявителей, уметь работать с комплексными динамически добавляемыми объектами (число которых заранее не известно, например, земельных участков), справочниками, учитывать множество законодательных нюансов.

При этом логика построения формы в реальных системах отличается. Мы не раз слышали от разработчиков форм на ЕПГУ комментарии - «так мы сделать не можем». Конечно, всё растёт и развивается, но всегда получается так - при столкновении с реальными задачами приходится модифицировать имеющийся Конструктор форм. В компании, в которой я работаю, за пять лет мы прошли такой путь - программирование форм, создание на основе Orbeon Forms, проектирование в нашей системе СИУМВВ, создание отдельной версии СИУМВВ для согласования логики форм портала с логикой форм ВИС Соцзащиты и опорой на региональную систему справочников. Помимо указанного опыта у нас есть экспертиза по IBM Lotus Forms, Microsoft Office InfoPath. Мы видим, что Конструктор форм не может быть бесконечно универсальным, чтобы с его помощью создать и заявку для Соцзащиты, для ПФР, для Комитета по архитектуре и градостроительству, ФНС. То есть невозможно кардинально снизить стоимость создания форм ввода сведений, всё равно приходится что-то допрограммировать.

Трудноразрешимая задача - использование справочников. Теоретически можно построить Единую систему нормативно-справочной информации, «обвязать» ведомственные системы веб-сервисами, создать на стороне АИС МФЦ и порталов госуслуг подсистемы обращения к этим справочникам. Отчасти эта работа проведена почти всеми разработчиками. Например, мы спокойно работаем со справочником адресов (ФИАС), ОКТМО. Но о массовом применении других справочников слышать не приходилось. Кстати, указанные справочники «статические», то есть при заполнении формы происходит обращение к локальной копии справочника. В возможность использования справочников он-лайн верится с трудом. Да и напомним, каждый справочник - это дополнительный веб-сервис, то есть программирование. При значительной переделке АИС МФЦ, портала госуслуг или смене методических рекомендаций СМЭВа эту работу предстоится делать заново. Работая в компании, которая имеет опыт создания существенно новой системы, я понимаю объёмы работ.

Мимоходом мы упоминали, про необходимость написания клиентов веб-сервисов для работы со справочниками. Оценим затраты на интеграцию со справочниками и передачу сведений в ведомственную систему в сотню клиентов веб-сервисов (по терминологии СМЭВ 3.0 - видов сведений). Примем, что каждая интегрируемая ведомственная система должна дать нам 5-7 видов справочников и каждая услуга даёт, как минимум, один клиент веб-сервиса/вид сведения. То есть интеграция с 10-ю системами по 50-ти услугам потребует создания и встраивания в АИС МФЦ сотню видов сведений. А ведь в светлом будущем все региональные и муниципальные услуги будут с помощью ведомственных информационных систем. Поэтому давайте удвоим количество интегрируемых систем и систем в два раза, получим две сотни видов сведений. Для сравнения - сейчас регионы используют «всего лишь» 60-80 видов сведений. Кстати, обещанного снижения трудозатрат на написание вида сведения по технологии СМЭВ 3.0 не происходит.

 

2. Анализ по стоимости

Из экспертных соображений на подсистемы ввода, справочники приходится до четверти стоимости системы. То есть по-хорошему, в АИС МФЦ или портале надо реализовать четверть региональных ведомственных систем, систем Росреестра, ФНС, ПФР, ... Мы все понимаем, что бюджеты каждого указанного ведомства на информатизацию и региональные бюджеты на порталы госуслуг и АИС МФЦ не сопоставимы.

Несколько цифр.

Рассмотрим для примера несколько запутанный конкурс Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области - «выполнение работ по разработке программного комплекса поддержки взаимодействия между Отделением и ГБУ МФЦ г. Москвы и Московской области по предоставлению государственных и муниципальных услуг». Стоимость создания системы и автоматизации 5-ти услуг со стороны ПФР составляет чуть больше 20 млн руб.

Для сравнения можно посмотреть конкурс «оказание услуг по разработке и внедрению автоматизированной информационной системы по автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Омской области». Исходная стоимость поставки и внедрения АИС МФЦ, внедрения и разработки 87-и услуг (часть из них с интеграцией), разработки сервисов взаимодействия со СМЭВ - 10 млн руб. 

Приведём расчёт стоимости услуги в рамках АИС МФЦ. Услуга без интеграции с ведомственными информационными системами может быть создана собственной службой МФЦ и потребует до одного месяца работ на техническое задание и собственно проектирование услуги. Работы с интеграцией в общем случае потребуют привлечения разработческой компании. Можно назвать следующие расценки - 100 тысяч рублей на ТЗ и проектирование + 200 на сервис интеграции с ведомственной системой и реальный ввод в эксплуатацию. Где-то можно сэкономить (например, в нашей АИС МФЦ обеспечивается автоматический вызов сервисов межведомственного взаимодействия, кому-то такой режим не нужен) или потратить больше (мы не учли интеграцию справочников!). На самом деле мы вывели за скобки собственно интеграционные работы, наивно считая, что описание сервиса-поставщика идеальное и полное, а наличие сервиса-поставщика на портале СМЭВ означает его полную работоспособность. На практике сочетание всех факторов встречается редко, поэтому каждая интеграция - отдельный проект с дополнительными затратами.

Обобщим затраты:

  • Стоимость каждой услуги составит около 300-т тысяч рублей. При оказании 100 услуг общая стоимость составит 30 млн рублей (200 услуг - 60 млн руб.).
  • Доработка существующих АИС МФЦ (в зависимости от их идеологии) может потребовать несколько миллионов рублей, возьмём 10 млн.

Итак, нижняя граница модернизации АИС МФЦ составит 40 млн рублей. Среднеоптимистическая оценка - 70 млн руб. без учёта ежегодного обновления услуг и сервисов.

 

3. Исторические параллели

Ещё раз подчеркну, многие АИС МФЦ раньше принадлежали к классу документооборота и обеспечивали внутренние процессы МФЦ. Теперь требования стали другими и АИС МФЦ сближается с подходом порталов госуслуг, то есть можно использовать опыт создания услуг на порталах.

Итак, несколько лет назад начались массовые работы по переводу услуг в электронный вид. Регионы заказывали десятки услуг на ЕПГУ и региональных порталах, шло соревнование, анализ доступности услуг с ЕПГУ. Что же мы имеем сейчас - услуги в электронном виде не оказываются. Об этом прямо говорят представители Минкомсвязи на уже упоминавшемся Консультативном совете, по крайне мере, я так понял. Такой же вывод можно сделать, анализируя собственный опыт. Я участвовал в проектах, в которых удалось запустить три массовые услуги (несколько тысяч запросов в год). Каждый из этих проектов - штучная работа, в которой участвовали четыре сильно мотивированные на результат группы - профильный заказчик (например, Департамент образования области), Департамент информатизации области, разработчик ведомственной системы, разработчик портала. Кстати, в некоторых случаях мы отступали от описанного мною «канона» электронной услуги (формы - сервисы по формату СМЭВ - ведомственная система).

Среди чужих достижений прошлого года - около 264 тысяч обращений за услугой в Новосибирской области для проверки состояния очереди (не наш проект). Как я понимаю, самая массовая услуга на ЕПГУ - проверка штрафов ГИБДД. И других массовых услуг я не припомню.

Конечно же, изначально количество «портальных» электронных услуг, в 5-10 раз меньше чем «электронных услуг мфц» (за счёт документов личного хранения), но технологические и организационные проблемы интеграции одинаковые. Поэтому результат электронных услуг МФЦ с интеграцией с ведомственными системами будет близок к результату по портальным госуслугам.

 

Итого, попытка взятия очередной вершины АИС МФЦ - взаимодействие с федеральными и региональными ведомственными системами на базе нынешнего подхода (реальная форма заявления, поддерживающая сложную модель данных, интегрированная со справочниками, сервис взаимодействия с ведомственными системами) обостряет вопрос - можно ли надеяться на результат в текущей технологической модели?


Тэги:   #портал госуслуг   #АИС МФЦ  

0   
Геннадий Копаев 68 статья

Поделиться

Добавить Пожаловаться

Связанные статьи