В Москве создается инфраструктура на базе IT-технологий

Автор: Ксения Садовская 16 октября 2013 г. 16:32:28 Регион: г. Москва 2 714   0
Есть такое международное понятие «smart city» — умный город, город как единая информационная система. Во многих странах реализуются амбициозные проекты по развитию современной городской инфраструктуры. Айтишники соревнуются в том, у кого получится интереснее то или иное решение. Основные составляющие концепции — доступность разнообразных услуг и «электронное правительство». В этом смысле Москва уже стала smart city. Но высокотехнологичность как таковая — не самоцель.

Депутаты Мосгордумы поддержали проект бюджета на 2014–2016 годы. Приоритетом развития столицы станет заявленная еще в ходе выборов мэра программа «Москва — город, удобный для жизни». За три года на нее будет потрачено в общей сложности более 9 триллионов рублей. Реализация программы будет проходить по ряду направлений, названия которых говорят сами за себя — «Здоровый город», «Мобильный город», «Образованный город» и «Социально защищенный город».

Однако формирование комфортного, удобного для жизни города возможно только при условии активного участия самих жителей в управлении городом, а также повышения качества и доступности предоставляемых государственных услуг. Этим и занимается направление «Мобильный город». С целью информирования жителей были созданы городские порталы. Они же стали инструментом управления: москвичи могут оставлять жалобы и следить за действиями чиновников. Централизованные порталы правительства Москвы — инструмент, позволяющий через раскрытие информации и вовлечение жителей в городское управление создать новый управленческий инструмент в органах исполнительной власти.

 

 
   
 

фото: Валерия Тавризова

 
 

 

Еще один приоритет — создание удобной, клиентоориентированной, независимой от действий конкретного чиновника системы предоставления государственных услуг. Для этого сотни госуслуг были переведены в электронный вид. Получить нужную справку или записаться к врачу можно через Интернет.

Третий приоритет — развитие местного самоуправления. Этот потенциал многие годы использовался недостаточно эффективно. Летом 2012 года в Москве произошли существенные изменения в полномочиях органов местного самоуправления, главная задача которых — привлечь население и избранных муниципальных депутатов к управлению городом.

«МК» внимательно рассмотрел механизмы, которые были созданы московскими властями для привлечения москвичей к управлению городом.

Новые подходы к управлению городским хозяйством и повышению комфортности повседневной жизни сегодня востребованы в любом городе. Но в таком мегаполисе, как Москва, они жизненно необходимы. Масштаб проектов может быть разный, но цель любого проекта, будь то портал «Дороги Москвы» или школьный электронный дневник, общая — доступность информации, удобство использования и экономия времени.

Решения должны быть экономически оправданны, чтобы на их внедрении и дальнейшем использовании не разорились налогоплательщики. Например, холодильник, сигналящий вам о том, что у йогурта на третьей полке истек срок годности, — smart-решение. Но удобство не оправдает затраты на такой умный холодильник. А вот интеллектуальная транспортная система, позволяющая анализировать ситуацию на дороге и настроить работу светофоров наиболее оптимальным способом, — и умное, и полезное для московских реалий решение.

Подобные «умные» нововведения должны действовать во всех областях: транспорт, безопасность, здравоохранение, образование. В 2011 году, когда Департамент информационных технологий только появился, не меньше года было потрачено только на то, чтобы навести порядок со связью. Все понимали, что информатизация без качественной связи невозможна.

Миссию (именно это определение выбрали чиновники) Департамента информационных технологий его руководитель Артем Ермолаев определил так: «Предмет первоочередного внимания — использование информационных технологий в социальной сфере. Они призваны активно помогать образованию, став средством формирования человеческого капитала и технологического развития экономики города и страны. Упростить доступ к медицинским услугам, став залогом оздоровления нации. Содействовать формированию полноценного гражданского общества, освобожденного от ненужных административных барьеров, обладающего большими возможностями для самореализации и улучшения качества своей жизни».

При этом ситуацию в образовании и здравоохранении в 2012 году Ермолаев называл плачевной. Чиновник имел в виду информатизацию этих сфер. Город не видел и не понимал, как живут и работают эти отрасли — какова доступность врачей, какие школы загружены и так далее и так далее. Система была абсолютно непрозрачной.

Вслед за соцблоком был сделан упор на программу «Открытое правительство». Ее цель — более активное взаимодействие органов власти с жителями. Запуск интерактивных порталов «Дома Москвы», «Дороги Москвы» и «Наш город» дали горожанам возможность выплеснуть то, что накипело по отношению к экосистеме, в которой он живет, — дороги, двор, подъезд. Самым сложным оказалось заставить чиновников реагировать на жалобы граждан в Интернете. Рабочий процесс устроили таким образом, что в случае невнимания госслужащего к тому или иному запросу гражданина или уклонения от исполнения определенных действий автоматически подключается контрольный или надзорный орган и чиновнику приходится отвечать уже перед ним. При этом он еще и взыскание может получить.

Большой блок работы был посвящен госуслугам. На столичном портале госуслуг (pgu.mos.ru) зарегистрировано более миллиона пользователей. Среднее количество обращений в сутки — 50 тысяч запросов. Перечень интерактивных услуг расширяется. Своей основной задачей департамент поставил насытить рынок услугами в электронном виде, а потом оттачивать их до совершенства.

Департамент активно «мобилизирует» горожан. До 30 процентов москвичей не живут по месту своей регистрации. Для них мобильные приложения могут быть особенно полезны. Напоминание о визите к врачу, сообщение о том, что ГИБДД выписала новый штраф, что машина эвакуирована, ребенок не пришел в школу, — такого рода SMS приходят тем, кто подключил мобильные приложения.

Еще одним принципиальным вопросом было ЖКХ. Тут требовался качественно новый подход с точки зрения платформенного решения. Отрасль всегда была достаточно продвинутая. Но важно было не только получать цифры с датчиков (ведь датчики можно обмануть), а видеть город в прямом смысле слова. В 2012–2013 годах была значительно усовершенствована система городского видеонаблюдения. У нее две цели — просмотр города для коммунальщиков, чтобы столица была чистой. И для силовиков — чтобы столица была безопасной. Теперь, если чиновнику докладывают, что техника после непогоды вышла на улицы, он может лично в этом убедиться с помощью видеотрансляции.

 

 
   
 

фото: Валерия Тавризова

 
 

 

2013 год был назван Артемом Ермолаевым городом «возрастающих аппетитов». Если раньше информационные технологии воспринимались как игрушка, то сейчас в их работе видят конкретный результат. При этом год прошел с урезанным бюджетом. В 2012 году были сделаны достаточно большие вложения капитального и инфраструктурного характера. В 2013 году они уже не требовали финансирования. То есть в предыдущем году много затрат было на технику, в этом — на внедрение софта.

 

 
   
 

фото: Валерия Тавризова

 
 

 

Если сравнивать бюджет на информационные технологии в Москве с почти любым другим городом, то перевес в сторону столицы будет огромным. Поэтому Департамент ИТ фактически отказался участвовать в конкурсе Минсвязи на финансирование региональных программ информатизации.

Несколько лет потребуется для того, чтобы подтянуть информатизацию Новой Москвы до уровня «старой». Это связано с тем, что информатизации без телекоммуникаций быть не может. Как только появится связь, подключение, например, системы здравоохранения займет не больше суток.

 

 
   
 

фото: Валерия Тавризова

 
 

 

Неотложная задача — оптимизация транспортных потоков за счет внедрения эффективных и производительных механизмов автоматизации движения и управления пассажиропотоком. Передвижение по городу должно стать не только простым и быстрым, но и безопасным. И здесь информационные технологии могут стать решающим ресурсом.

«При этом важно сохранить все лучшее, что накоплено предыдущими поколениями. Информационные технологии призваны сыграть выдающуюся роль в популяризации богатой московской истории, культуры, — это тоже определения миссии департамента. — Век информации уже наступил. Его возможности, которые помогут Москве раскрыть свой огромный внутренний потенциал, должны быть полностью использованы».

http://www.mk.ru/nasha-moskva/spravka/article/2013/10/15/930932-gorod-ot-uma.html


Тэги:   #информационное общество. электронное правительство  

0