ИКТ в госсекторе: первые итоги перезагрузки

Автор: Ксения Садовская 10 октября 2013 г. 17:17:00 3 276   0
Масштабная конференция с таким названием, организованная 26 сентября 2006 г. CNews Analytics и CNews Conferences, коснулась самых разных аспектов информатизации госсектора. Немало докладов касалось электронного правительства и портала госуслуг. В этих сферах сделано много, но предстоит еще больше. В основном требуются тестирование и отладка заявленных сервисов.

Многие области деятельности организаций госсектора информатизированы. В разработке и внедрении ИТ-систем участвуют десятки и сотни вендоров. Среди ключевых можно выделить «Ростелеком», предоставляющий оборудование и каналы связи, объединяющие федеральные и региональные ведомства, и программное обеспечение для обслуживания электронного правительства. Один из последних завершенных проектов, по словамДмитрия Гуртова, исполнительного директора и директора департамента регионального развития проекта «Информационное общество» компании «Ростелеком», связан с созданием конструктора форм для описания электронных госсуслуг на федеральном портале.

С 2010 г. «Ростелеком» принимает активное участие в проектах РИЭП, МИС, ЖКХ и др.

Пилотные проекты по его адаптации успешно завершены в нескольких российских регионах, конструктор готов к массовому внедрению во всех субъектах федерации. «Ростелекомом» разработаны методические материалы, курсы и методология подключения новых услуг. Так, каждый предлагаемый регионом новый сервис проходит тестирование на специальных стендах и затем уже публикуется на портале госуслуг. Помимо этого, внедряются рабочие места регионального оператора, развивается ряд проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, а также поддерживаетсяинфраструктурадля проектов, связанных с безопасностью города: это не только камеры наблюдения, уже подключенные во многих российских городах, но и системы оповещения, диспетчерские центры. Так, информационная система для здравоохранения опробована уже в 32 регионах РФ, применяется в свыше 2,1 тыс. медучреждений, а число записавшихся на прием ко врачу через электронную регистратуру составляет почти 7 млн человек.

Весьма активно работают с госпредприятиями и банки – не секрет, что целый ряд услуг являются платными. Создавать для их обслуживания какую-то отдельнуюинфраструктурубессмысленно: у банков уже существует и сеть банкоматов, и филиальные сети, и налажены коммуникации с клиентами различных социальных слоев. Надо лишь научиться пользоваться всем этим «хозяйством». Одна из особенностей оплаты за госуслуги, по словамАндрея Чучелова, генерального директора BSS Engineering, заключается в том, что потребители услуг и плательщики — не всегда одно и то же (скажем, родители оплачивают услуги дошкольных учреждений, школ и др.), потому идентификация потребителя – одна из основных проблем. Тем не менее проект продолжает развиваться. В настоящее время в рамках созданнойинфраструктурыобслуживается около 660 учреждений, подключено 11 кредитных организаций, которые за прошедший год обработали почти 128 тыс. переводов на сумму 215,8 млн руб.

«Электронная Москва» – достаточно успешный проект, обслуживаемый одноименной компанией, сервис-провайдером. Для его обслуживания используется 5 центров обработки данных, из которых 2 принадлежат Москве (наиболее крупный, к слову, построен в этом году), а остальные арендуются. В дата-центрах, по оценкамЮрия Хухашвили, советника генерального директора компании «Электронная Москва», работает две сотни различных систем. В этом году нагрузка на них возросла — информатизировано школьное образование, к соответствующейинфраструктуреподключены все школы. Благодаря этому в 2013 г. около 90 тыс. первоклашек были зачислены в школы электронным способом. Реализован и проект электронных дневников (хотя не все школы отказались от традиционных бумажных дневников — там учет ведется параллельно).

Упомянул Юрий Хухашвили о возможных проблемах, появляющихся при реализации таких масштабных проектов. Проблема чисто технологическая — сложно спрогнозировать, что произойдет при запуске системы, справится ли оборудование с нагрузкой. Не всегда ясно, что делать, если произошел инцидент.

Технологии и решения

Собранные в предыдущей главе проекты уже реализованы или близки к завершению, но ими информатизация госсектора не ограничивается. Рост числа госуслуг, создание ведомственных систем рано или поздно потребуют расширения спектра применяемых решений. Это касается и железа, и софта.

Владимир Волков, технический директор компании «Техносерв», отметил, что есть идеологическая недоработка и в существующих ИТ-системах, активно применяемых в госсекторе. Связана она не столько с функционалом, сколько с сопровождением. С 2011 г. требования к ИТ-системам для госсектора ужесточились, однако с точки зрения эксплуатации проблем с такими продуктами порой многовато. Поддержкой обычно занимается несколько компаний, каждая отвечает только за свой участок, а не за обеспечение работоспособности всей системы. Вполне возможна ситуация, когда каждый участник решает возникшую проблему в отведенный в договорах срок и никаких претензий к ним быть не может. Но проблемы же имеют обыкновение накапливаться, и каждую следующую будет решать другой интегратор. В результате время простоя той или иной системы и недоступности соответствующей услуги увеличивается катастрофически. Выход из положения — прибегать к системе управлению эксплуатацией и изменениями ИТ-решений.

Информатизация госсектора выходит на новый этап: число новых систем снизилось

Источник: «Техносерв», 2013

Еще одну причину столь неспешного развития электронного правительства озвучилСергей Грищенко, директор по работе с клиентами, Informatica Россия и СНГ. По его мнению, несмотря на то, что уровень отдельных ИТ-систем достаточно высок, они зачастую слабо интегрированы между собой, характерно это не только для России. Почти отсутствует интеграция между кредитными организациями и госструктурами через СМЭВ, подчеркнулАндрей Федорец, генеральный директор компании «АйДиСистемс». Он добавил, что сегодня сложно правильно идентифицировать плательщиков и потребителей услуг или взаимодействовать компаниям, работающим на федеральном уровне с региональными ведомственными ИТ-системами и порталами. Если разрешить на уровне нормативных актов обмениваться большим числом документов, то цепочка «юридическое/физическое лицо — кредитная организация — государство» позволит расширить число оказываемых услуг и обеспечит при этом двухсторонний канал связи.

Андрей Линев, генеральный директор компании «ИнтерТраст», напомнил, что российскому рынку документооборота в следующем году исполняется 20 лет. За это время рынок развивался достаточно логично, вендоры реагировали на запросы заказчиков и наращивали функционал продуктов. Сегодня системы документооборота имеют примерно одинаковую функциональность. Новые идеи в этой сфере появляются примерно раз в 3–5 лет, и сегодня рынок СЭД в ситуации неопределенности, куда двигаться дальше: в сторону ли интеграции с другими системами, в облака ли. Классические СЭД по-прежнему нужны для делопроизводства, управления контентом, атрибутирования и обеспечения жизненного цикла документа. Однако системы документооборота нового поколения, по мнению Андрея Линева, должны быть выполнены в сервисной архитектуре. При этом становятся актуальными задачи настраиваемых интерфейсов, персонализации получаемого контента, поддержки стандартных и нестандартных бизнес-процессов, а также элементы взаимодействия, аналогичные тем, что используются в Facebook и других социальных сетях.

Многие типовые ИТ-решения для госсектора, по словамТатьяны Батаровой, руководителя направления департамента комплексных проектов «Ланит», разработаны на открытых стандартах и продуктах, что не требует дополнительных лицензионных отчислений и каких-то существенных затрат на адаптацию. Но с этим мнением не согласилсяВадим Деянышев, генеральный директор компании «АйТи. Ведомственные системы». Конечно, типовые решения имеют право на существование, но на практике они не могут покрыть весь спектр потребностей регионов — там своя специфика структуры власти, бюджетов, плотности населения, развитости ИКТ и др. Стоимость «кастомизации» зачастую превышает разработку с нуля.

И открытые, и централизованные решения работают на платформах Microsoft, представленныхОльгой Карпман, менеджером по продвижению решения для дата-центров Microsoft, — не только и не столько традиционных десктопных, сколько в серверных платформах и облачной системе Azure. Эти продукты сертифицированы, могут использоваться при обработке персональной информации и, помимо прочего, включают в себя полный стек технологий от разработки до тестирования и развертывания.

ИТ-решение и новый электронный сервис недостаточно разработать, его еще нужно подвергнуть тщательному тестированию. И в компаниях, и в ведомствах госсектора нередко используется широкий спектр ПО — наряду с новейшими системами применяется устаревшее ПО, которое уже сложно масштабировать и модифицировать. Разработчики интегрируют продукты на уровне приложений, данных, информационных ресурсов, веб-сервисов или с использованием промежуточного ПО. Как отмечаетОльга Суша, директор департамента тестирования корпоративных систем, «Технологии качества» (A1QA), дальнейшая задача — это тестирование распределенных систем, которое позволяет определить, а насколько эффективно они взаимодействуют.

Такие продукты приходится исследовать на основе интеграционных подходов и на компонентном и на системном уровне. При этом важно учитывать, как мигрируют данные между системами, в каком режиме и какими методами обеспечивается это взаимодействие — на уровне файлов, БД, общих библиотек или при обмене сообщениями. Все тесты, кроме того, следует начинать с самых ранних этапов разработки-внедрения, даже если доступны еще не все компоненты. Когда требуется доступ к внешней системе, которая не может быть подключена к исследуемой, взаимодействие модулей можно эмулировать.

В ходе тестирования определяется, насколько применяемые форматы понимают различные компоненты распределенной системы, дублируется ли где-то информация, обеспечивается ли целостность данных и др. Тестировать приходится не только ИТ-системы, но и сами электронные услуги. Через программу «Гостест» (http://www.gos-test.ru) уже прошли Электронная Москва, а сейчас завершается проект в Саратовской области, где протестированы около 850 услуг. В процессе тестов было выявлены такие проблемы, как недоступность электронной услуги на портале (даже если она была опубликована в списке), проблемы межведомственного взаимодействия, а в половине случаев при воспроизведении услуги происходит сбой. Сейчас многие обнаруженные ошибки исправляются и, как уверяетПавел Гордейчук, директор по развитию компании «Гостест», реальное улучшение качества госуслуг можно ожидать только во второй половине следующего года.

Другие важные технологические аспекты информатизации госсектора — это коммуникации и видеосвязь. Как рассказалВладимир Гусев, менеджер по работе с госсектором, Polycom Россия, его компания поставила задачу сделать организацию сеансов видеосвязи предельно простой и доступной, чтобы один пользователь даже не задумывался о том, какие устройства или программные клиенты в наличии у другого пользователя. Сферы применения решений видеоконференцсвязи в госсекторе охватывает такие области, как, например, дистанционный прием сотрудников и населения, собеседование или консультации в удаленном режиме, образование, телемедицина, юриспруденция и судебная практика.

Передача видеосигнала по каналам связи зависит от их пропускной способности. Оператор может обеспечить любую ширину канала, но не скорость доставки пакета, на которую влияет задержка при доставке. Тем не менее, по мнениюЛеонида Денисова, регионального менеджера по России и СНГ Riverbed, решить проблему оперативной доставки данных несложно — в ассортименте компании уже есть аппаратно-программные комплексы для операторов связи, сервисных и облачных провайдеров, которые снижают задержки при передаче пакетов данных. Эти продукты обеспечивают LAN-оптимизацию, балансировку трафика и мониторинг сетей.

Планы на завтра

Помимо технологий, на конференции детально рассматривались вопросы, что уже достигнуто в сфере информатизации госсектора и что еще предстоит сделать... Открывший этот блокМаксим Казак, главный редактор CNews, напомнил, что в соответствии с нормативными актами всего через два года основные услуги будут оказываться в электронном виде, а число документов личного хранения сократится с нынешних 18 до одного.Олег Фомичев, статс-секретарь-заместитель министра Минэкономразвития РФ, уточнил, что так быстро отказаться от всех «лишних» документов и заменить их одной универсальной электронной картой (УЭК) вряд ли получится, но именно за этот период планируется отказаться по меньшей мере от 70% документов, сохранив их где-то в архивах. Электронные услуги востребованы у населения — по оценкамАлексея Козырева, директора департамента развития электронного правительства, Министерство связи и массовых коммуникаций, в этом году ими воспользовалось около 25% граждан. Впрочем, при сохранении динамики заложенные в законе показатели достигнуты не будут. Поэтому соответствующие сервисы нужно популяризировать, а заодно упрощать доступ к уже доступным электронным госуслугам.

Предложенный Алексеем Козыревым проект (он уже находится на этапе реализации) предполагает упрощение регистрации на портале госуслуг, а также реализацию таких инструментов, как электронная запись на прием в органы госвласти, и доработку интерфейсов с точки зрения юзабилити. При создании аккаунта потребуется всего лишь подтверждение по смс, в дальнейшем для новой учетной записи станут доступными некоторые популярные информационные госуслуги. Кроме того, была озвучена идея того, что электронные госуслуги должны обходиться существенно дешевле, чем оказываемые в многофункциональных центрах. К системе межведомственного электронного взаимодействия, за счет которой, собственно, и обеспечивается исполнение госулуг, сегодня подключены 83 субъекта федерации, свыше 1200 региональных органов власти и 5600 органов местного самоуправления.

Еще один аспект информатизации госсектора связан с УЭК. Основная проблемы связана вовсе не с эмиссией, а с построениеминфраструктурыдля их применения. Пока налицо замкнутый круг: нет эмиссии, частный бизнес не вкладывает в развитие инфраструктуры, а нет инфраструктуры — карты представляют собой всего лишь кусок пластика с чипом.Алексей Попов, президент организации «Универсальная Электронная Карта», предложил все же привлечь частный капитал, напечатать необходимое число УЭК на пятилетний период, раздать их определенным категориям граждан, например льготникам, а затем начать активно создавать инфраструктуру. Эти карты могут применяться как средство оплаты на транспорте, как инструмент доступа к госуслугам и т.п. Следующая эмиссия, если за это время дозреет проект электронного паспорта, на который можно возложить весь функционал УЭК, может и не потребоваться. Если же правительство не успеет выпустить паспорт, то можно продлить действие УЭК еще на 5 лет.

Далеко не все услуги целесообразно переводить в электронный вид, поскольку затраты достаточно велики, а отдача мала. Прежде нужно расставить приоритеты. Кроме того, предлагается изменить сам принцип ввода услуги: сначала разбивать ее на условные блоки и затем уже оценивать, имеет ли смысл реализовывать ее на основном портале. Параллельно нужно доработать и интегрировать всевозможные реестры, обеспечив к ним доступ из ведомственных систем. Сейчас, как отметил ряд выступающих, в частности,Руслан Гаттаров, член Совета Федерации Федерального собрания РФ, смысла внедрять новые системы нет, нужно довести до ума сделанное.

Руслан Гаттаров оценивает ситуацию с электронным правительством как плачевную. При этом он поясняет, что реально программа не работает. МФЦ должно привести к тому, что будут развиваться бэк-офисы ведомств, но этого пока не происходит. СМЭВ тоже не работает. Инфоматы и электронные очереди хотя и выполняют свою функцию, все же не позволяют говорить о том, что программа «Электронное правительство» работает на полную катушку. К тому же подавляющее большинство госуслуг (даже называется цифра в 95%) на едином портале не работоспособно. Чтобы повысить отдачу от портала, нужно расставить приоритеты для госуслуг федерального и регионального уровня, исходя из них доработать и унифицировать действующие ИТ-системы, а также внедрить решения для сбора и обработки статистики.

Именно эти шаги были проделаны в Казахстане. Опытом реализации электронного правительства поделиласьБикеш Курмангалиева, заместитель председателя правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг Зерде», Казахстан. И на технологическом и на нормативном уровне в стране закреплены многие аспекты информатизации. В частности, приняты единые реестры юридических лиц,недвижимостии прочих субъектов, запрещены на законодательном уровне какие-либо альтернативные их идентификаторы. Подключены основные инфраструктурные компоненты для обслуживания портала госуслуг, достаточно широко применяются электронные карты и записанные на них ЭЦП. В обозримых планах внедрение мобильного доступа к госуслугам, перенос в электронный формат всех разрешительных документов, а со следующего года стартует проект «Гособлако». Кроме того, активно популяризируются госуслуги — это делается и по оффлайновым каналам (некие аналоги российских многофункциональных центров), так и через онлайн. Все эти меры позволили Казахстану оказывать не только отдельные услуги, например выдачу документов или запись на прием, но и комплексные услуги, состоящие из связанных по цепочке сервисов.

Трансформация электронного правительства Казахстана началась в 2012 г.

Завершил обзор реализуемых сегодня программ информатизации госсектораРоман Сафронов, заместитель директора департамента информационных технологий и связи Министерства здравоохранения РФ. Несмотря на то, что и этот проект рядом экспертов резко критикуется (например, Руслан Гаттаров оценил его как провальный, отметив, что потрачены десятки миллиардов рублей на создание, по сути, электронной регистратуры), Роман Сафронов успокоил всех. На самом деле информатизация коснулась не только новых форм записи на прием ко врачу, но и многих других аспектов. Единая информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) базируется на открытом ПО и обеспечивает поддержку управления системой медпомощи. В нее включены компоненты для записи к врачу в электронном виде, быстрого заполнения форм, заказа лекарств, а также доступа к личному кабинету. В целом ЕГИСЗ уже работает, разрабатываются сервисы для врачей, например диагностические системы, системы для оформления электронных рецептов и др. Добавим, что в Самарской области недавно стартовал пилотный проект по электронным больничным. Стоимость рабочего места оценивается в среднем 65 тыс. руб. с учетом компьютеров, сетевого оборудования, ЦОД и ПО.

Унификация ИТ сдерживает информатизацию

Завершила конференцию панельная дискуссия, на которой были подведены некоторые итоги информатизации и обсуждены многие озвученные в рамках основных сессий предложения, идеи и концепции. Провел ее Максим Казак, главный редактор CNews. К участию в дискуссии были приглашены руководители ИТ-служб ряда регионов, включая Санкт-Петербург, Краснодар, Пензенскую, Ярославскую, Тюменскую области, а также коллеги из Казахстана. Активное участие приняли в ней и другие посетители конференции.

Первая, вызвавшая бурное обсуждения тема, – целесообразность унификации информационных систем. Общее мнение было таково: унификация приведет лишь к усложнению, удорожанию информатизации. К тому же, как отметили некоторые участники, в частностиМаргарита Маслова, заместитель директора Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, сервис-ориентированная архитектура, на основе которой базируется большинство региональных ИТ-систем, решает задачу интеграции информационных систем без необходимости внутренних доработок. В силу специфики ряда регионов, их исполнительных органов власти, по словамЛеонида Кесельбренера, заместителя председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания, унификация и вовсе невозможна. Иначе говоря, федеративное устройство России – это сдерживающий фактор на пути унификации ИКТ.

Бикеш Курмангалиева подметила, что состояние дел в Казахстане принципиально отличается от России. Региональную власть и региональные услуги с точки зрения управления как раз предполагается унифицировать, чтобы граждане независимо от места проживания получали необходимые сервисы в полном объеме.

На предложение оценить эффективность модели построенияинфраструктуры– арендуемую облачную модель или внутреннюю – представители ИТ-подразделений региональных органов власти предпочли золотую середину: для каких-то задач подходят облака, а для каких-то – локальная инфраструктура. Дмитрий Гуртов подметил, что первая модель более управляемая и быстрее адаптируется под новые требования, хотя и согласился с тем, что далеко не все можно сделать в рамках облаков.

Электронное правительство, как и информатизация прочих сфер, включая образование, ЖКХ, здравоохранение, сегодня буксует. Этому было посвящено немало докладов на основной конференции. Еще одну из причин назвалАндрей Никуличев, председатель Комитета информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области – он считает, что из-за частых изменений в законодательстве приходится постоянно менять и ИТ. В Вологодской области с недавних пор введена практика аудита новых нормативных актов на предмет их влияния на информационные технологии.

Маргарита Маслова добавила в перечень ведомственную разобщенность и отсутствие единого центра компетенции в сфере ИТ на уровне государства. Вообще, идея создать в масштабах некое подобие единой ИТ-службы, возглавляемой наделенными необходимыми полномочиями CIO, понравилась всем участникам панельной дискуссии. К слову, такую же вертикаль управления хочет построить у себя и Казахстан.

В финале участники панельной дискуссии высказались о ключевых достижениях в сфере информатизации регионов. Все отметили, что за последние годы практически целиком была построена ИКТ-инфраструктура, и теперь стоит задача научиться правильно ее использовать, обучить чиновников, персонал и донести сервисы до потребителей, то есть до всех граждан страны.

Виктор Серебряков: Очень важно согласовать технологическую карту межведомсвенного взаимодействия

На вопросы CNews ответил Виктор Серебряков, вице-президент, директор Департамента комплексных проектов ЛАНИТ.

CNews: Какие государственные инициативы в области ИТ последнего времени вы считаете ключевыми

Виктор Серебряков:Одним из ключевых государственных ИТ-проектов за последнее время является реализация учета платежей и начислений за предоставленные государственные и муниципальные услуги, штрафов, пошлин на базе Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Надо понимать, что это подразумевает регистрацию в СМЭВ всех банков, принимающих подобные платежи, штрафы, пошлины.

Кроме того, не стоит забывать о создании Единого портала государственных услуг и перевода их в электронную форму (проект выполняемый, по большей части «Ростелекомом»), а также созданиеинфраструктурыэлектронного правительства.

Конечно же, следует упомянуть об автоматизации деятельности Многофункциональных центров предоставления госуслуг (МФЦ). Такие проекты сейчас идут во всех регионах России, что обусловлено возрастающими потребностями граждан, а также требованиями нормативно-правовых актов. Современная автоматизированная система должна поддерживать процесс предоставления государственных и муниципальных услуг и обеспечивать достижение требуемых показателей работы МФЦ. Кроме того, она должна интегрироваться синфраструктуройэлектронного правительства (СМЭВ, ЕПГУ, ЕСИА, УЭК, ГИС ГМП, ИАС МКГУ), ведомственными информационными системами, центрами телефонного обслуживания, поддерживать работу с информационными киосками и электронной очередью.

CNews: Как, на ваш взгляд, можно повысить эффективность реализации крупнейших госпроектов (например, внедрения СМЭВ)?

Виктор Серебряков:Любой масштабный проект – это комплексная сложная задача. И ее решение должно происходить поэтапно. В рамках межведомственного взаимодействия, конечно, необходимо дорабатывать нормативно-правовую базу, особенно в области взаимодействия между региональным и федеральным уровнями.

Кроме того, существует еще ряд причин, который замедляет переход на предоставление услуг в электронный вид. Прежде всего, это сама сложность организации процесса межведомственного взаимодействия. Необходимо понимать, что приступая к внедрению новой системы, важно обеспечить, чтобы все его участники установили полномочия или иными словами согласовали технологическую карту «межведа». Поэтому необходимо урегулировать информационные потоки: унифицировать запросы и ответы (адаптеры и веб-сервисы), ввести единый реестр прав. Все процедуры должны быть четко установлены и стандартизированы, тогда внедрение новых технологий пойдет эффективнее.

CNews: Какое влияние инициативы государства оказывают на российский ИТ-рынок?

Виктор Серебряков:Инициатива госструктур по автоматизации является одним из основных двигателей развития ИТ-отрасли. О необходимости дальнейшей информатизации различных сфер деятельности осознают практически все государственные органы. Тенденцией последнего времени является увеличивающийся процент комплексных, интеграционных и типовых решений, востребованных госструктурами.

CNews: Какова роль госзаказа в деятельности вашей компании?

Виктор Серебряков:Департамент комплексных проектов ЛАНИТ специализируется именно на создании ИТ-решений для государственного сектора. Нашим приоритетным направлением деятельности является разработка и внедрение сложныхинфраструктурныхрешений и информационных систем. Говоря о проектах, выполняемых нашей компанией, можно упомянуть крупные ИТ-проекты, реализуемые в Минэкономразвития РФ и Федеральном казначействе.

Юрий Хухашвили: Чем больше жителей будет пользоваться московским порталом госуслуг, тем качественнее станут услуги

На вопросы CNews ответил Юрий Хухашвили, советник генерального директора компании «Электронная Москва».

CNews: Каковы особенности информатизации Москвы как столицы России? Какие новые задачи возникают в этой связи?

Юрий Хухашвили:Особенности информатизации очень сильно зависят от особенностей самой Москвы. Жители и бизнес требуют высокого качества услуг и постоянной их доступности. Поэтому главной особенностью информатизации я бы назвал нацеленность на удовлетворение потребностей пользователей - жителей города.

Общегородские порталы пользуются огромной популярностью у москвичей. Благодаря сервисам порталов «Наш город», «Дома Москвы», «Дороги Москвы» жители реально участвуют в повышении качества жизни в городе. Поэтому и задачи формируются соответствующие — это обеспечение стабильной работы сервисов в пиковые нагрузки, их гарантированная доставка, функциональность, гибкая интеграция изменений архитектуры, централизация систем.

CNews: Насколько востребованы в столице новейшие решения, например, такие как облака?

Юрий Хухашвили:Это еще одна особенность информатизации Москвы. Облака — не новейшее решение. Примерами успешного функционирования облачнойинфраструктурыгорода являются различные информационные системы. Единая почтовая система обеспечивает сегодня работу 30000 почтовых ящиков сотрудников ОИВ города Москвы и подведомственных им учреждений. 42000 пользователей из 1800 организаций объединены в единой среде доверия системой юридически значимого электронного документооборота Правительства Москвы.

Облака в Москве востребованы не потому, что это дань моде. Сервисы, которые мы предоставляем в облаке, удобны для города. Они позволяют сократить капитальные затраты на информатизацию. Более того, сервис оплачивается за отчетный период по количеству пользователей и его доступности, то есть заказчик платит столько, сколько пользуется сервисом.

CNews: Насколько востребованы жителями и бизнесом Москвы электронные госуслуги? Что мешает/способствует их широкому распространению?

Юрий Хухашвили:Чтобы электронные услуги были востребованы жителями и бизнесом, они должны быть им необходимы и интересны. Эту задачу, по-моему, успешно решает Департамент информационных технологий города Москвы. Внедряются услуги, которые реально упрощают жизнь, экономят наше время. Очень радует, когда собеседник рассказывает, как он легко записал ребенка в первый класс, именно в ту школу, которую хотел. Ведь в этом году 90000 детей было записано в первый класс через Портал госуслуг.

А радостное лицо автовладельца, который до сих пор не получил ни одного СМС-уведомления о штрафе ГИБДД! Должен заметить, услуга работает. Я получал такую СМС. Более того, СМС приходит с уведомлением о поступлении оплаты штрафа в подразделение УГИБДД г. Москвы.

Недавно я записал сына в спортивную секцию благодаря электронной услуге записи в учреждения допобразования.

Электронных услуг много. Но прежде всего мешает недоверие самих жителей. Они не могут поверить, что электронная услуга будет предоставлена. Конечно, бывают ошибки. Например, ответственные за услугу организации могут предоставить данные с ошибкой. Запись в спортивную секцию с 10 лет, а в паспорте услуги написали 11. Вам придет отказ, если ребенку 10. Лучшее средство повысить качество услуги, это чаще ею пользоваться. Чем больше жителей будет пользоваться московским порталом госуслуг, тем качественнее услуги будем мы с вами получать.

CNews: Что ваша компания готова предложить в этой связи?

Юрий Хухашвили:Задача «Электронной Москвы» обеспечить бесперебойное функционирование общегородских информационных систем. Это очень большая социально-значимая ответственность. Не могут не работать та же запись в первый класс или электронный документооборот Правительства Москвы.

Поэтому мы постоянно совершенствуем ИКТ инфраструктуру, которая и обеспечивает высокую доступность предоставляемых сервисов. Сегодня мы эксплуатируем ИС в пяти ЦОДах Москвы. Два из них наши собственные. Ядроминфраструктурыстал наш новый ЦОД, построенный в соответствии с высокими требованиями города, а значит жителей и бизнеса. Высоконагруженные стойки, системы электроснабжения и хладоснабжения обеспечивают уникальную, даже для Москвы, надежность, масштабируемость, безопасность и эффективность работы ИКТ-инфраструктуры.

Мы внедрили систему контроля качества функционирования информационных систем. Она позволяет не только фиксировать проблемы и управлять инцидентами. Она позволяет планировать развитие информационных систем на основе запросов пользователей, управлять изменениями прикладного ПО и масштабировать ИКТ-инфраструктуру по результатам нагрузочного тестирования.

Например, в системе электронного документооборота благодаря возможности анализировать запросы пользователей мы оптимизировали и существенно сократили сроки подключения АРМ. Пользователи сразу начинают работать в системе, потому что проходят специальный курс обучения. К этой системе мы подключаем заказчиков, контакт-центры, подрядчиков. Это целая экосистема, обеспечивающая качество предоставляемых услуг.

Созданная намиинфраструктурапозволяет существенно снизить расходы на старт проекта создания ИС, сократить сроки запуска пилота, провести полномасштабное функциональное и нагрузочное тестирование перед сдачей ИС в промышленную эксплуатацию.

Сегодня государственные и коммерческие организации могут размещаться в нашем ЦОД. Мы готовы предоставить и высоконагруженные стойки, и вычислительные мощности под требования информационной системы, и необходимые ресурсы для хранения данных, и все это обеспечитьвысококачественнымкомплексом услуг.

Андрей Чучелов: На ИТ-рынке достаточно необходимых программных решений

На вопросы CNews ответил Андрей Чучелов, генеральный директор BSS Engineering.

CNews: Как вы оцениваете успехи реализации крупнейших госпроектов (СМЭВ, ЕГИСЗ) в регионах?

Андрей Чучелов:Благодаря созданной информационно-телекоммуникационнойинфраструктуреСМЭВ, заработало электронное взаимодействие на уровне федеральных органов исполнительной власти, активно включился во взаимодействие финансовый сектор.

CNews: В чем главное отличие региональных проектов от федеральных?

Андрей Чучелов:Если в регионе решена проблема финансирования проекта, то принципиальных отличий нет. Компетентные специалисты и руководители уже появляются практически во всех регионах, а ИТ-рынок предлагает необходимые программные решения.

Отмечу такой фактор, как преодоление административного воздействия. Случается, что руководители попутно решают еще и политические вопросы, занимаются собственным пиаром, увлекаются достижением количественных псевдопоказателей эффективности, вместо того, чтобы сосредоточиться на функциональности решения и удобстве граждан.

CNews: С какими сложностями сталкиваются интеграторы при реализации проектов в регионах? Как их преодолевают?

Андрей Чучелов:Основных трудностей несколько. Во-первых, это низкое качество телекоммуникационнойинфраструктурырегионов (до сих пор имеет место отсутствие выделенных каналов связи), устаревшая аппаратная база удаленных участников электронного взаимодействия (как правило, муниципалитеты, ОМСУ).

Во-вторых, ограниченное целевое финансирование и, как следствие, выбор в пользу бесплатного системного ПО и недорогих конфигураций оборудования, что не всегда позволяет добиться заданных показателей отказоустойчивости и производительности работы внедряемых информационных систем.

В-третьих, все еще недостаточное число компетентных региональных специалистов, способных поддерживать и развивать полученные решения.

Для преодоления перечисленных сложностей BSS Engineering предлагает регионам ряд мер. Первое – применять технологии, работающие даже в условиях нестабильных каналов связи, с минимальными требованиями к оборудованию, комбинируя применение «тонких» и «толстых» клиентских рабочих мест.

Второе – привлекать местные компании, использовать проверенные временем и адекватные, с точки зрения затрат, решения, позволяющие добиться соответствующих ожиданиям заказчика и уровню развития егоинфраструктурырезультатов.

Третье – создавать объединенные проектные команды с привлечением управленцев и специалистов заказчика, подрядчика, а также местных субподрядчиков, для совместной работы. Проходить обучение.

CNews: Расскажите о наиболее интересном проекте, реализованном вашей компанией для государственного сектора. Какой ценный опыт вы из него вынесли?

Андрей Чучелов:Особо выделю участие в проекте создания Единого парковочного пространства города Москвы в части оплаты парковок с помощью Единого платежного шлюза.

Этот проект интересен, прежде всего, с точки зрения сотрудничества с грамотным взыскательным заказчиком, обладающим обширным опытом внедрения масштабных систем, сложнойинфраструктурой, который предъявлял серьезные требования к производительности и отказоустойчивости работы систем и ставил жесткие сроки.

В процессе выполнения проекта BSS Engineering представилась возможность сотрудничества с высококлассными экспертами и консультантами, взаимодействия с множеством соисполнителей, осуществления интеграции с внешними информационными системами многочисленных участников взаимодействия.

Это бесценно как с точки зрения приобретения нового опыта для компании, так и с точки зрения вклада в развитие пространства информационного взаимодействия государства и граждан.

http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/10/09/545786_6


Тэги:   #информационное общество. электронное правительство  

0